Советы педагога-психолога
материал (старшая группа) по теме
Материал поможет родителям в воспитании детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kak_izbavit_rebenka_ot_strahov.doc | 23.5 КБ |
Kak_pomoch_rebenku_i_sebe_preodolet_negativnye_emocii.doc | 33 КБ |
PRINCIPY.doc | 25 КБ |
vstrecha_s_roditelyami_gr.3.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как избавить ребенка от страхов?
Не следует:
• Запирать его одного в темной или тесной комнате.
• Бить по рукам, по голове и лицу.
• Строго наказывать и угрожать: "Позову доктора, пусть тебе укол сделает".
• Пугать его животными.
• Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п.
• Объявлять ребёнку бойкот.
Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое - тепла и ласки.
Если ребёнок боится, нельзя:
• Смеяться над ним, называть "трусишкой".
• Высмеивать, особенно при других детях.
• Наказывать за страх.
Как преодолеть страх?
Если ребёнок боится бабу Ягу, ведьму и т.д., то нужно:
• Предложить нарисовать их.
• Поиграть в сказочных героев.
Если он боится темноты:
• Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
• Можно совершить путешествие по темной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью.
• Придумать игру, в ходе которой нужно входить в темную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые - в тёмной комнате .
Если ребёнок боится собак:
• Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть.
• Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребёнком, чтобы он не тревожился .
Перед сном нельзя:
• Устраивать шумные игры.
• Смотреть страшные фильмы.
• Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников и т.д.,
Перед сном надо:
• Придумывать и рассказывать добрые истории из жизни белок, зайчат, гномов.
• Спокойно разговаривать.
• Создать обстановку мира, покоя и уюта.
Предварительный просмотр:
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).
- Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
- Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).
- Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1. Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.
Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.
Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)
- Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
- Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
- Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»
- Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИПЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА.
- Любите своего ребенка!
То есть радуйтесь его присутствию, принимайте его таким, каков он есть, не оскорбляйте и не унижайте его, не подрывайте его уверенности в себе, не подвергайте его несправедливому наказанию и не отказывайте ему в вашем доверии - дайте ему повод любить вас.
- Будьте добрым примером для своего ребенка!
Прививайте ему уважение к культуре своего народа, традиционным ценностям. Ребенок должен жить в такой семье, где придерживаются идеалов любви, веры и надежды, ответственности за свое поведение, тогда у него будет формироваться чувство гордости за свою семью и стремление быть похожим на родителей.
- Играйте со своим ребенком!
То есть уделяйте своему ребенку необходимое время, играйте с ним так, как ему нравится. Используйте принцип сотворчества взрослого и ребенка, применяя приемы прогнозирования и обсуждения возможных последствий поведения ребенка, предвосхищение и проигрывание в игре реальных событий, их моделирование.
- Трудитесь со своим ребенком!
Разрешите ребенку принять участие в вашей работе (в доме, в саду, огороде). Используйте принцип оценки того, что сделано успешно ребенком, а не того, что ребенок не смог или не успел сделать.
- Позвольте ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
Ребенок признает только такой опыт, который он пережил лично. Ваша собственная опытность нередко оказывается лишенной ценности для вашего ребенка. Используйте метод эмоционального предвосхищения последствий ситуации, его проигрывания в игре. Чрезмерно оберегаемый ребенок, «застрахованный» от любой опасности, нередко «выпадает» из жизни своих сверстников и становится объектом их насмешек или жалости.
- Покажите ребенку возможности и пределы человеческой свободы!
Вы должны раскрыть перед ребенком замечательные возможности развития и утверждения человеческой личности. Создавайте ситуации борьбы мотивов: «Как ты хочешь поступить? А почему ты так хочешь? А как можно поступить по другому? А как лучше? А как бы поступила я? Почему?» Вместе с тем ребенку нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные нормы поведения в семье, в коллективе, в обществе вообще. Поэтому родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим. При этом следует помнить, что методы наказания воспитывают хуже, чем методы поощрения, однако, в случае необходимости, следует воспитывать уважение к правилам посредством наказания, но без злости.
Предварительный просмотр:
Подготовила
Педагог-психолог
д/с №8 «Аистенок»
Власова О.В.
Уважаемые родители!
Сегодня ваш ребенок еще дошкольник, но наверняка в доме уже ведутся разговоры о том, что очень скоро он станет первоклассником. А это совсем иной социальный статус, предусматривающий новые обязанности и права. Для детей школа – что-то неизвестное и заманчивое, а для нас, взрослых,- ожидание перемен, беспокойство и переживания, что принесет школа? Какие изменения произойдут в ребенке? Что можем сделать мы, родители, чтобы переход из беспечного дошкольного детства оказался плавным и безболезненным. Я сегодня не буду говорить о психологической готовности детей к школе, об этом мы поговорим позже, а затрону тему детской тревожности.
Очень часто на консультациях и при проведении диагностики дошкольников я сталкиваюсь со страхом перед школой: дети боятся, что в школе их будут ругать за плохое поведение, что их будут наказывать родители, что им попадется злая учительница. Обычно эти страхи связаны со следующим. Или в семье есть старшие дети - школьники у которых учеба связана чаще всего с трудностями, этим они и делятся с младшим ребенком – дошкольником.
Иногда страх передается от родителей. Мама в присутствии ребенка, переживает: «Боюсь, что будет, когда Коля пойдет в школу, он у меня такой чуткий, ранимый, а учителя такие издерганные, нервные, а если он попадет за одну парту с таким оторвой, как наш сосед Петя, он же его обижать будет. Иногда бабушки и дедушки, стараясь подготовить внука к взрослой жизни, щедро делятся «страшными» историями из школьной жизни родителей, да и своей собственно.
Конечно, не стоит перегибать палку, но и не стоит рисовать радужные картины школьной жизни.
Анкетирование родителей «Тревожен ли ваш ребенок»
По результатам проведенной диагностики тревожности в группе было выявлено:
Высокий уровень тревожности - 5 детей
Средний уровень тревожности – 11 детей
Низкий уровень тревожности – 0 детей
Мной проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми на профилактику и снижение уровня тревожности. Сегодня хотелось бы показать вам одно из занятий с элементами пальцеграфии. Цель таких занятий профилактика и снижение уровня тревожности, снижение мышечного и эмоционального напряжения и развитие мелкой моторики.
Занятие с элементами пальцеграфии
«Роза»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Психологический настрой «Цветок».
- Ребята, сегодня нас приветствуют прекрасный цветок. Давайте поздороваемся с ним и улыбнемся друг другу. Дети передают цветок друг другу и улыбаются.
2. Путешествие в волшебный лес.
- А сейчас, мы с вами отправимся в волшебный лес (звучит спокойная музыка). Закройте глаза. Раз, два, три волшебная палочка, в волшебный лес перенеси. Вот мы и в лесу. В нем растут волшебные цветы. Волшебные, потому что умеют разговаривать и двигаться, а еще, как и дети, очень любят играть. Цветы эти очень красивые. А вы, какие знаете цветы? Хотите стать волшебными цветами? Я полью вас из лейки, волшебной водой (имитирует полив, посыпает немного конфетти) и вы превратитесь в цветы. Ты, волшебная водица,
Лейся на головки.
Превращай скорее деток
В красивые цветочки.
3. Этюд «Цветы».
- Волшебство сработало, в какие красивые цветы вы превратились! Лепестки нежные, стебельки гибкие. Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальцами - листочками. Ветерок вас раскачивает, солнце пригревает, цветочки улыбаются солнышку, подставляют свое лицо, листочки – ладошки! Как хорошо, молодцы!
- А теперь подойдите к столам, на которых лежат краски и листы и отгадайте загадку:
« Нарядные сестрицы, весь день гостей встречают, нектаром угощают». Цветы.
- Ребята, а теперь посмотрите на нашу розу. Давайте попробуем ее нарисовать. Из каких частей она состоит? Бутон, стебелек, листики.
4. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас давайте подготовим наши пальчики к рисованию.
Наши алые цветы, распустили лепестки - ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы, закрывают лепестки, тихо засыпают, головой качают.
5. Пальцеграфия «Роза».
- А теперь давайте рисовать, но рисовать мы будем не карандашами, не кисточкой, а руками и пальчиками. Начнем рисование с бутона: кулачок – бутон, ребро ладони - стебелек, сами ладони листики. Молодцы, ребята! Давайте устроим выставку рисунков.
6. Окончание занятия «Круг друзей».
- А теперь, ребята, подойдите все ко мне, понравилось вам наше путешествие? Давайте возьмемся за руки, пожмем их, посмотрим по очереди друг на друга и улыбнемся. Я хочу поблагодарить вас за занятие, вы все, молодцы! А теперь вы можете подарить прекрасные рисунки вашим мамам.
Комментарии
Большое спасибо, буду
материал для родителей Власовой О.В.