« Синтез искусств на интегрированных музыкальных занятиях».
классный час (средняя группа) по теме
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но иактивизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетических вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпохи народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 38.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр Развития Ребёнка – д/с №34 «Аленушка»
ЭССЕ
на тему: « Синтез искусств на интегрированных музыкальных занятиях».
Автор – Максимова Эльвира Константиновна
2011г.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и
активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетических вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных
эпохи народов.
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к
постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Что является основополагающим в курсе «Синтез искусств» для дошкольников?
Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный опыт наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.
Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык, являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей многогранности может быть отражён только через единый духовный образ, каковым является искусство.
В-третьих, по своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма
относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей действительности.
В программе «Синтез искусств» Куревиной художественные средства различных искусств объединяются для достижения больших возможностей в развитии художественной культуры ребёнка, его творческих способностей.
Для того, что бы работать по этой программе, необходимо создание единого образовательного пространства, где усилия всех специалистов будут направлены на реализацию её содержания. В нашем дошкольном учреждении сложился прекрасный, творческий коллектив педагогов-единомышленников, в который вошли заведующая Зборомирская Г.П., музыкальный руководитель Максимова Э.К., руководитель изобразительной студии Яненко Н.В.
В нашем детском саду созданы все условия для работы по программе «Синтез искусств». В нём есть музыкальный зал с подиумом для оркестра, театральная комната с разнообразными видами театра, а так же костюмерная гримёрная, изобразительная студия «Семицветик» с необходимыми материалами для творческой деятельности детей.
Для ребят создана игротека, где они могу поиграть, например, обыграть полюбившийся сказочный образ, поупражняться в композиционном построении рисунка и Т.Д.
При изобразительной студии имеется музей русского искусства, в котором собраны изделия русской культуры, а так же создана художественная галерея детских выставочных работ.
В нашем детском саду на занятиях в музыкальном зале, дети слушают классическую музыку и стихи, любуются произведениями изобразительного искусства, учатся понимать и ценить прекрасное. Свои впечатления они передают в разных видах художественного творчества, музыкальном, изобразительном, театральном, литературном. Реализация программы «Синтез искусств» проходит в разнообразных формах занятий. Одной из интересных форм работ, на мой взгляд, является выполнение детьми творческих заданий после прослушивания и анализа музыки. Дети передают настроение музыки в творческом движении и игре на детских музыкальных инструментах. Договорившись между собой, дети «озвучивают» сказку или придуманные ими истории к собственным рисункам на сказочную тему. Ребята самостоятельно выбирают музыкальные инструменты, разбиваются на небольшие группы, каждые из которых «озвучивает» рассказ о событиях, произошедших с героями в начanе, середине, конце сказки.
Особенно интересной была игра-путешествие по сказке-балету «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Дети вспоминали сказку по фрагментам видеосюжета, книжным иллюстрациям, оживляли её музыкальными звуками, танцами, собственными рассказами об этом в музыкальных произведениях.
В рисунках дети передавали образы Марии и Принца, путешествующих через заснеженные леса и апельсиновые реки; битву щелкунчика с войском Мышиного Короля; музыкальные фрагменты «Кофе» - арабский танец; «Чай» - китайский танец; «Трепак» - русский танец.
В изобразительном творчестве настроение музыки, процесс развития музыкального образа дети передавали в цветовой палитре рисунков.
Дети младшего дошкольного возраста легко улавливали связь между высокими звуками и светлыми красками, между низкими, мрачными звуками и тёмными красками. Они отражали в рисунках не только настроение музыки, но и ритм, тембр, направление движения мелодии.
Старшие дошкольники решали более сложные задачи, например, прослушав музыкальные фрагменты балета «Золушка» С. Прокофьева, контрастные по настроению и музыкальному языку, рисовали портреты героев сказки. В их рисунках очевиден контраст цветового решения (в разной степени колористической насыщенности, переходах цветов: тревожных, страшных, грубых, хмурых и радостных, ликующих, добрых - таких, как подсказывает настроение музыки).
Настроение музыки передавалось в изяществе линий, форм,
эмоциональном колорите, которые особенно просматривались в ритме мазков декоративного украшения одежды Золушки.
Словесное творчество детей было так же наполнено впечатлениями. Они давали свою оценку сказочным героям. Их речь была развёрнута, эмоционально.
Посещение музея изобразительного искусства, краеведения, детской художественной галереи так же способствовало обогащению художественного опыта детей.
Знакомя их с народной классической, мировой культурой, я не забываю самобытности своей региональной культуры.
Наш опыт работы по программе «Синтез искусств» свидетельствует о том,
что наиболее успешно она проходит в условиях тесного взаимодействия
специалистов художественно-эстетического направления:музыкального
руководителя, руководителя изобразительной студии, руководителя литературнохудожественной студии. Таким образом работая по программе «Синтез искусств» я могу сказать, что интегрированные занятия оказывают значительное обогащающее воздействие на общее художественное развитие детей, формирование их творческих
способностей.
Эта работа представляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых педагогов и родителей.
В основе интегрированных занятий - не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование) решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные.
Интегрированные занятия -действенное средство духовного развития
ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования: определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и
сознания.
У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируются опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль синтеза искусств в развитии музыкальной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
У детей дошкольного возраста рано складывается своя «картина мира». При всём своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. Весьма продуктивным в этом отношении может стать взаимоде...
Интегрированное музыкальное занятие в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»
Цель: обогатить детей новой информацией о музыкальной грамоте; развить познавательный интерес, любовь к творчеству, самостоятельности, развивать творческое воображение, используя музыкально - ритмичес...
Методическая разработка интегрированного музыкального занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Путешествие к музыкальным гномикам»
Материал содержит конспект интерированного музыкального занятия для детей старшей группы....
Интегрированное музыкальное занятие - формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «День Народного Единства».
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. Узнавать и называть символы страны: флаг, герб, ...
Конспект интегрированного музыкального занятия с элементами логоритмики «Прогулка в весенний лес» в подготовительной группе. Музыкальный руководитель Долгова Алла Николаевна. ГБДОУ детский сад №69 Приморский район город Санкт-Петербург
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое ...
Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Зимняя музыкальная прогулка в лес».
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств, развитие творческих способностей средствами музыки.Задачи:vобразовательные: познакомить с музыкальным произведением А.Сто...
Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной к школе группе тема "Путешествие по музыкальной планете"
Цель данного занятия-развитие и обогащение музыкально-интеллектуального кругозора детей, воспитание интереса к различным культурам мира....