1. Программа «Я – сам».
рабочая программа (средняя группа) по теме
Программа предназначена для формирования навыков самообслуживания в условиях слободского специализированного Дома ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Программа «Я – сам», предназначенная для формирования навыков
самообслуживания в условиях слободского специализированного Дома
ребёнка.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания. Программа «Я – сам» разработана с учётом актуальности проблемы развития детей, воспитывающихся в Домах ребёнка. Она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов формирования навыков самообслуживания. Также определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение всего периода нахождения в Доме ребёнка. Программа способна создать новые условия для воспитания полноценной личности и осуществление интеграции детей в общество.
Раздел 1
1.1. Общие положения
Дома ребёнка, а их по данным Минздрава России в стране около 250, занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Эти воспитательно-оздоровительные реабилитационные учреждения призваны заменить семью детям, оставшимся без попечения родителей, создать условия, в которых ребёнок, лишённый материнской ласки и внимания, развивался бы нормально, своевременно, всесторонне.
Контингент детей, воспитывающихся в Домах ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода новорождённости, неблагоприятную наследственность и т.п. Поэтому одним из очень важных моментов воспитания является привитие им навыков самообслуживания.
Обучение и воспитание детей с различными дефектами должны базироваться на том, что одновременно с дефектом у ребёнка наблюдаются психологические тенденции противоположного направления и компенсаторные возможности для преодоления дефекта. Именно они выступают на первый план в развитии ребёнка и должны быть включены в воспитательный и обучающий процесс, как его движущая сила.
Компенсаторные возможности организма очень велики, но для того, чтобы их использовать в полной мере, необходимо чётко спланировать работу всех специалистов: врачей, психологов, педагогов, медицинских сестёр.
1.2.Цель программы
Программа «Я – сам» направлена на формирование навыков самообслуживания, координацию усилий специалистов: воспитателей, врачей, психологов.
1.3.Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 18 июля 1996 года.
2.Устав Слободского специализированного Дома ребёнка.
3.Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребёнка.
1.4.Ожидамые результаты
1.Осознание взрослыми и детьми необходимости овладения навыками самообслуживания.
2.Организация педагогических условий для успешного формирования навыков самообслуживания.
3.Овладение навыками самообслуживания.
1.5.Объекты программы
1.Дети специализированного Дома ребёнка.
2.Педагогический и медицинский коллектив специализированного Дома ребёнка.
Раздел 2
Основные принципы программы
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование навыков самообслуживания, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива, педагогов и медиков, в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по формированию навыков самообслуживания.
- Принцип комплексности и интегративности – решение задач по формированию навыков самообслуживания в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемствованности – поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического и умственного развития детей.
Раздел 3
Основные направления программы
1.Формирование гигиенических навыков по соблюдению чистоты тела.
2.Формирование навыков культурной еды.
3.Формирование навыков аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
4.Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
5.Формирование навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.
Раздел 4
Обеспечение реализации основных направлений программы
4.1.Техническое и кадровое обеспечение | ||
1 | Приобретение предметов личной гигиены:
| Главврач, завхоз |
2 | Комплектование столовых приборов: - тарелки (для 1,2 блюда, блюдца), - ложки (десертные, чайные), - салфетницы и салфетки, - чашки и стаканы, - хлебницы | Главврач, завхоз |
3 |
Полное комплектование одежды для всех сезонов:
| Главврач, завхоз, сестра- хозяйка, воспитатели |
4 | Оборудование помещений: - раздевалка, - туалет, - ванная комната, - столовая, - веранда, - игровая комната | Главврач, завхоз, сестра- хозяйка, воспитатели |
5 | Обеспечение условий, способствующих формированию навыков самообслуживания: - наличие предметов ухода за одеждой, обувью, - пополнение нестандартных пособий, игрушек-заместителей в игровой комнате (картинки, пиктограммы, символизм), - своевременный ремонт одежды, обуви, головных уборов | Завхоз, воспитатели |
4.2.Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение | ||
1 | Разработка программы формирования навыков самообслуживания и осуществление контроля за выполнением этих процессов, физическим и нервно-психическим развитием детей. | Методист воспитатели, администрация |
2 | Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик по формированию навыков самообслуживания. | Методист воспитатели, медсёстры |
3 | Определение структуры, выработка критериев, уровней и методик диагностики сформированности навыков самообслуживания детей по возрастным группам. | Методист, воспитатели |
4 | Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в Доме ребёнка, способствующей формированию навыков самообслуживания. | воспитатели |
5 | Организации работы с воспитателями, младшим медицинским персоналом по проблеме формирования навыков самообслуживания и закреплению уже имеющихся навыков (проведение семинаров, практических занятий) | методист |
Раздел 5
План мероприятий по формированию навыков самообслуживания для детей 2-х - 3-х лет.
месяц | задачи | мероприятия | неделя |
IX | Диагностика сформированности навыков | Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение | |
X
| Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта | Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка», д.и."лото" | I |
Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого | Игра «Купание куклы», «Катя умывается» | II | |
Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом | Традиция «Самый красивый стол», образец взрослых. | III | |
Знакомство с предметами личной гигиены | Занятие «Подарки Мойдодыра» - знакомство и рассматривание предметов личной гигиены | IV | |
XI | Снимать одежду и вешать на стул | Занятие «Уложим куклу Таню спать», педагогическая ситуация «Пропало платье», чтение Чуковского «Федорино горе» | I |
Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками | Использование стих - я Г.Ладонщикова «Я под краном мыла руки», пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки» | II | |
Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке. | Занятие «Мои любимые ложки» | III | |
Учить детей помогать в уборке игрушек | Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем | IV | |
XII | Учить детей самостоятельно надевать трусики, колготки | Пед. ситуация «Поможем куклам одеться» | I |
Самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки | Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр», занятие «Грязные руки», режимные процессы, пед. ситуация «Всё для умывания» | II | |
Учить есть с широкого края ложки | Игра «Накорми мишку мёдом», рассматривание картинок на тему – «посуда» | III | |
С помощью воспитателя ставить стулья к столам | Игра «Найди свой домик », пед. ситуация «Помоги друг другу» | IV | |
I | Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф. | Занятие «Каждой вещи своё место», рассматривание альбома «Одежда», пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки» | I
|
Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол | Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы», традиция «Сухой пол» | II | |
Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом | Традиция «Чистый стол», приём пищи | III | |
Учить детей своевременно пользоваться туалетом | Традиция «Сухие штанишки», игра «Напои крокодила», режим. | IV | |
II | Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху | Настольная игра «Одень куклу»,чтение стих – я О.Кригер «На прогулку», игра на внимание «Исправь ошибку» | I |
Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания | Традиция «Сухие рукава», поощрения | II | |
Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом | Занятие «Мы едим», приём пищи, указания. | III | |
Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком | Занятие «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская», игра-упражнение «Найди домик своей расчёски, платочка», д. и «Укрась платочек», пед. ситуация «Рассматриваем себя в зеркало», традиция «Любимый бантик» | IV | |
III | Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания | Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем», занятие «Умоем Петрушку», чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». Рассматривание полотенец – цвет, ткань. | I |
Учить детей застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках» | Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки», «Липучки», «Застёжки» | II | |
Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи | Традиция «Чистюли» | III | |
Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке | Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки», трудовые поручения, похвала | IV | |
IV | Учить помогать друг другу в одевании и раздевании | Развлечение «Умелый и Неумелый рядом», рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу» | I |
Учить детей мыть лицо сверху вниз | Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая», игра-развлечение «Научим зайку умываться» | II | |
Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой | Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом» | III | |
Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки | Просмотр диафильма «Федорино горе», игра « Мы – помощники», пед ситуация « Почему плачут игрушки» | IV | |
V | Учить детей выворачивать одежду на правую сторону | Пед. ситуация «Что неправильно одел Саша, как надо», развлечение «Человек рассеянный с улицы Бассейной» | I |
Учить быть последовательными в процессе умывания | Режимные процессы | II | |
Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками | Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери» | III | |
Учиться с помощью взрослого открывать и закрывать краны (по образцу, по просьбе) | Открывание и закрывание дидактических пособий – ручек, гаек, кранов | IV |
План мероприятий по формированию навыков самообслуживания у
детей 3-х, 4-х лет
месяц | задачи | мероприятия | неделя |
IX | Диагностика сформированности навыков | Перевод ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение | |
X
| Продолжать учить детей самостоятельно умываться - желание быть чистым | Разучивание потешки «Водичка-водичка», просмотр мультфильма «Королевство зубной щётки», традиция «Покажи ладошки Чистюльке» | I |
Учить своевременно пользоваться носовым туалетом | Традиция «Чистые носики», чтение стих – я И.Муравейка «Я сама» | II | |
Формировать навыки аккуратной еды, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой | Традиция «Самый чистый стол», вручение медалей за аккуратный прём пищи | III | |
Учить замечать непорядок в одежде ( расстегнулась пуговица), с помощью взрослого устранять | Пед. ситуация «Чистоплотные дети», словесные указания, дид. игра «О чём говорят вещи» | IV | |
XI | Учить детей следить за чистотой своих рук, лица, мыть их по необходимости | Приучение, похвала | I |
Учить детей принимать правильное положение за столом и сохранять его до конца еды | Наблюдения за взрослыми, похвала | II | |
Воспитывать желание всегда быть аккуратными, опрятными | Экскурсии в магазин, на почту (общественные места) | III | |
Учить детей оказывать помощь в мытье игрушек, инвентаря | Занятие «Мы – помощники» | IV | |
XII | Учить детей при кашле отворачиваться, прикрывать рот ладошкой, носовым платком | Словесные указания, рассматривание тематических картин, иллюстраций в книгах. | I |
Совершенствовать навыки аккуратной еды – пищу брать понемногу, есть бесшумно | Буратино учится, у ребят аккуратно есть – визит его на обед, завтрак, ужин. | II | |
Воспитывать у детей большую самостоятельность, организованность | Дид. игра «Какая одежда лишняя», традиция «Мы дежурим» | III | |
Учить детей вежливо выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините» | Чтение произведения Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», традиция «Волшебные слова» | IV | |
I | Учить детей мыть ноги с помощью взрослого | Разучивание «Мойдодыр» Чуковского, советы доктора Айболита (закаливание) | I
|
Совершенствовать навыки культурной еды | Традиция «Общество чистых тарелок» | II | |
Учить детей завязывать шнурки на ботинках | Использование дид. пособий – «Деревянные башмачки» , «Волшебные верёвочки» | III | |
Выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка | Поощрения, похвала, просьбы. | IV | |
II | Формирование представлений о воде как важном средстве поддержания чистоты тела и жилища | Развлечение «Праздник Нептуна», беседы на тему «Зачем нам нужна вода» | I |
Формировать умения выполнять последовательную цепочку игровых действий, направленных на мытьё кукол, их одевание и раздевание, сервировку стола | Сюжетно-ролевые игры – «Дочки-матери», «Банный день», «У нас гости» | II | |
Продолжать учиться завязывать шнурки | Пед. ситуация «Идём на прогулку», «Непослушные шнурки» | III | |
Приучать детей после сна убирать постель | Приучение, помощь няне | IV | |
III | Приучать детей садиться за стол в опрятном виде | Образец воспитателя, детей | I |
Формировать элементарные математические представления в процессе самообслуживания | Вопросы во время режимных процессов: - какое полотенце (большое или маленькое) - сколько кусочков мыла 2 или 1, много или мало. | II | |
Индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания | Игровые упражнения, словесные указания, индивидуальный показ | III | |
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания | Похвала, поощрения | IV | |
IV | Учить детей осознанно пользоваться навыками, понимать, что небрежное выполнение их приводит к плохим последствиям (плохо вымыл руки – замарал полотенце)
Закрепление знаний о предметах личной гигиены, названий одежды
|
Проведение экспериментов, объяснение
Дид. игры «Что лишнее», «»Найди и назови», «Чудесный мешочек», бытовые ситуации.
| |
V | Формировать гуманные чувства и положительные взаимоотношения, воспитывать доброту, отзывчивость, умение приходить на помощь друг другу. Продолжать развивать самостоятельность в выполнении навыков самообслуживания
| Развлечение-конкурс «А – ну-ка, малыши», «Мыльные пузыри», Систематическое участие детей в процессах самообслуживания
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...

Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...
Комментарии
данная программа является