Психологическое здоровье дошкольников
презентация к уроку по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной разработке представлены теоретические и авторские идеи на тему сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста. Информация подготовлена в целях просветительской деятельности и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО.
В разработке представлены основные понятия и описаны факторы, влияющие на психологическое здоровье , а также даны рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое здоровье дошкольников Понятие “психическое здоровье” было предложено в 1979 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества . Термин «психологическое здоровье» был введён И. В. Дубровиной в научный оборот в 1987 году. «Психологическое здоровье» - которое «относится к личности в целом, находится в тесной взаимосвязи с высшими проявлениями человеческого духа» (И.В. Дубровина).
На эмоциональное состояние дошкольника, а значит, на его гармоничное развитие и ощущение себя в мире, воздействуют две группы факторов – внешние и внутренние. семья ДОУ общество СМИ экология Психологическое здоровье Активная позиция ребенка(сознание, поведение, самостоятельность) Генетика, темперамент Болезни, патологии физического развития ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВНУТРЕННИЙ МИР
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка В Формировании и сохранении психического здоровья в младенческом (до полугода) и раннем детском возрасте (1-3 лет) важную роль играет эмоциональное развитие. Качество эмоционального взаимодействия родителей с ребенком , стиль воспитания определяют его дальнейшее психическое развитие. В дошкольном возрасте (3-6 лет) такую роль играет понимание разницы между своим собственным Я и другим. Дети учатся выстраивать коммуникацию. В школьном возрасте – самооценка , которая способствует социализации ребенка.
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка В процессе развития у ребенка формируется самооценка и отношение к себе. Три фактора определяют потребность ребенка в самосовершенствовании: качество детских привязанностей, характер домашней среды стиль родительского воспитания . Уже в два года большинство детей имеют свой внутренний опыт. Они могут видеть и понимать окружающее иначе, чем взрослые . Полученный в ходе взаимодействия с близкими людьми опыт общения и его правила ребенок переносит на взаимодействие с другими людьми.
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка В младенчестве и раннем детском возрасте поведение матери или близкого взрослого обеспечивает развитие привязанности , определяющей качество дальнейшей жизни ребенка: умение понимать, дружить, любить, испытывать чувства материнства и отцовства.
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка Качество эмоциональных связей ребенка с матерью или близкими взрослыми определяет характер его психического развития, что, в конечном счете, определяет уровень психического здоровья. Благодаря первым контактам у ребенка начинает появляться чувство собственной значимости, необходимое для того, чтобы он стал личностью. В зависимости от того безопасный или небезопасный тип привязанности сформировался ребенок начинает доверять окружающему миру и чувствует себя психологически защищенным.
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка Именно благодаря матери и близким взрослым ребенок развивается, впервые слышит человеческую речь, постигает сложную систему человеческих взаимоотношений. Доказано, что дети, которые лишены возможности полноценного эмоционального общения с матерью, во многом отстают от своих сверстников в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии. Такие дети начинают поздно говорить, ходить, их игровая деятельность характеризуется бедным сюжетом и однообразием, часто наблюдаются предметные манипуляции. Дети пассивны, нелюбознательны, они не владеют навыками общения с другими детьми и взрослыми.
Эмоциональная саморегуляция ребенка начинается в раннем возрасте. Родители должны быть образцами позитивных эмоций, заботиться о ребенке, стараться продлить приятные эмоции меньше реагировать на внешнее выражение его отрицательных эмоций. Это помогает ребенку правильно справляться со своими эмоциями. Маленькие дети делают попытки справиться со своим гневом и печалью. Но способность регулировать и контролировать эмоции развивается медленно, и только ко времени учебы в школе ребенок постепенно приобретает умение следовать культурно обусловленным правилам выражения эмоций.
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности. конфликты вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение. Особенно тяжелыми бывают последствия, когда взрослые вовлекают ребенка в свои сложные взаимоотношения.
Портрет психологически здорового ребенка Ребенок имеет потребность в двигательной активности, он с удовольствием участвует в подвижных играх и физических упражнениях в соответствии с возрастом. Ребенок любознателен, постоянно проявляет интерес и если в младшем возрасте – он преимущественно насыщает свою сенсорную систему (гремит, рвет, бросает, кричит, пробует на вкус), то становясь постарше, с развитием речи начинается возраст «почемучек». Сон и аппетит ребенка в норме. Ребенок положительно ориентирован на общение со взрослыми и сверстниками, реагирует на их настроение, проявляет интерес к совместной деятельности.
Портрет психологически здорового ребенка Ребенок проявляет доверие к миру, положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице. Дружелюбно настроен в отношении других детей. Владеет сведениями о себе (имя, день рождения и пр.), своей семье и об окружающем мире в соответствии с возрастом . Эмоционально откликается на красоту природы, произведения искусства, вслушивается в музыку, различает музыкальные ритмы, передает их в движении, поет, танцует. Проявляет сочувствие .
Портрет психологически здорового ребенка Развита фантазия , воображение, желание экспериментировать, есть творческие интересы (лепить, раскрашивать, рисовать, смешивать цвета, стоить башни, изобретать). Ребенок стремится проявлять самостоятельность в соответствии с возрастом. Проявляет интерес и владеет правилами поведения, связанными с разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Стремится к положительным поступкам. Проходит, как и все дети, «возрастные кризисы».
Родителям важно знать, как развивается психическое здоровье ребенка Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка , к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношением к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, к жизни как таковой. Во-вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения.
Как позаботиться о психическом здоровье ребенка: Активно слушайте и только потом советуйте. Будьте терпеливы, понимайте потребности ребенка. Рассказывайте о своих чувствах, признавая чувства ребенка. Говорите правду. Будьте примером здорового поведения. Пусть рядом с ребенком находятся здоровые взрослые ( зависимости и психические расстройства ). Будьте предсказуемы в своих поступках, держите обещания. Научите ребенка правилам безопасности. Верьте ребенку и верьте в него, говорите ему об этом. Задавайте открытые вопросы. Выделите в графике время для семьи.
Как позаботиться о психическом здоровье ребенка: Ограничивайте время пользования компьютером и гаджетами для всей семьи. Обнимайте ребенка. Вместе делайте упражнение на расслабление. На своем примере научите ребенка прощать. Когда ребенка захлестывают эмоции, говорите с ним спокойно. Злость и слезы естественны, если у ребенка что-то не получается. Помните, что поведение ребенка - ключ к пониманию его чувств и потребностей.
Как позаботиться о психическом здоровье ребенка: Предупреждайте детей о предстоящей разлуке, отъезде. Если ребенок не понимает, почему исчез близкий взрослый, то он может решить, что виноват в этом сам, и считать себя плохим. Уделяйте время совместным играм. Устанавливайте и соблюдайте границы дозволенного. Живите «здесь и сейчас».
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...
"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников
Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к...
«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л....
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»
Психическое здоровье это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)
В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...