Детская одаренность, глазами родителей. Откровенные беседы с родителями в Telegram-канале.
статья по психологии (младшая группа)

Сапрыкина Екатерина Александровна

Детская одаренность, глазами родителей. Откровенные беседы с родителями в Telegram-канале.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ООдаренные дети-будущее России, да и всего мира.  Но, как их воспитать? Все чаще в современном мире, ученые, родители, педагоги задаются данным ввопросом. При том, что ответ на этот вопрос, был найден еще в XX веке. А вот изменения общества, заставляют искать все новые способы взаимодействия субъектов образовательного процесса, для эффективной поддержки. А, как следствие и раскрытия предпосылок одаренности, именно в раннем детстве. Поэтому очень важно, для взаимодействия, использовать современные информационные площадки такие, как Telegram.

ЦЦель данной работы – ознакомление педагогов, с современной информационной площадкой, для взаимодействия с родителями, коллегами и т.д. Обращение внимания педагогического общества, на развитие одаренности у детей именно с раннего дошкольного возраста.

ААктуальность темы заключается, в том, что в мире информационного изобилия, не имея специального образования, трудно найти настоящую, нужную литературу в вопросах воспитания. Виртуальный интернет ресурс помогает, родителям открыться, рассказать о своих трудностях в воспитании и задать вопрос, без личного присутствия. Экономия времени и обширность аудитории, как еще один из пунктов актуальности. Так же и в вопросе ранней детской одаренности, нестандартная форма работы, помогает и родителям, и педагогам, работающим с детьми изменить свой стиль воспитания и работы, основываясь на научные публикации, практики специалистов, публикуемые в Telegram канале.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРОДСК ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 8

143409 РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, БУЛЬВАР КОСМОНАВТОВ, Д. 3

e-mail: тел.: 8 (495)592-70-97

Доклад

Детская одаренность, глазами родителей. Откровенные беседы с родителями в Telegram-канале.

Подготовила:

педагог-психолог

Сапрыкина Екатерина Александровна

Г.о. Красногорск, 2023г.

ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одаренные дети-будущее России, да и всего мира. Но, как их воспитать? Все чаще в современном мире, ученые, родители, педагоги задаются данным вопросом. При том, что ответ на этот вопрос, был найден еще в XX веке. А вот изменения общества, заставляют искать все новые способы взаимодействия субъектов образовательного процесса, для эффективной поддержки. А, как следствие и раскрытия предпосылок одаренности, именно в раннем детстве. Поэтому очень важно, для взаимодействия, использовать современные информационные площадки такие, как Telegram.

Цель данной работы – ознакомление педагогов, с современной информационной площадкой, для взаимодействия с родителями, коллегами и т.д. Обращение внимания педагогического общества, на развитие одаренности у детей именно с раннего дошкольного возраста.

Актуальность темы заключается, в том, что в мире информационного изобилия, не имея специального образования, трудно найти настоящую, нужную литературу в вопросах воспитания. Виртуальный интернет ресурс помогает, родителям открыться, рассказать о своих трудностях в воспитании и задать вопрос, без личного присутствия. Экономия времени и обширность аудитории, как еще один из пунктов актуальности. Так же и в вопросе ранней детской одаренности, нестандартная форма работы, помогает и родителям, и педагогам, работающим с детьми изменить свой стиль воспитания и работы, основываясь на научные публикации, практики специалистов, публикуемые в Telegram канале.

Добрый день, дорогие коллеги.

Рада вам представиться. Меня зовут Сапрыкина Е.А. педагог-психолог МБДОУ №8, группы детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дети раннего и младшего дошкольного возраста, переживают самый сензитивный период развития, поэтому у их родителей возникает огромное множество вопросов на тему психологического развития.

В силу ограниченности времени у родителей, зачастую вопросы так и оставались без ответов. Лишь самые острые вопросы, находили решения в кабинете педагога-психолога.

Публичный интернет канал- современный способ взаимодействия с родителями

В мире информационного изобилия, не имея специального образования, трудно найти настоящую, нужную литературу в вопросах воспитания. Особенно родителю, имеющему ребенка раннего возраста.

Именно это подтолкнуло меня на поиск такого, способа взаимодействия с родителями, который будет удобен, понятен всем участникам, не требующий личного присутствия, при этом доступный для каждого.

Этим способом стал Telegram-канал «Психология развития», в котором я веду откровенные беседы с родителями на интересующие их вопросы по особенностям и трудностям развития детей с 2 до 4 лет. Самым первым сообщением стало «Приветствие аудитории» и правила публичного канала. Частота публикаций, раз в неделю иногда чаще. В течении недели я собираю поступающие вопросы от родителей и в конце недели аккумулируя их, отвечаю подготовленным постом. Иногда публикую информация о жизни детей в ДОУ (Неделя «Психологии»). Популярность канала, просматриваю в «Статистике», сейчас 67 подписчиков, количество просмотров ростёт. Аудитория родителей ДОУ оживлена и активно задает вопросы. Сама платформа для меня удобна, а главное информативна. Я могу выкладывать ответы в разных форматах, приглашать участников, запрещать комментарии и т.д. Чаще использую публикацию постов. И только единожды использовала, анонимный вопрос на тему «Детской одаренности». С которым и хочу вас ознакомить.

Одаренность раннего возраста, глазами родителей.

Изучение вопроса «Детской одаренности». Я решила начать с опроса родителей. Считаю. Что их понимание «Детской одаренности» и выстраивание системы воспитания в данном контексте, является главным для ребенка.

Первый вопрос «Подскажите пожалуйста, как вы понимаете. Что такое «Детская одаренность»?

- генетические качества ребенка, выделяющие его из коллектива сверстников,

-задатки присущие, абсолютно любому ребенку, раскрывающиеся при особом воспитании и обучении.

Большинство родителей, 60% считают, что детская одаренность - задатки присущие, абсолютно любому ребенку, раскрывающиеся при особом воспитании и обучении.

Ведь одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Включая в себя и наследственные качества, и условия воспитания.

Но в раннем дошкольном возрасте (до 5 лет), можно скорее говорить лишь об «опережающем развитии», но никак не об одаренности, в классическом ее понимании. И именно на это стоит обратить внимание современных родителей, в просветительской работе психолога.

Портрет одаренного ребенка.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Большая часть родителей, считает, что заметить одаренного ребенка легко.

Но важно, чтобы это действительно были предпосылки детской одаренности, а не искаженного развития. Ведь зачастую особые умения ребенка, отличающие его от сверстников, воспринимаются родителями, как одаренность. Главное для родителей объяснить: возрастные нормы, ведущую деятельность, нормативные кризисы, т.е. этапы нормативного развития ребенка этого возраста. Ведь одаренный ребенок, как и любой другой должен пройти все ступени развития, не перепрыгивая их. При этом обладая теми качествами, которые ставят его развитие на ступень выше своих сверстников.

Роль семьи в воспитании «одаренных» дошкольников

В опросе, вопрос звучал: «Хотели бы вы, как родители видеть у своего ребенка «одаренность»? И конечно большинство ответили положительно. Но так ли легко, воспитывать одаренного ребенка? Однозначного ответа, здесь нет. Но особенности семейного воспитания накладывают даже больший отпечаток на формирование одаренной личности, чем наследственность. Именно семейного, в полном понимании этого понятия. И в просветительской работе психолога, важно правильно донести, что сами традиции, особенности семейного воспитания, личностные качества родителей и родительская увлеченность развитием ребенка, как раз формируют личность малыша с рождения (70% личности формируется до 5 лет). Как говориться, быть на одной волне с ребенком, находясь на его возрастной ступени, с азартом, познавая совместно этот мир, изучая и предлагая новое, показывая свою любовь, в спокойной и гармоничной обстановке, при этом находясь рядом, но как «тайная опора», всегда дисциплинируя, имея систему запретов и наказаний. Наблюдая у ребенка, раннего возраста задатки одаренности. Родителя не должен ставить себя в положение подчинения и творить «кумира» из дитя, выполняя все за него.

Психологические сложности «одаренных» детей

Переходя от вопроса «роли семьи» в воспитании одаренного ребенка к психологическим сложностям, с которыми сталкиваются эти дети. Нужно заметить, взаимосвязь эти двух вопросов. Которые порой не замечают родители. И в ответе на вопрос: «Легко ли самому ребенку быть одаренным»? большинство родителей отвечают, «да, он занят тем, что ему нравится», при этом не видя, главного. Что роль семьи заключается в правильной помощи и принятии ребенка будь то с одаренностью, или же с нарушением в развитии. Т.к. отклонение от нормы, от коллектива сверстников, накладывает большую нагрузку на психику ребенка. А точнее, на его самооценку и выстраивание межличностных взаимоотношений. Зачастую у одаренных детей, нарушены коммуникативные способности. Они сверхчувствительны, задумчивы, излишне нацелены на результат. Поэтому родители и сотрудники ДОУ совместно должны выстраивать, маршрут развития и взаимодействия с одаренным ребенком, который помогал бы ему не чувствовать себя «белой вороной» в коллективе сверстников, при этом сглаживая и компенсирую недостатки эмоционально-коммуникативной сферы.

Роль ДОУ и личность педагога в раскрытии «одаренности»

Раскрывая предыдущий вопрос, плавно подошли к роли педагога в раскрытии «одаренности» ребенка. На мой взгляд, если позиция родителя в воспитании одаренного ребенка должна быть, на равных, на одном уровне взаимодействия, как партнеров. То личность педагога, должна быть для ребенка примером, конечно и родитель должен быть пример. Но я хочу донести, такую мысль, как «положительный авторитет» для подражания, с безусловным принятием ребенка (не раздражающийся на одаренность ребенка, она часто неудобна педагогу в коллективе, а терпимым и поощряющим). Основывающийся на эмоционально спокойном взаимодействии с ребенком, с большим кругозором знаний, с разносторонними умениями и творческими навыками. Педагог, который владеет знаниями возрастной психологии и педагогики, выстраивая свою работу с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Ведь исходя из ответов на опрос, родители считают, что ДОУ помогает в раскрытии «детской одаренности».

Для примера я разместила, на слайде творческие работы родителей нашего сада, которые они выполняли на «Неделе психологии» проводимой в ДОУ. На создание «шедевров», родителей замотивировал креативный подход педагогов. Мне очень хочется поделится наблюдением, что как родители влияют на развитие своего малыша. Как родительское тепло раскрывает невидимый потенциал ребенка и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги опроса, делаю вывод о недостаточной информированности родителей на тему «детская одаренность». Односторонний взгляд на воспитание ребенка с одаренностью. Отмечаю важность, диалога с родителями, на их языке. Используя современные информационные площадки, которые помогут педагогу и понять уровень осведомлённости о той или иной проблеме, а также просвятительски воздействовать на аудиторию родителей. Подбирая и транслируя истинно научную литературу, помогающую родителю, а не засоряющую его. Одаренные дети-наше будущее!!! Помочь воспитать таких личностей с раннего возраста поможет «Культурно-историческая теория» Л.С. Выготского. Которая говорит о значимости взрослого в развитии ребенка, ведущей деятельности ребенка, о новообразованиях каждого возрастного этапа, о зоне реального и ближайшего развития. Эти понятия как нельзя актуальны сейчас, именно передача социокультурного опыта, от родителя к ребенку, определила одаренность многих великих людей. При том, что не всегда этот взрослый, биологический родитель ребенка (на примере Стив Джопса), но это всегда личность, любящая ребенка, передающая накопленный социокультурный опыт своим личным примером.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М.: Педагогика, 1973.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1971. 4.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-и т. Т.4. Детская психология. – М.: Педагогика, 1984.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей // Методы психологической диагностики. – М., 1993. – Вып.1. – С. 32-42.
  5. Лейтес Н. С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности // Основные современные концепции детской одаренности. – М., 1997. – С. 57.
  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971.
  7. Матюшкин , Сиск Д.Н. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. – 1988. – № 2.
  8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – № 6. – С. 29-34.
  9. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность: Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты – М.: Работник просвещения, 1925.
  10. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная и др. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  11. Россолимо Г.И. Психологические профили. Методика. – СПб., 1910.
  12. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. Т. 4. – 1983. – № 5.
  13. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1991. – С. 11.
  14. Юркевич Одаренность: иллюзии и реальность. – М., 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Анкеты для родителей "ДЕТСКИЙ САД ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ"

Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка...

Индивидуальная беседа с родителями: "Как вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад?".

Достаточно актуальный сейчас вопрос-это адаптация ребенка в детском саду. Хочу поделиться с Вами информацией и рекомендациями для успешной адаптации ребенка в первые дни его пребывания в саду....

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Беседа с родителями. " Права и обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей. Обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами....