Сеинар на тему " Совершенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые ФГТ"
план-конспект по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
Слайд 1
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы рассмотрим и обсудим очень важный для нашей системы ДО нормативный документ ФГТ к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Совершенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые федеральные государственные требования»
ФГТ – устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ДОУ, имеющими государственную аккредитацию.
До принятия ФГТ у нас были только временные ( примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ от 22 августа 1996 года.
Слайд 2
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, заключаются в следующем:
- Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей:
1.Физическое развитие
« физическая культура» развитие основных движений детей;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- воспитание физических и личностных качеств.
« Здоровье» сохранение и укрепление здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных, качеств.
2.Социальное –личностное развитие
« Безопасность» формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
« Социализация» личностное развитие воспитанников;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
« Труд» - формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту детей;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
3.Познавательно – речевое развитие
« Познание» развитие познавательно-исследовательской деятельности, конструирование;
- формирование сенсорных, элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира;
- расширение кругозора детей;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
- формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- формирование целостной картины мира;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
« Коммуникация» развитие активной речи детей в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
« Чтение художественной литературы»
формирование целостной картины мира;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству;
- развитие личностных и интеллектуальных качеств.
4.Художественно –эстетическое развитие
« Художественное творчество» развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие творчества;
- приобщение к изобразительному искусству;
- развитие физических (мелкой моторики рук), личностных и интеллектуальных качеств.
« Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.
Слайд 3
Образовательные задачи решаются в процессе
Слайд 4
- Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Решать поставленные задачи и цели предлагается:
- максимально приблизиться к разумному « минимуму» т.е не за счет « раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно – тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей;
- в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей ( смещен акцент с занятий).
______________________________________________________
Отказ от учебной модели в детском саду т.е от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволили педагогам, обучать детей так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Таким образом, на смену временным ( примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения реализуемым в ДОУ пришли ФГТ определяющим структуру общеобразовательной программы дошкольного образования ( далее Программа) и условия ее реализации.
Внедрение к структуре основной обще образовательной программы ДО послужили толчком к серьезной перестройке в содержании и формам работы нашего ДОУ с детьми, родителями и педагогами
Процесс перехода довольно сложный и вызывает массу вопросов.
В современном ДО существуют несколько комплексных программ на основании которых осуществляется воспитательно – образовательный процесс в детском саду. На данный момент данные программы не соответствуют ФГТ, которые направлены, на перестроение всего процесса.
Слайд 5
- Это и отмена учебной деятельности;
- это и обновление планирования ( комплексно – тематический вид);
- это интеграция образовательных областей;
- совершенствование мониторинга.
Слайд 6
Если раньше мы стремились к количеству ЗУН, то современные требования направлены на качественный уровень,
на развитие интегрированных качеств дошкольника.
Сам подход к организации воспитательного – процесса должен быть пересмотрен.
На данном этапе авторы комплексных программ приступили к переработке собственных программ в соответствии с ФГТ.
Слайд 7
Такие программы как:
« Успех» Н. Фединой,
« от рождения до школы» Н.Е. Веракса, М,А. Васильевой,
« Детство» Т.И. Бабаевой,
« Истоки» А.Г. Арушанова
Уже представили свои примерные основные общеобразовательные программы. Но они должны также пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ к 2013 году.
Слайд 8
Наше ДОУ работает по обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Мы делаем первые шаги к реализации ФГТ.
Слайд 9
Прежде чем начать работу в условиях ФГТ, мы создали творческие группы по разным направления работы в детском саду. Каждая группа разрабатывает план мероприятий по направления в работе по ФГТ.
В начале учебного года провели педсовет с использование ИКТ – где освещали работу ДОУ и реализацию поставленных задач.
Слайд 10
Был проведен семинар « Методические рекомендации по организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГТ».
Консультации как для молодых специалистов так и для опытных педагогов ДОУ с использованием ИКТ « Система планирования в рамках реализации ФГТ».
Опираясь на интеграцию образовательных областей воспитателям необходимо будет разрабатывать комплексно тематическое планирование занятий.
Слайд 11
Какие формы занятий должны будут использовать и применять в работе с детьми
Формы проведения занятий в ДОУ
№ | Виды занятий | Содержание заданий |
1 | Комплексное занятие | На одном занятии используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие |
2 | Тематическое занятие | Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным |
3 | Экскурсия | Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье других объектов социальной инфраструктуры района |
4 | Коллективное занятие | Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое |
5 | Занятие-труд | Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов |
6 | Интегрированное занятие | Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. |
7 | Занятие – творчество | Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника» |
8 | Занятие – посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
9 | Занятие – сказка | Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
10 | Занятие – пресс-конференция журналистов | Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим |
11 | Занятие – путешествие | Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети |
12 | Занятие – эксперимент | Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом |
13 | Занятие – конкурс | Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими |
14 | Занятие – рисунки-сочинения | Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам |
15 | Занятие – беседа | Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы |
16 | Комбинированное занятие | В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) |
Слайд 12
На первом этапе необходимо определить темы. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.
Это может быть планирование:
- по государственным праздникам ( День знаний, день города, Новый год, 23 февраля);
- сезонным изменениям;
- лексическим темам;
- направление группы ( народное творчество, художественное творчество).
Слайд 13
2 этап – каждый педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.
Например: проведение организованной образовательной области двумя и одним педагогам ( воспитатель + физ. инструктор, воспитатель + музыкальный руководитель).
Слайд 14
Педагоги должны ставить задачи развивающего характера перед собой и детьми и педагогами полностью должны их расписывать в плане.
Планирование образовательного процесса.
Дни недели. Дата Тема недели | Образовательные области | Совместная дея-ть взрослого и детей с учетом интеграции обр. областей | Индивидуальная работа | Образовательная Дея-ть в режиме дня | Орг-ия разв. среды для сам.дея-ти в игр.дея-ти | Взаим. С родителями | Прогулка | |
Групповая | Подгр. | |||||||
Понедельник |
Слайд 15
Тема | Развернутое содержание работы | Период | Итог |
« Осень» | Расширить знания детей об осени; - знакомство с профессиями; - закреплять знания о правилах поведения в природе; - чтение худ. Литературы… | С 10 по 30 октября | Развлечение « Осень», Выставка детских работ, Разработка проекта « Изменение листвы»…. |
Слайд 16
3 этап – на основании комплексно – тематического планирования в течении года педагоги разрабатывают календарное планирование. Они должны учитывать использование данных тем при проведении игр, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.
Слайд 17
Большое внимание уделяется в нашем детском саду совместной деятельности ребенка, во время которой он уединяется, занимается любимым делом или игрой.
Слайд 18
В условиях работы по ФГТ необходимо уделять огромное значение прогулке.
Слайд 19
Для оптимальной организации прогулок необходимо учитывать следующие части:
- беседа
- наблюдение
- индивидуальная работа
- трудовые поручения
- спортивные игры и общеразвивающие упраженения
Слайд 20
В рамках новых требований прогулка должна соответствовать теме, которая проводиться в образовательной деятельности.
Например:
Тема « Осень»
Беседа: « Перелет птиц».
Наблюдение за птицами, которые прилетают на участок.
П.игра: « Воробышки и автомобили», « Гуси – лебеди».
Индивидуальная работа:
- закрепление лексической темы « птицы»;
- закрепление сета, составление задач;
- выкладывание птиц из семян, веток;
- конструирование гнезда из веток.
Спортивные игры: ( игры с лентами « Изображение птиц», упражнение « Ласточка», прыжки на одной ноге « Цапля»).
Таким образом, прогулка становиться неотъемлемой частью воспитательного процесса.
Слайд 21
Работа с родителями в условиях ФГТ неотъемлемая часть воспитательно – образовательного процесса. В приемных групп для родителей вывешивается информация, проводятся консультации, беседы.
Слайд 22
В этом году на общем родительском собрании познакомили родителей с планом работы, а также подвели итоги конкурса
« Семейный герб», « Как я провел лето».
Заключение
В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. ФГТ в корне меняет взгляд, подход, систему работы на дошкольное воспитание. Дошкольное воспитание должно выйти на новый уровень. Выпускники должны обладать не только багажом знаний, но и уметь их применять , искать новые, развивать полученные.
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Что касается расписания занятий, методистами МИОО рекомендовано составлять его пока, как и прежде, на основе комплексной программы, но можно обозначить как «Реализация образовательных областей» и отметить какие области каждое занятие реализует. Например, занятие Развитие речи может решать задачи области: «Познание», «Коммуникация»; Ознакомление с окружающим: «Познание», «Социализация», Безопасность» и т.д. В течение дня должны реализовываться все образовательные области.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса. Например: если разобрать принцип интеграции по образовательной области физическое развитие. Физическое развитие осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игровых упражнений и занятий, но и при организации всех видов деятельности через физ. минутки, дидактические игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается внимание и на решение других образовательных областей:
- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх. При использовании спортивным инвентарём («Безопасность»);
- создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
- участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
- активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчёт мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений, просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
- проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Коммуникация»);
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);
- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий, рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
- ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и упражнений под музыкальное сопровождение («Музыка»).
Образовательная программа состоит из:
- обязательной части;
- части, формируемой участниками образовательного процесса.
Сочетание форм работы с детьми и детской деятельности
Двигательная |
|
Игровая |
|
Продуктивная |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Музыкально-художественная |
|
Чтение художественной литературы |
|
Принципы построения образовательной программы
- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Планируемые итоговые результаты освоения общеобразовательной программы дошкольного образования
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара " Соверщенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на новые ФГТ"
К конспекту семинара предлагаю вашему вниманию презентацию семинара для педагогов детских садов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.
Статья о введении ФГТ в систему дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований.
Статья о введении ФГТ в систему дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/06/picture-716334-1488748704.jpg)
Роль информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО
В условиях современного образования вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДОО является очень актуальным....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-141343-1568267578.jpg)
Учитель кузбасса 2018№2 (45) 2018Современные подходы к развитию системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
https://ipk.kuz-edu.ru/index.php?id=1576&Itemid=465&option=com_content...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1284720-1604236100.jpg)
План работы. Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты»
Тема: «Использование современных образовательных технологий в условиях перехода на новые образовательные стандарты» Цель деятельности: создание условий для регулярного осуществл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-1445494-1671614626.jpg)
Модернизация системы дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных требований
Обновление содержания дошкольного образования в условиях модернизации возможно за счет усиления вариативности образования, что является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает су...
Комментарии
семинар по ФГТ
Семинар «Совершенствование системы дошкольного образования в усл
Семинар «Совершенствование системы дошкольного образования в усл