«Воспитание толерантности начинается с педагога»
материал по психологии

Сидорина Ольга Николаевна

Каждый день мы сталкиваемся с десятками разных людей. Одни нам приятны, другие – не очень, а кто-то и вовсе вызывает раздражение. Это нормально, потому что все люди разные. Чтобы не допускать конфликтных ситуаций, важно научиться понимать и принимать окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost._ped_sov_1.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов:

 «Воспитание толерантности начинается с педагога»

Цель: Систематизировать у педагогов знания о понятии «толерантность»

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;

развивать профессиональное самосознание педагогов;

- формировать толерантное отношение к другим людям;

гармонизировать взаимоотношения в коллективе.

Каждый день мы сталкиваемся с десятками разных людей. Одни нам приятны, другие – не очень, а кто-то и вовсе вызывает раздражение. Это нормально, потому что все люди разные. Чтобы не допускать конфликтных ситуаций, важно научиться понимать и принимать окружающих.

Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Виды толерантности:

Политическая — лояльное отношение к представителям разных политических сил, партий и движений.

Расовая — понимание ценности и равноправия личности вне зависимости от расовой принадлежности.

Гендерная — способность не разделять людей на хороших и плохих по половому признаку.

Межэтническая — умение взаимодействовать с людьми разных национальностей.

Межклассовая — уважительное отношение к людям вне зависимости от уровня их достатка.

Образовательная — лояльное отношение к человеку без оглядки на диплом, количество сертификатов и прочих регалий.

Религиозная — проявление уважительного отношения ко всем мировым религиям.

Физиологическая — способность относиться ко всем людям одинаково, вне зависимости от их внешнего вида и физических возможностей.

Коммуникативная — терпимость к чужим высказываниям, мнению, эмоциям.

С точки зрения профессиональной сферы наиболее важно развитие коммуникативной толерантности. Чем выше ее уровень, тем лучше психологическое равновесие человека. Он спокойно относится к окружающим, не нервничает из-за непонимания, сохраняет внутренний баланс. Это благоприятно сказывается на выстраивании рабочих отношений с коллегами, партнерами и руководством.

1.Упражнение – разминка «Чем мы похожи»

Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.

Ход упражнения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Оказывается мы с вами  такие разные,  и в тоже время мы все чем то, друг с другом похожи.

2.Упражнение «Стереотипные очки»

Цель: научиться понимать другого, уважать точку зрения другого человека.

Ход упражнения: Между двумя участниками размещают лист бумаги формата А4 с изображением цифры «6» так, чтобы один из них видел только цифру «9», а второй – «6». Они разыгрывают диалог по поводу того, что они видят, пытаясь убедить партнера в своей правоте.

Комментарий. Нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная, неумение снять свои «стереотипные очки» – самый короткий путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта.

Итак, если вы стремитесь к продуктивному общению, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать точку зрения другого и его личность, индивидуальные качества.

3.Упражнение «Согласие, несогласие»

Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.

Ход упражнения. Участники объединяются в две группы. Каждой группе дается карточка с вариантом задания.

Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие.

Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете несогласие.

На выполнение дается 5 минут. После этого каждая группа демонстрирует результаты своей работы.

После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.

Помни!

Выразить согласие тебе помогут такие фразы:

Это не вызывает возражений (сомнения)...

Я готов с этим согласиться...

Мне близки эти мысли...

Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...

Я тоже хотел это (об этом) сказать...

Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...

Никто и не отрицает...

Ты не обидишь другого, если высказывание своего несогласия начнешь со слов:

Мне так не кажется...

Я думаю по-другому (наоборот)...

Я придерживаюсь другого мнения...

У меня другая (противоположная) точка зрения...

Я позволю себе не согласиться с вами...

К сожалению, не могу согласиться с вами...

Мне хотелось бы выразить свое несогласие...

4. Игра «Пойми без слов»
Оборудование: листок бумаги с написанным для показа заданием. Педагоги делятся на 2 команды, в каждой команде одного ведущего (который будет угадывать ситуацию, он выходит за дверь)

Задание:

Толерантность предполагает умение терпеливо выслушать и понять другого человека. В то же время - умение терпеливо и спокойно объясниться, даже если тебя с трудом понимают.

 Для первой команды

Ведущему   дается инструкция быть мужем, который смотрит в окно на жену с 10 этажа, нужно ему понять, что она пытается ему показать и объяснить. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 1:

Вы опаздываете на работу. Наспех собираете сумку, надеваете пальто, прощаетесь с мужем и спускаетесь с 10 этажа во двор. Здесь, заглянув в сумку, вы обнаруживаете, что  оставили дома ключ в кармане куртки и телефон. Позвонить вы не можете. И чтобы не возвращаться, жестами и мимикой объясняете ситуацию мужу, который смотрит сверху через стекло, что вы:

забыли дома ключ,

закончите работу в 4 часа,

зайдете после работы в магазин за молоком,

а потом придете домой.

пускай он оставит ключ от дома соседке по площадке.

Выбирается другой желающий, выйти за дверь у другой команды, которому предлагается почувствовать бабушке: что она развешивает белье, увидела девушку, жестикулирующую и пытается понять, что та ей показывает. Остальным участникам зачитывается следующая ситуация.

Ситуация 2:

Вы вышли на балкон повесить белье. Ваш малолетний малыш повернул ключ в балконной двери и Вы с ребенком остались по разные стороны. Во дворе никого нет. Позвать помощь вам неоткуда. Только в доме напротив полуглухая бабушка вешает на балконе белье. Вы жестами:

объясняете ей ситуацию,

просите вызвать службу спасения или позвонить на работу мужу и попросить его прийти домой.

Обсуждение

- Какие чувства вы испытывали, когда видели, что вас не понимают?

- Легко ли вам было понять вашего партнера? Почему?

Быть услышанным и понятым - это очень важно для каждого. Не всегда мы понимаем друг - друга. Потому что каждый видит и понимает мир по-своему. Но если быть внимательным и терпеливым, то даже без языка можно понять другого и помочь ему.

5.Упражнение «Цветок толерантности» на конец тренинга

Цель: систематизирование знаний о понятии «толерантность».

Перед вами «Цветок», ему не хватает лепестков, а лепестки это наша толерантность, из чего же она состоит? Ваша задача написать на лепестке: «Что для вас означает толерантность?»

Еще, в качестве примера характеристик толерантной личности, приведем следующие:

  • терпение,
  • доверие,
  • умение владеть собой,
  • снисходительность,
  • доброжелательность,
  • умение не осуждать других,
  • терпимость к различиям,
  • способность к сопереживанию,
  • умение слушать.

Общее обсуждение того, что получилось.

Как развить толерантность

Толерантность — адаптивное свойство психики человека, то есть не врожденное, а приобретенное качество, которое можно в себе воспитать. Ниже мы расскажем, какие методы и упражнения на развитие разных видов толерантности будут в этом полезны.

 Осознание. Базовая установка. Если вы несогласны с другими — это не означает, что вы неправы, но и не обязывает отстаивать свои убеждения. Примите как данность: каждый вправе иметь собственное мнение по любому вопросу.

 Углубление. Прием, который работает всегда. Чтобы лучше понять чужую точку зрения, узнайте о ней больше. Почитайте что-то по теме или попросите собеседника подробнее рассказать, как он пришел к такому мнению.

 Поиск точек соприкосновения. Если человек вас раздражает, не спешите делать выводы и ставить на нем крест. Вспомните слова из мультика: «Мы с тобой одной крови». Постарайтесь найти с собеседником что-то общее: любимые книги, сериалы, музыка, спортивные увлечения, компьютерные игры.

 Активное слушание. Эта технология направлена на развитие коммуникационной толерантности:

  • Дайте человеку выразить свою позицию.
  • Убедитесь, что верно поняли суть высказывания.
  • При необходимости задайте уточняющие вопросы.
  • Вежливо прокомментируйте услышанное.

Не перебивайте собеседника и не додумывайте за него.

Умение принимать особенности других людей, их мнение, культуру, выбор и нормы поведения помогает нам сохранять здоровые отношения с окружающими. Человек, который ставит в приоритет развитие толерантности, отличается высоким уровнем эмоционального интеллекта и готовностью принимать адекватные решения в самых непростых ситуациях.

Начните практиковаться уже сегодня: внимательно выслушайте просьбу ребенка, воздержитесь от резких высказываний в адрес супруга или супруги, поинтересуйтесь у коллеги, как он проводит свободное время. Жизнь строится из мелочей. Уже через пару недель вы заметите изменения в себе и в отношении окружающих к вам.
Рефлексия (какие ощущения, реакция).

Подведение итогов, обсуждение.

Коллеги большое спасибо!!!

1. Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.

2. Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/

3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение, М., 2002.;

4. Зенич О.А. Тренинг толерантности. Кемерово, 2010;

5. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.;

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М.: Генезис, 2006г. Шаповаленко И.В.;

7. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина – М.: «Ось-89», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание толерантности»

 Цели игры:познакомить педагогов  с понятием «толерантность»;создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;научить педагогов  конкр...

Консультация для педагогов Тема: «Роль педагогов в воспитании толерантности детей»

«Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а дошкольное учреждение занимается преимущественно интеллектуальным развитием.»...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА.

ЦЕЛЬ:  формировать навыки поведения толерантного педагога....

Тренинг с педагогами ДОУ "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕДАГОГА".

ЦЕЛЬ: формировать навыки поведения толерантного педагога.Задачи:  Систематизировать у педагогов знания о понятии «толерантность» и «интолерантность»; Помочь педагогам и родит...

семинар-практикум для педагогов: "Воспитание толерантности начинается с педагога"

Цель:- познакомить педагогов с понятием «толерантность», «толерантная личность»;- развивать профессиональное самосознание педагогов;- формировать толерантное отношени...

Встреча с педагогами на занятии с элементами тренинговых упражнений « Толерантность начинается с педагога»

laquo;Толерантность» – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное прот...