КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА С ДИАГНОЗОМ ММД К ШКОЛЕ
статья на тему

Одной из актуальных проблем, существующих в дошкольном мире, наиболее востребованной является проблема психологической готовности ребенка к школе. Данная проблема становится еще более значимой, если учесть, что за последние годы возрасло количество детей с диагнозом ММД.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Kak_podgotovit_rebenka_s_diagnozom_MMD_k_shkole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА С ДИАГНОЗОМ ММД К ШКОЛЕ

Одной из актуальных проблем, существующих в дошкольном мире, наиболее востребованной является проблема психологической готовности ребенка к школе.

Множество инновационных программ, по которым работают начальные школы, требуют гибкости в подготовке ребенка к обучению в школе.

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

  1. Интеллектуальный;
  2. Эмоциональный;
  3. Социальный.

Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:

  1. Дифференцированное восприятие;
  2. Концентрация внимания;
  3. Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
  4. Сенсомоторная координация;
  5. Умение воспроизводить образец;
  6. Развитие тонких движений рук.

Об эмоциональной зрелости говорят:

  1. Уменьшение импульсивных реакций;
  2. Возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

О социальной зрелости свидетельствуют:

  1. Потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.
  2. Способность исполнять роль ученика в системе школьного обучения.

        Проанализировав медицинские карты детей посещающих наш детский сад, мы определили процент детей имеющих диагноз ММД в нашем детском саду. Он составил 62%.

Дети с таким диагнозом нуждаются в особом подходе к ним со стороны воспитателей и специалистов. Мы провели анкетирование и выявили, что педагоги ДОУ испытывают недостаток информации об особенностях данной категории детей. Специалистами детского сада были проведены консультации для педагогов. Воспитатели получили теоретические знания о минимальной мозговой дисфункции, а также практические рекомендации по взаимодействию с детьми, имеющими данное нарушение.

Детей с диагнозом ММД в школе ожидает немало трудностей. Им сложно выдержать 45 минутный урок, во время которого от них ждут постоянного внимания, соблюдения дисциплины, следования указаниям учителя, усидчивости, работоспособности.

При ММД наблюдаются следующие нарушения:

  1. Нарушение сенсомоторной  координации;
  2. Неспособность к сосредоточению. Детям с диагнозом ММД плохо удается концентрировать внимание;
  3. Трудности переключения. Несмотря на то, что дети с ММД не умеют сосредотачиваться на заданной работе, они с головой могут погрузиться в то, что вызывает у них интерес.
  4. Нарушение восприятия. Ребенок с ММД часто не может правильно понять и использовать информацию, полученную от окружающих. Нарушения в области зрительного и слухового анализатора приводят к неуспеваемости в школе.
  5. Дезорганизованность. Неразвитость умения организовывать и планировать свою деятельность. Они не чувствуют времени и не умеют правильно распределять его.
  6. Детям с ММД часто свойственна двигательная гиперактивность, что часто является серьезной помехой в учебе.
  7. Легкая отвлекаемость ребенка от поставленной задачи приводит к трудностям в общении с другими детьми при работе в парах, в игровой деятельности.

Дети с диагнозом ММД имеют сопутствующие речевые нарушения различной степени тяжести. Такие дети находятся под наблюдением логопеда.

Для успешного обучении детей в школе мною разрабатываются коррекционно-развивающие программы для индивидуальной  и групповой работы с детьми. Основные задачи:

  1. Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения детей.
  2. Развивать произвольный компонент психических функций.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать зрительно-моторную координацию.
  5. Развивать познавательную сферу: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

В виду того, что количество детей с такими нарушениями с каждым годом возрастает, педагог-психолог не может в полном объеме оказать им квалифицированную помощь. Для решения данной проблемы в моем годовом плане отдельным пунктом отмечен семинар-практикум для педагогов: «Как подготовить ребенка с ММД к школе».

В настоящее время семинары-практикумы считаются наиболее эффективной формой работы с педагогами. Так как позволяют не только предоставить педагогам теоретический материал по проблеме, но и практический материал для работы с детьми. Проанализировав уровень психологической подготовки педагогов детского сада, мы сделали вывод о том, что воспитатели имеют недостаточный уровень теоретических психологических знаний и практических навыков. Дефицит рабочего времени педагога-психолога при наличии в детском саду более 300 детей, а также недостаточный уровень подготовки воспитателей, побудили нас определить цели и задачи семинара-практикума: «Как подготовить ребенка с ММД  школе»:

  1. Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам психологической подготовке детей с диагнозом ММД к школе.
  2. Расширение опыта групповой работы с детьми с диагнозом ММД.
  3. Теоретическая подготовка воспитателей по вопросам психофизиологических, поведенческих и эмоциональных особенностей ребенка с ММД.
  4. Обучение использованию практического инструментария в работе с детьми с диагнозом ММД.

План-конспект:

  1. Краткое теоретическое введение в проблему.
  2. Перечень упражнений  и игр, которые проводятся с детьми с диагнозом ММД, которые я предлагаю на семинаре-практикуме:
  1. Используя упражнение «Рукавички» воспитатель обучает детей работать в паре;
  2. Игры «Скамья запасных», «Море волнуется» помогут преодолеть двигательную расторможенность и послужат тренировкой усидчивости;
  3. Игры «Слушай команду», «Слушай хлопки», «Замри», «Четыре стихии» помогут в развитии внимания, памяти, произвольного поведения;
  4. Игра «Давайте поздороваемся» поможет ребенку в снятии мышечного напряжения, переключении внимания;
  5. Для развития сенсомоторной координации можно использовать упражнения «Графический диктант», копирование узоров, рисунков.
  1. Обсуждение проблемных ситуаций. Обмен педагогическим опытом. В каждой группе заведена тетрадь взаимодействия с педагогом-психологом, в которой педагоги пишут запросы о трудных ситуациях, с которыми они встречаются в своей работе. Такие ситуации мы и обсуждаем на семинарах практикумах.

Литература

  1. Гуткина Н.И.  Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в современную школу"

Начало школьного обучения – это закономерный этап на жизненном пути каждого ребенка. Однако это и переломный момент, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому отношению к сам...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы «Первый класс или как подготовить ребенка к школе»

Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу.Подготовка к школе – процесс  многоплановый....

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к поступлению в музыкальную школу "

В консультации освещаются проблемы значения музыки в жизни ребёнка, психологические аспекты готовности к обучению  игре на  музыкальном инструменте, как правильно выбрать музыкальную школу и...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

«Как подготовить ребенка к обучению грамоте в школе»

От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом....

Родительское собрание «Психологические особенности ребенка, идущего в школу. Как подготовить ребенка к школе»

Задачи:• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.• Вырабатывание совместного решения для улучшения п...