по ребенку
материал на тему

Карта психологического изучения ребенка

общие сведения о классе

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта психологического изучения ребенка

Лаврентьева М. В.

Карта психологического изучения ребенка дошкольного возраста заполняется психологом в ходе углубленной диагностики воспитанника детского сада с целью выяснения причин отклонений в развитии, поведении ребенка, дезадаптации воспитанника.

Ф.И.О.______________________________________________________________________________
Возраст_____________

Контакт (речевой, жестовый, мимический):
- в контакт не вступает;
- проявляет речевой негативизм;
- контакт формальный (чисто внешний);
- в контакт вступает не сразу, с большим трудом;
- не проявляет заинтересованности в контакте;
- контакт избирательный;
- легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно подчиняется.

Эмоционально-волевая сфера:
- активен / пассивен;
- деятелен / инертен;
- бодрый / вялый;
- работает с удовольствием / из подчинения.

Неадекватное поведение:
- двигательная расторможенность;
- агрессивность;
- избалованность;
- колебания настроения;
- конфликтность;
- страхи.

Состояние слуха:
- норма;
- тугоухость;
- глухота.

Состояние зрения:
- норма;
- близорукость;
- дальнозоркость;
- косоглазие;
- атрофия зрительного нерва;
- слабовидение;
- слепота.

Моторика:
1. Ведущая рука:
- правая,
- левая.
2. Развитие манипулятивной функции рук:
- отсутствует хватание;
- резко ограничена (манипулировать не может, но есть хватание);
- ограничена;
- недостаточная мелкая моторика;
- сохранная.
3.Согласованность действий рук:
- отсутствует;
- норма;
- тремор;
- гиперкинезы;
- нарушение координации движений.

Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
- ребенок плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте (низкая концентрация и неустойчивость внимания);
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное;
- быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности;
- плохое переключение внимания;
- внимание достаточно устойчивое. Длительность сосредоточения и переключения внимания удовлетворительная.

Реакция на одобрение:
- адекватная (радуется одобрению, ждет его);
- неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).

Реакция на замечание:
- адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием);
- адекватная (обижается);
- нет реакции на замечание;
- негативная реакция (делает назло).

Отношение к неудаче:
- неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки);
- отсутствует оценка неудачи;
- негативная эмоциональная реакция на неудачу или собственную ошибку.

Работоспособность:
- крайне низкая;
- снижена;
- достаточная.

Характер деятельности:
- отсутствие мотивации к деятельности;
- работает формально;
- деятельность неустойчивая;
- деятельность устойчивая, работает с интересом.

Обучаемость, использование помощи (во время обследования):
- обучаемость отсутствует. Помощь не использует;
- нет переноса показанного способа действия на аналогичные задания;
- обучаемость низкая. Помощь использует недостаточно. Перенос знаний затруднен;
- ребенок обучаем. Использует помощь взрослого (переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому). Осуществляет перенос полученного способа действия на аналогичное задание (N).

Патопсихологическое обследование

Уровень развития деятельности:
- проявление интереса к игрушкам, избирательность интереса.

Стойкость игрового интереса (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой):
- интереса к игрушкам не проявляет (с игрушками никак не действует. В совместную игру со взрослыми не включается. Самостоятельной игры не организует);
- проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес к игрушкам;
- проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам.

1. Адекватность употребления игрушек:
- совершает неадекватные действия с предметами (нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия);
- игрушки использует адекватно (использует предмет в соответствии с его назначением).

2. Характер действий с предметами-игрушками:
- неспецифические манипуляции (со всеми предметами действует одинаково, стереотипно – постукивает, тянет в рот, сосет, бросает);
- специфические манипуляции – учитывает только физические свойства предметов;
- предметные действия – использует предметы в соответствии с их функциональным назначением;
- процессуальные действия;
- цепочка игровых действий;
- игра с элементами сюжета;
- сюжетно-ролевая игра.

Запас общих представлений:
- низкий, ограничен;
- несколько снижен;
- соответствует возрасту (N).

Знание частей тела и лица (визуальная ориентация)______________________________________
____________________________________________________________________________________

Зрительное восприятие:
1. Восприятие цвета:
- представление о цвете отсутствует;
- сличает цвета;
- различает цвета (выделяет по слову);
- узнает и называет основные цвета (N – в 3 года).

2. Восприятие величины:
- представление о величине отсутствует;
- соотносит предметы по величине;
- дифференцирует предметы по величине (выделение по слову);
- называет величину (N – в 3 года).

3. Восприятие формы:
- нет представления о форме;
- соотносит предметы по форме;
- различает геометрические формы (выделяет по слову);
- называет (плоскостные и объемные) геометрические формы (N – в 3 года).

Складывание матрешки (трехсоставная – от 3 до 4 лет; четырехсоставная – от 4 до 5 лет; шестисоставная – от 5 лет):
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- действие силой;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы (N – до 5 лет);
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Включение в ряд (шестисоставная матрешка – с 5 лет):
- действия неадекватны / адекватные.

Способы выполнения:
- без учета величины;
- целенаправленные пробы (N – до 6 лет);
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Складывание пирамидки (до 4 лет – 4 кольца; с 4 лет – 5 - 6 колец):
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- без учета величины колец;
- с учетом величины колец;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Кубики-вкладыши

Способы выполнения задания:
- целенаправленные пробы;
- перебор вариантов;
- примеривание;
- зрительное соотнесение.

Почтовый ящик
- действия неадекватные / адекватные.

Способы выполнения задания:
- действие силой (допустимо в N до 3,5 лет);
- перебор вариантов;
- пробы;
- примеривание;
- зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).

Парные картинки (с 2 лет; выбор по образцу из двух, четырех, шести картинок).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конструирование:
1. Конструирование из строительного материала (по подражанию, по образцу, по представлению).
2. Складывание фигур из палочек (по подражанию, по образцу, по представлению).

Восприятие пространственных соотношений:
1. Ориентировка в сторонах собственного тела и зеркальное отображение.
2. Дифференцирование пространственных понятий (выше – ниже, дальше – ближе, справа – слева, впереди – сзади, в центре).
3. Целостный образ предмета (складывание разрезных картинок из 2 - 3 - 4 - 5 - 6 частей; разрез по вертикали, по горизонтали, по диагонали, ломаной линией).
4. Понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Временные представления:
- части суток (N с 3 лет);
- времена года (N с 4 лет);
- дни недели (N с 5 лет);
- понимание и использование логико-грамматических конструкций (с 6 лет обязательно).

Количественные представления:
- порядковый счет (устно и пересчет предметов);
- определение количества предметов;
- выделение нужного количества из множества;
- соотнесение предметов по количеству;
- понятия "много" - "мало", "больше" - "меньше", "поровну";
- счетные операции.

Память:
1. Механическая память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.

2. Опосредованная (вербально-логическая) память:
- в пределах возрастной нормы;
- снижена.

Мышление:
1. Уровень развития мышления:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное.

2. Элементы абстрактно-логического мышления.

Классификация предметов:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Четвертый - лишний":
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Понимание картин со скрытым смыслом:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последовательность событий (серия сюжетных картин):
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"___" ___________20__ г. Педагог-психолог



Предварительный просмотр:

                              Общие сведения о ________ классе.

  1. Общее количество учащихся –  __________ чел.
  2. Количество       мальчики - __________ чел.  

                              девочки –  __________ чел.

  1. Количество учащихся адыгейской национальности –   ____ чел.
  2. Количество учащихся, изучающих адыгейский язык -  ____  чел.

                                                            (из них адыгейцев) –  ____  чел.

                                                     адыгейская литература – ____  чел.

  1. Сведения о годах рождения по форме:            2001 г. – всего - ____  чел.

                                                                          мальчики - _____ чел.      девочки - _____ чел.                                                                                

                                                                                       2002 г. -  всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2003 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2004 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2005 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

Классный руководитель:  ______________ / _______________________________ /.

                              Общие сведения о ________ классе.

  1. Общее количество учащихся –  __________ чел.
  2. Количество       мальчики - __________ чел.  

                              девочки –  __________ чел.

  1. Количество учащихся адыгейской национальности –   ____ чел.
  2. Количество учащихся, изучающих адыгейский язык -  ____  чел.

                                                            (из них адыгейцев) –  ____  чел.

                                                     адыгейская литература – ____  чел.

  1. Сведения о годах рождения по форме:            2001 г. – всего - ____  чел.

                                                                          мальчики - _____ чел.      девочки - _____ чел.                                                                                

                                                                                       2002 г. -  всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2003 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2004 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

                                                                                       2005 г. – всего - ____ чел.

                                                                           мальчики - _____ чел.     девочки - _____ чел.

Классный руководитель:  ______________ / _______________________________ /.

                                                                                                       Директору   МОУ «Эколого-                  

                                                                                                       биологический  лицей №35»

                                                                                                       Маркиной И. В.                                                

                                                                                                       Фамилия _______________________

                                                                                                       Имя ___________________________

                                                                                                       Отчество _______________________

                                                                                                       Место жительства_______________

                                                                                                       _______________________________

                                                                                                       Телефон _______________________

                                                                     Заявление

     

        Прошу Вас зачислить моего (мою) сына (дочь) __________________________________

___________________________ ученика (цу) _____________     класса в группу по изучению ________________________________________________________ с 1. 09. 2011г.

Дата ________________                                                                          Подпись _______________                                                                                                      

                                                                                                     

                                                                                                       Директору   МОУ «Эколого-                  

                                                                                                       биологический  лицей №35»

                                                                                                       Маркиной И. В.                                                

                                                                                                       Фамилия _______________________

                                                                                                       Имя ___________________________

                                                                                                       Отчество _______________________

                                                                                                       Место жительства_______________

                                                                                                       _______________________________

                                                                                                       Телефон _______________________

                                                                     Заявление

     

        Прошу Вас зачислить моего (мою) сына (дочь) __________________________________

___________________________ ученика (цу) _____________     класса в группу по изучению ________________________________________________________ с 1. 09. 2011г.

Дата ________________                                                                          Подпись _______________                                                                                                      

                                                                                                     



Предварительный просмотр:

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Карта интересов для младших школьников

   Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

   При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду. что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.

   Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью-с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности, с одной стороны, как отправная точка - с другой. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

   В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т. д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак "-"; если нравится "+", если очень нравится, ставьте "++".

Инструкция для родителей

   Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-"; если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

  1. решать логические задачи и задачи на сообразительность;
  2. читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
  3. петь, музицировать;
  4. заниматься физкультурой;
  5. играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
  6. читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
  7. делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
  8. играть с техническим конструктором;
  9. изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
  10. самостоятельно рисовать;
  11. играть в спортивные, подвижные игры;
  12. руководить играми детей;
  13. ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
  14. ходить в магазин за продуктами;
  15. читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
  16. играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
  17. самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
  18. соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
  19. разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
  20. содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);
  21. убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;
  22. конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
  23. знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
  24. самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
  25. читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
  26. объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
  27. ухаживать за домашними растениями;
  28. помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
  30. знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
  31. участвовать в постановке спектаклей;
  32. заниматься спортом в секциях и кружках;
  33. помогать другим людям;
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения;
  35. помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

   Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на все вопросы.

Дата__________ Фамилия, имя_______________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35


Обработка результатов 

   Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

  • математика и техника;
  • гуманитарная сфера;
  • художественная деятельность;
  • физкультура и спорт;
  • коммуникативные интересы;
  • природа и естествознание;
  • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

   Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

Обработка результатов 

   Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...