сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
статья (старшая группа) по теме
применение здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_zdorovya_detey.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.
В соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду», по которой мы работаем, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как на специальных физических занятиях, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. На участке ДОУ имеется беговая дорожка, футбольная площадка, прыжковая яма.
Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:
- водные процедуры, специальные оздоровительные игры
- витаминотерапию.
- дыхательная гимнастика
- проведение гимнастики после сна
- ходьба по солевой, ребристой дорожке
- полоскание рта
- обливание рук прохладной водой
В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, организуется обучение детей плаванию. Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.
Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимы:
- чёткая организация теплового и воздушного режима помещения
- рациональная не перегревающая одежда для детей
- соблюдение режима прогулок во все времена года (4 – 5 часов)
- сон при открытых фрамугах
- гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой)
- хождение босиком (при t пола 18° C)
В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обливание рук до локтя прохладной водой, купание в бассейне круглый год, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.
В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.
Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов
- индивидуальные беседы
- родительские собрания
- участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья
- посещение родителями занятий
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.
На участке детского сада создана экологическая учебная тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
На тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды, подвижные игры экологического характера, используется метод – эстетотерапия – любование красотой природы родного края: зимним небом, белоствольными красавицами, разноцветьем осенних листьев и цветов, первоцветами и т.п..
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни.
Педагогичекий совет...
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни
В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...
Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»
Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом о...
Буклет для педагогического совета «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия через повышение компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей»
Взаимодействие с семьёй....
Из опыта работы: « Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценности здорового образа жизни».
Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного учреждения.Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое и психическое ...
Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...
"Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни"
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...