по ребенку
материал на тему
Карта психологического изучения ребенка
общие сведения о классе
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_psihologicheskogo_izucheniya_rebenka.docx | 19.77 КБ |
obshchie_svedeniya_o_klasse.docx | 14.13 КБ |
metodika_diagnostiki_odarennosti_dlya_pedagogov_i_roditeley.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта психологического изучения ребенка
Лаврентьева М. В.
Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.
Ф.И.О.______________________________________________________________________________
Возраст_____________
Контакт (речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- контакт избирательный;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.
Эмоционально-волевая сфера:
- активен / пассивен;
- деятелен / инертен;
- бодрый / вялый;
- работает с удовольствием / из подчинения.
Неадекватное поведение:
- двигательная расторможенность;
- агрессивность;
- избалованность;
- колебания настроения;
- конфликтность;
- страхи.
Состояние слуха:
- норма;
- тугоухость;
- глухота.
Состояние зрения:
- норма;
- близорукость;
- дальнозоркость;
- косоглазие;
- атрофия зрительного нерва;
- слабовидение;
- слепота.
Моторика:
1. Ведущая рука:
- правая,
- левая.
2. Развитие манипулятивной функции рук:
- отсутствует хватание;
- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
- ограничена;
- недостаточная мелкая моторика;
- сохранная.
3.Согласованность действий рук:
- отсутствует;
- норма;
- тремор;
- гиперкинезы;
- нарушение координации движений.
Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- плохое переключение внимания;
- внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.
Реакция на одобрение:
- адекватная (радуется одобрению, ждет его);
- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
Реакция на замечание:
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
- адекватная (обижается);
- нет реакции на замечание;
- негативная реакция (делает назло).
Отношение к неудаче:
- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
- отсутствует оценка неудачи;
- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.
Работоспособность:
- крайне низкая;
- снижена;
- достаточная.
Характер деятельности:
- отсутствие мотивации к деятельности;
- работает формально;
- деятельность неустойчивая;
- деятельность устойчивая, работает с интересом.
Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).
Патопсихологическое обследование
Уровень развития деятельности:
- проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.
Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
- проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.
1. Адекватность употребления игрушек:
- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).
2. Характер действий с предметами-игрушками:
- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
- процессуальные действия;
- цепочка игровых действий;
- игра с элементами сюжета;
- сюжетно-ролевая игра.
Запас общих представлений:
- низкий, ограничен;
- несколько снижен;
- соответствует возрасту (N).
Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)______________________________________
____________________________________________________________________________________
Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
- представление о цвете отсутствует;
- сличает цвета;
- различает цвета (выделяет по слову);
- узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).
2. Восприятие величины:
- представление о величине отсутствует;
- соотносит предметы по величине;
- дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
- называет величину (N – в 3 года).
3. Восприятие формы:
- нет представления о форме;
- соотносит предметы по форме;
- различает геометрические формы (выделяет по слову);
- называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).
Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
- действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
- действие силой;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
- действия неадекватны / адекватные.
Способы выполнения:
- без учета величины;
- целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 - 6 колец):
- действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
- без учета величины колец;
- с учетом величины колец;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Кубики-вкладыши
Способы выполнения задания:
- целенаправленные пробы;
- перебор вариантов;
- примеривание;
- зрительное соотнесение.
Почтовый ящик
- действия неадекватные / адекватные.
Способы выполнения задания:
- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
- перебор вариантов;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).
Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 - 3 - 4 - 5 - 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).
Временные представления:
- части суток (N с 3 лет);
- времена года (N с 4 лет);
- дни недели (N с 5 лет);
- понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).
Количественные представления:
- порядковый счет (устно и пересчет предметов);
- определение количества предметов;
- выделение нужного количества из множества;
- соотнесение предметов по количеству;
- понятия "много" - "мало", "больше" - "меньше", "поровну";
- счетные операции.
Память:
1. Механическая память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.
2. Опосредованная (вербально-логическая) память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.
Мышление:
1. Уровень развития мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.
2. Элементы абстрактно-логического мышления.
Классификация предметов:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
"Четвертый - лишний":
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание картин со скрытым смыслом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность событий (серия сюжетных картин):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Общие сведения о ________ классе.
- Общее количество учащихся – __________ чел.
- Количество мальчики - __________ чел.
девочки – __________ чел.
- Количество учащихся адыгейской национальности – ____ чел.
- Количество учащихся, изучающих адыгейский язык - ____ чел.
(из них адыгейцев) – ____ чел.
адыгейская литература – ____ чел.
- Сведения о годах рождения по форме: 2001 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2002 г. - всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2003 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2004 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2005 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
Классный руководитель: ______________ / _______________________________ /.
Общие сведения о ________ классе.
- Общее количество учащихся – __________ чел.
- Количество мальчики - __________ чел.
девочки – __________ чел.
- Количество учащихся адыгейской национальности – ____ чел.
- Количество учащихся, изучающих адыгейский язык - ____ чел.
(из них адыгейцев) – ____ чел.
адыгейская литература – ____ чел.
- Сведения о годах рождения по форме: 2001 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2002 г. - всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2003 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2004 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
2005 г. – всего - ____ чел.
мальчики - _____ чел. девочки - _____ чел.
Классный руководитель: ______________ / _______________________________ /.
Директору МОУ «Эколого-
биологический лицей №35»
Маркиной И. В.
Фамилия _______________________
Имя ___________________________
Отчество _______________________
Место жительства_______________
_______________________________
Телефон _______________________
Заявление
Прошу Вас зачислить моего (мою) сына (дочь) __________________________________
___________________________ ученика (цу) _____________ класса в группу по изучению ________________________________________________________ с 1. 09. 2011г.
Дата ________________ Подпись _______________
Директору МОУ «Эколого-
биологический лицей №35»
Маркиной И. В.
Фамилия _______________________
Имя ___________________________
Отчество _______________________
Место жительства_______________
_______________________________
Телефон _______________________
Заявление
Прошу Вас зачислить моего (мою) сына (дочь) __________________________________
___________________________ ученика (цу) _____________ класса в группу по изучению ________________________________________________________ с 1. 09. 2011г.
Дата ________________ Подпись _______________
Предварительный просмотр:
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов для младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
Инструкция для детей
В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".
Инструкция для родителей
Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."
- решать логические задачи и задачи на сообразительность;
- читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
- петь, музицировать;
- заниматься физкультурой;
- играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
- читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
- делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
- играть с техническим конструктором;
- изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
- самостоятельно рисовать;
- играть в спортивные, подвижные игры;
- руководить играми детей;
- ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
- ходить в магазин за продуктами;
- читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
- играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
- самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
- соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
- разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
- содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
- убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
- конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
- знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
- самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
- читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
- объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
- ухаживать за домашними растениями;
- помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
- считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
- знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
- участвовать в постановке спектаклей;
- заниматься спортом в секциях и кружках;
- помогать другим людям;
- работать в саду, на огороде, выращивать растения;
- помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.
Дата__________ Фамилия, имя_______________ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
- математика и техника;
- гуманитарная сфера;
- художественная деятельность;
- физкультура и спорт;
- коммуникативные интересы;
- природа и естествознание;
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...