Советы педагогам
статья по теме

Советы педагогам пло профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_pedagogam.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы педагогам  в работе с детьми, имеющими нарушения зрения

В общеобразовательных группах, где есть дети с патологией зрения, воспитатели должны работать в тесном контакте с тифлопедагогом,  медсестрой – ортоптисткой, психологом, логопедом. В соответствии с рекомендациями  тифлопедагога воспитатели проводят с детьми специальные игры и упражнения для активации, тренировки зрительных функций, для развития у детей сохранных анализаторов. Эти игры и упражнения воспитатели включают в различные виды детской деятельности (игра, занятие).

Большое внимание уделяется воспитателями подготовке к общеобразовательным занятиям. Каждое занятие, помимо общеобразовательных, имеет и коррекционные задачи, которые определяются на основе совместного с тифлопедагогом планирования коррекционной работы с детьми.

При планировании любого общеобразовательного занятия предусматривается включение в работу всех анализаторов: и нарушенного зрения, и слуха, и осязания и т.д.  Занятие нужно строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.
Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка. При подборе демонстрационного материала к занятиям воспитатель ориентируется на рекомендации тифлопедагога, который принимает участие в подготовке к  занятиям:

  1. На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
  2. Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
  3. Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
  4. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
  5. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
  6. На занятии использовать наглядный материал:
  1. реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
  2. игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета;
  3. предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
  4. предметы должны быть традиционной  легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
  5. предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями;
  6. изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
  7. демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный;
  8.  размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.;
  9. размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.

        При подборе или изготовлении изобразительной         наглядности следует учитывать, что способность детей различать изображения зависит от остроты центрального зрения, т.к. дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные, поэтому предлагаем педагогам:

1.Четко выделять общий контур изображения.

2.Усиливать цветовой контраст изображения.

3.Выделять контуром,   разными линиями, штрихами, цветом  главное в изображении.

4.Уменьшать количество второстепенных деталей.

5.В многоплановых сюжетных изображениях - выделять передний, средний и задний план.

        Восприятие  цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.

Демонстрационный материал  для рассматривания необходимо прдъявлять неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на  подставке, с расходящимся – на столе.

Для эффективного использования наглядности на занятиях необходимо соблюдение следующих условий:

1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок  мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.

3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли  предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

5.Использование рельефной наглядности должно сопровождаться   соотнесением ее с реальными предметами.

6.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у детей планомерность   зрительно-осязательного восприятия.

7.Педагог должен сопровождать   демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Обязательным условием  является включение в общеобразовательные занятия зрительной гимнастики, физминуток,  игровых упражнений для глаз:

Цикл «Буратино»

Игра I

Послушай, а какая твоя самая любимая сказка? А про Буратино ты слышал? Вот и хорошо! Был такой деревянный человечек с длинным носом. Он ещё дразнился очень обидно. Приложит к своему и без того длинному носу оттопыренный палец и дразнится. Попробуй – ка сделать это сам.

Итак, сделай «Нос». Теперь посмотри на кончик оттопыренного мизинца. А теперь – вдаль. Сделай это несколько раз.  Только дразнить никого не надо.

Игра II

Буратино схватили Лиса Алиса и Кот Базилио. Что им надо? Ну ясно, что – золотые монеты. А ты будь похитрее. Сделай вид, будто ты не понимаешь, о чём речь. Как это сделать? А вот так!

Надо быстро-быстро поморгать глазами. Одну минуту, не больше.

Игра III

Буратино сидит посреди Поля Чудес в Стране Дураков и сторожит лунку с закопанными золотыми. Вокруг ночная темнота. Но надо быть начеку.

Теперь потри ладони друг о друга и легонько прикрой закрытые глаза. Теперь ты в полной темноте. Не видно ни Луны, ни звёзд. Посиди так с минуту.

Игра IV

Ты не забыл, что с Буратино – кукла, а значит, он стал актёром самого настоящего кукольного театра. Перед выходом на сцену актёрам нужно гримироваться.

Возьми на кончик средних пальцев немного грима и нанеси его на веки. Легонечко, не нажимая. Сделай это 10 раз. Теперь можно выходить на сцену.

Цикл «Морской волк»

Игра I

Представь, что ты – старый морской волк, который побывал на всех морях, избороздил все океаны и решил написать книгу о своих приключениях. А книга без морской карты не бывает. Морскую карту надо начинать рисовать с компаса, который указывает на Север, Юг, Запад, Восток. Давай нарисуем компас глазами.

Сначала Запад. Взгляд от серединочки проведи влево. Затем – Восток. Отведи глаза вправо. Теперь укажем на Север. Глаза наверх. Остался – Юг. Опусти глаза вниз. Чтобы линии были чёткими, прочерти глазами все эти линии 10 раз подряд без остановки.

 Молодец, наш компас нарисован.  

Игра II

Ты – по - прежнему Морской Волк и стоишь у штурвала корабля. Корабль несёт прямо на рифы. Здесь тебе нужно проявить чудеса выдержки и ловкости.

 Руль влево! Быстро крути штурвал на 10 оборотов влево. Теперь помедленнее. Потому что корабль швыряет не туда куда тебе нужно, и надо повернуть руль в правую сторону. Быстро – 10 оборотов вправо! Замедли движение. Работай штурвалом, пока корабль не будет в безопасности. Не забудь проследить за всем этим глазками.

 Молодец!

Игра III

Если тебе не надоело быть Морским Волком, то мы продолжаем наше путешествие по бушующему океану. Когда ведёшь корабль навстречу бурям надо держать в поле зрения всё: и морской горизонт, и корабельный компас.

        Теперь снова на компас. На горизонт, на компас, на горизонт, и так несколько раз.

        Всё в порядке. Твой корабль летит навстречу солнцу, которое спряталось где-то вдали.

Смотрим вдаль минуту.


Учитель – дефектолог

МДОУ ЦРР № 10

И.Л.Тюрнина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы педагога-психолога

Материал поможет  родителям  в  воспитании  детей дошкольного  возраста...

мастер класс педагогов во время совета педагогов

В мае 2016 года в детском саду № 20 "Аллюки" г. Азнакаево РТ проходил совет педагогов, во время которого педагоги показывали мастер класс по нетрадиционным техникам рисования. Совет прошел очень позит...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...

Консультация для педагогов и родителей «Как воспитать маленького патриота:20 советов педагогам и родителям»

Необходимость воспитания подрастающего поколения в патриотическом духе продиктована глубокими изменениями в современной общественной жизни, среди которых наиболее негативную окраску имеют разобщенност...