Доклад на тему «Кризис 3 – х лет» (для выступления перед родителями детей второй младшей группы на родительском собрании)
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Доклад на тему

 «Кризис 3 – х лет»

(для выступления перед родителями

 детей второй младшей группы

на родительском собрании)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Доклад на тему

«Кризис 3 – х лет»

(для выступления перед родителями

детей второй младшей группы

на родительском собрании)

Автор

Механикова В.В.

педагог-психолог

Пгт. Пряжа 2016 г.

Здравствуйте уважаемые родители!

Для начала давайте с вами познакомимся поближе. Сейчас каждый из Вас будет представляться и скажет чем, же вы занимаетесь дома по вечерам с ребенком. Начну я! Меня зовут Валентина Владимировна, с детьми по вечерам мы играем дома в футбол. (Передаю родителям мягкую игрушку и они дают свои ответы) Спасибо вам за ответы.

Тема моего сегодняшнего выступления: «Кризис 3 – х лет»

Рисунок-метафора «Яйцо»

Для того чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца (на магнитной доске прикреплен рисунок «яйцо»).

Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?
- Ответы родителей.
- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу.
Почему, как вы думаете?
- Ответы родителей.
- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. (Рисунок вылупившего цыпленка из яйца)
Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие. Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

«Основные признаки кризиса развития»

Термин «Кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка. Трудно определить начало и конец кризиса.

Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным.

Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса, этот вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

Исследователи выявили, что основной негатив направлен на наиболее близких людей и, в первую очередь, на маму. С остальными взрослыми и ровесниками кроха может вести себя абсолютно ровно. Следовательно, именно на родных ложится ответственность по оптимальному выходу малыша из кризиса. Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам».

Психологи, изучающие возрастные закономерности детского развития, выделили и сформулировали группу симптомов кризиса «Я сам». Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет сюда входят (Негативизм, Упрямство, Строптивость, Своеволие, Стремление к деспотизму, Протест – бунт, обесценивание)

Давайте рассмотрим признаки кризиса трех лет:

  • Упрямство

Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

  • Строптивость

Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

  • Своеволие

Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т. д.).

  • Симптом обесценивания

Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

  • Деспотизм

Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

  • Негативизм

Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

  • Протест – бунт.

Проявляется в частых ссорах со взрослыми. Ребенок находиться в состоянии войны с окружающими, становится агрессивным и конфликтным. Он может делать это, чтобы привлечь к себе внимание или чтобы доказать свою силу и даже превосходство над взрослыми.

Итак, что же делать чтоб кризис 3 лет прошел благополучно:

  • Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
  • Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.
  • Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.
  • Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
  • При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.
  • Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.
  • Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.
  • Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».
  • Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

Завершение тренинга.

Способ разрешения кризиса развития невероятно важен для дальнейшего развития ребенка. Ребенок должен выйти из этого кризиса с набором положительных качеств и главная задача родителей – не допустить закрепления их негативных или крайних проявлений.

И в заключении нашей встречи хочется всем вам вручить небольшие памятки с рекомендациями, которые помогут ребенку пережить кризис 3-лет.

Вручение «Памяток для родителей».



Памятка для родителей

«Как помочь ребенку пережить кризис»

1. Кризис может начаться уже с 2,6 лет, а закончиться в 3,5-4 года.

2. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

3. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит.

4. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное.

7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоиться. Пока же можно взять его за руку и увести в безлюдное место.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек.

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за него.

10. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

11. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

12. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление «сломить силой авторитета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для родителей детей первой младшей группы на тему: "Влияние сказок на психическое здоровье детей"

В своем выступлении я старалась ответить на интересующие родителей вопросы при выборе книгу сказок для своего малыша....

Программа по работе с родителями детей второй младшей группы «Родительский университет» (9 часов)

Мир постоянно изменяется, процесс формирования личности стал многограннее и значительно усложнился, возникают трудности в семейном воспитании, поэтому, перед обществом и государством выдвигается требо...

Итоговое родительское собрание во второй младшей группе Родительское собрание во 2 младшей группе № 10

Тема: «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению"...

Доклад на тему «Возрастные особенности детей в средней группе» (для выступления перед родителями детей второй средней группы на родительском собрании)

Доклад на тему «Возрастные особенности детей в средней группе»(для выступления перед родителями детей второй средней группына родительском собрании)...

Доклад на тему «Психологические трудности, испытываемые дошкольником» (для выступления перед родителями детей второй средней группы на родительском собрании)

Доклад на тему «Психологические трудности, испытываемые дошкольником»(для выступления перед родителями детей второй средней группына родительском собрании)...