Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Гимнастика для мозга»
рабочая программа по психологии (средняя группа)

 В Программу включены нейропсихологические игры и упражнения – это игровые эффективные комплексы, которые способствуют развитию нервно-психической функции, психических процессов.

Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует  преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений:

  • Интеллектуальных.
  • Речевых.
  • Двигательных.
  • Моторных.
  • Поведенческих расстройств.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 4-5 лет.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью не более 15 человек.

Объем программы: 33 часа.

Форма обучения: очная с постоянным составом одновозрастной группы.

 

 

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 20 минут во второй половине дня.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gimnastika_dlya_mozga_pashina.docx131.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социально-личностного направления развития воспитанников № 10 «Родничок»

456780, Челябинская область, г. Озёрск,

фактический адрес: пер. Советский, 5;

юридический адрес ул. Советская, 22;

ИНН 7422026232, телефон  2-05-69, 2-08-60

Picture background

РАССМОТРЕНО

на заседании Педагогического совета

протокол №4 от 30.08.2024

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №46/06-11 по

МБДОУ ДС №10 от 12.09.2024

Заведующий__________Ю.С. Батуева

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

  «Гимнастика для мозга»

Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки программы: 2024 г.

Автор-составитель: педагог-психолог

МБДОУ ДС № 10, Советская, 22

Пасхина Екатерина Александровна

г.Озерск, 2024 год


Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»        2

1.1 Пояснительная записка        2

1.2 Цель и задачи программы        7

1.3. Содержание программы        8

1.3.1. Учебный план          8

1.4. Планируемые результаты        17

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        17

2.1. Календарный учебный график        17

2.2. Условия реализации программы        18

2.3. Формы аттестации        19

2.4. Оценочные материалы        .19

2.5. Методические материалы        21

2.6. Воспитательный компонент        22

2.7. Список литературы        24

 


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.).

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).

Паспорт национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16).

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2017 № 1213/7933/1 «Методические рекомендации по формированию и реализации рабочих программ курсов внеурочной
деятельности и дополнительных общеразвивающих программ», локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной  направленности.

Уровень освоения содержания образования стартовый.

Актуальность программы

В последнее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Одной из важных проблем в развитии детей является недостаточность двигательных навыков (скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности); недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации (неловкость, несогласованность движений рук). Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Все это может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому начиная с дошкольного возраста важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В настоящее время активно развивается и становится востребованной нейропсихологические методы работы с детьми дошкольного возраста.  Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в воспитании детей дошкольного возраста. Упражнения для мозга и для детей очень необходимы. Они просты и не требует какой-либо специальной физической подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. Каждое из упражнений для мозга, способствует возбуждению определенного его участка и механизма объединения мысли и движения.

Отличительная особенность программы, заключается в использовании на каждом занятии инновационных методов и подходов, что позволяет в полной мере реализовать современную парадигму образования. В качестве основного метода для развития детей младшего дошкольного возраста в данной программе предлагаются кинезиологические упражнения, способствующие развитию межполушарного взаимодействия. В отличие от традиционных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка, метод кинезиологических тренировок направлен на механизм возникновения возможных психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысить продуктивность протекания психических процессов.

 В Программу включены нейропсихологические игры и упражнения – это игровые эффективные комплексы, которые способствуют развитию нервно-психической функции, психических процессов.

Использование нейропсихологических игр и упражнений способствует  преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений:

  • Интеллектуальных.
  • Речевых.
  • Двигательных.
  • Моторных.
  • Поведенческих расстройств.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения». Благодаря этим упражнениям создаются новые нейронные сети и происходит качественное улучшение эффективности взаимодействия полушарий мозга.

Кинезиология для дошкольников при помощи особых упражнений улучшает развитие нервной системы и речи ребёнка, кроме того, кинезиологические упражнения развивают мышление ребенка через движение.

Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях.

Они оказывают эффективное влияние на детей, т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка не только мелкую и крупную моторику, но и память, внимание, речь, пространственные представления, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 4-5 лет.

В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная  со  сверстниками,  ролевой  диалог,  игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое отношение: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная память, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

  • Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
  • Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы численностью не более 15 человек.

Объем программы: 33 часа.

Форма обучения: очная с постоянным составом одновозрастной группы.

Методы обучения:

Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.

Педагог обязан сначала сам освоить упражнения практической кинезиологии упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма.

Кинезиологические занятия и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. 

Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры, дается комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений. Ребенок выполняет вместе со взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («плечо, пояс, локоток»), произносимыми вслух или про себя. Педагог контролирует точное выполнения упражнений, которые могут проводиться стоя или сидя за столом.

Для детей дошкольного возраста упражнения проводятся в игровой и образной форме. Дети вместе с взрослым повторяют речевое сопровождение всех упражнений. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке. Упражнения могут проводиться стоя или сидя за столом. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом.

Тип занятий: групповое.

Формы проведения занятий: игровое занятие, сказка, игра-имитация, соревнования, дидактические игры, телесные разминки, самомассаж, пальчиковые игры, двигательные разминки гимнастика: - корригирующая гимнастика, элементы детской йоги, дыхательные упражнения, сенсомоторные упражнения, игры на внимание и быстроту реакции, двуручное рисование.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. По программе планируется 1 занятие в неделю по 20 минут во второй половине дня.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – обеспечение полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка через кинезиологические упражнения.

Задачи программы

Образовательные:

  • Обогащать лексический запас дошкольников.
  • Активизировать познавательный интерес.
  • Формировать и закреплять мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Учить детей действовать и рисовать двумя руками.
  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги (тетрадь в клетку).

Личностные:

  • Развивать мелкую и крупную моторику.
  • Развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики.
  • Развивать компоненты речи.
  • Развивать познавательные способности и основные психические функции (внимание, мышление, восприятие, память)
  • Развивать зрительно-двигательную координацию, координацию движений.
  • Развить у дошкольников эмоционально-волевые качества (целеустремленность, настойчивость, терпение, способность к саморегуляции).

Метапредметные:

  • Повышать у ребенка самооценку, уверенность в собственных силах за счет усвоения им новых навыков.
  • Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.

1.3. Содержание программы

Упражнения собраны в 3 группы.

Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и мелкой моторики. Ведущий механизм, лежащий в основе этих упражнений,- механизм единства мысли и движения, способствующих совершенствованию интегрированных связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

Вторая группа – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Это упражнения, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь охранного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, готова к познавательной деятельности.

Третья группа представляет собой упражнения, повышающую энергию тела и углубляющие мотивацию. Они обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

Хотелось бы обратить внимание ещё на важные моменты в проведении кинезиологических упражнений:

- Нецелесообразно прерывать кинезиологическими упражнениями творческую деятельность детей;

- Если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то упражнения лучше проводить перед работой или между заданиями;

- Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект.

1.3.1. Учебный  план

п/п

Перечень разделов, наименование тем

Теория в часах

Практика в часах

Общее количество времени

Формы контроля

1.

ОКТЯБРЬ 

 

 

 

1.1.

Диагностика

0

1

1

1.2.

"Путешествие в страну Пуговку"

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

1.3.

«Игрушки»

0,25

0,75

1

1.4.

"Нарисуй солнышко"

0,25

0,75

1

1.5.

«Транспорт»

0,25

0,75

1

2.

НОЯБРЬ

2.1.

"В гостях у мышки Манюси"

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

2.2.

«Мебель»

0,25

0,75

1

2.3.

"Путешествие по лесу с совой Анфисой"

0,25

0,75

1

2.4.

«Домашние животные»

0,25

0,75

1

3.

ДЕКАБРЬ

3.1.

«Дикие животные»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

3.2.

"В гостях у ежика Кузи"

0,25

0,75

1

3.3.

"Играем с кошечкой Мусей"

0,25

0,75

1

3.4.

"Праздник к нам приходит"

0,25

0,75

1

4.

ЯНВАРЬ

4.1.

Промежуточная аттестация

0

1

1

4.2.

«Профессии»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

4.3.

«Сказки»

0,25

0,75

1

5.

ФЕВРАЛЬ

5.1.

«Народная игрушка»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

5.2.

"Черепаха Мотя"

0,25

0,75

1

5.3.

"Ветерок"

0,25

0,75

1

5.4.

«День защитника Отечества»

0,25

0,75

1

6.

МАРТ

6.1.

«Весна-красна»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

6.2.

«Весна. Мамин праздник»

0,25

0,75

1

6.3.

"Дом в котором мы живем"

0,25

0,75

1

6.4.

«Перелетные птицы»

0,25

0,5

1

7

АПРЕЛЬ

7.1.

«Будем здоровы»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

7.2.

«Космос»

0,25

0,75

1

7.3.

«Помощники»

0,25

0,75

1

7.4.

«Фрукты»

0,25

0,75

1

7.5.

«Путешествие под дождем»

0,25

0,75

1

8.

МАЙ

8.1.

«День Победы»

0,25

0,75

1

педагогическое наблюдение

8.2.

«В гостях у лягушонка Квака и его друзей»

0,25

0,75

1

8.3.

«Бабочка спешит домой"

0,25

0,75

1

8.4.

Диагностика

0

1

1

ИТОГО

7,5

25,5

33

Структура занятий

1. Приветствие

2. Основная часть

  • Пальчиковая гимнастика
  • Дыхательные упражнения
  • Растяжка
  • Кинезиологические упражнения
  • Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д
  • Координационно-регулирующие упражнения
  • Рисование двумя руками

3. Заключительная часть. Прощания

1. ОКТЯБРЬ

1.1. Диагностика

1.2. «Путешествие в страну Пуговку»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Сенсомоторная игра "Ищейка"

3. Интегрированная игра "Собака Пуговка и дождик"

4. Игра с мячом "Кидай-лови"

5. Растяжка "Полетели"

6. Игра-психографика "Одинаковые пуговицы"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

1.3 «Игрушки»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Надуй шарик»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 1

4. Пальчиковая игра «Игрушки» (с шариком)

5 . Растяжки «Тряпичная кукла и солдат»

6. Телесные упражнения «Паровозик»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

1.4. «Нарисуй солнышко»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Разминка "Заглянуло солнышко"

3. Дыхательное упражнение "Воздушный шарик"

4. Комплекс кинезиологических упражнений 1

5. Растяжка "Полетели"

6. Игра-психографика "Два солнышка"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

1.5. «Транспорт»

1.Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Дыхательное упражнение «Свеча»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 2

4. Пальчиковая игра «Мячик – ежик» (с шариком)

5. Телесные упражнения «Паровозик»

 6. Упражнение «Транспорт»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

2. НОЯБРЬ

2.1. «В гостях у мышки Манюси»

1. Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Пальчиковая гимнастика "Вот гора"

3. Глазодвигательная игра-гимнастика "Мышка идет домой"

4. Речевая игра "Мышка и клубочек"

5. Комплекс кинезиологических упражнений 2

6. Игра-психографика "Прогулка мышат по лесу"

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

2.2. «Мебель»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Часики»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 3

4. Пальчиковая гимнастика «По тропинке, по дорожке» (с шариком)

5. Глазодвигательная гимнастика «Глазки»

6. Телесные упражнения «Повороты шеи»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

2.3. «Путешествие по лесу с совой Анфисой»

1. Приветствие "Дружем мы"

2. Речевая игра "Здесь кругом дркмучий лес"

3. Пальчиковая игра-гимнастика "Кулачок-ладошка"

4. Интегрированная игра "Сова и дятел"

5.Речевая игра "совет совы"

6.Игра-психографика "Совы по лесу летели"

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

2.4. «Домашние животные»

1.Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Дыхательное упражнение «Пушок»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 3

4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики» (с шариком)

5. Глазодвигательная гимнастика «Глаз - путешественник»

6. Психомоторная игра "Зверята"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

3. ДЕКАБРЬ

3.1. «Дикие животные»

1. Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Дыхательное упражнение «Сердитый ежик»

3. Кинезиологическое упражнение «Дом – ежик – замок»

4. Пальчиковая гимнастика«Катиться колючий ежик» (с шариком)

5. Телесные упражнения «Колено – локоть»

6. Игра-психографика "Звери дружат"

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

3.2. «В гостях у ежика Кузи»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Речевая игра "По лесу катится клубок"

3. Сенсомоторная игра "Разноцветная шубка"

4. Речедвигательная игра "У ежика день рождения"

5. Игра-психографика "Друзья-ежата"

6. Речевая игра "Ежик шел, шел"

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

3.3. «Играем с кошечкой Мусей»

1.Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Речевая игра "Я умею чисто мыться"

3. Речедвиготельная игра "Котята"

4. Речевая игра "Один, два, три"

5. Комплекс кинезиологических упражнений 4

6. Игра-психографика "Клубочек"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

3.4. «Праздник к нам приходит»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Координационно-регулирующая игра "Игрушки"

3. Растяжка "Лодочка"

4. Игра с мячом "Кидай-Лови-Кати"

5. Комплекс кинезиологических упражнений 4

6. Психомоторная игра "рисуем в воздухе руками"

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

4. ЯНВАРЬ

4.1. Промежуточная аттестация

4.2. «Профессии»

1.Приветствие «Давайте порадуемся»

2. Дыхательное упражнение «Дыхание»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 5

4. Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 Вышли пальчики гулять» (с шариком)

5. Упражнение «Перекрестные движения» 6. Телесные упражнения «Крюки»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

4.3. «Сказки»

1.Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Дыхательное упражнение «Свеча»

3.  Кинезиологическое упражнение «Хвалим-ругаем»

4. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик» (с массажными кольцами)

5. Упражнение «Ласковое солнышко»

6. Телесные упражнения «Повороты шеи»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

5. ФЕВРАЛЬ

5.1. «Народная игрушка»

1.Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Дыхание»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 5

4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки» (с шариком)

5. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (выложить дорожку к домику зайчика из пуговиц).

6. Самомассаж пуговицами разного размера и формы.

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

5.2. «Черепаха Мотя»

1.Приветствие «Дружим мы»

2. Пальчиковая игра-гимнастика "Черепашка-растеряшка"

3. Речедвигательная игра "Непослушная черепашка"

4. Комплекс кинезиологических упражнений 6

5. Речедвигательная игра "Черепаха и очки"

6. Игра-психографика "Черепашки подружки"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

5.3. «Ветерок»

1. Приветствие «Давайте порадуемся»

2. Дыхательное упражнение «Губы трубкой»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 6

4. Растяжка "Лодочка"

5. Глазодвигательная гимнастика «Горизонтальная восьмерка»

6. Телесные упражнения «Колено-локоть»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

5.4. «День защитника Отечества»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Ныряльщик»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 7

4. Пальчиковая гимнастика "Солдаты"

5. Глазодвигательная гимнастика «Глазки»

6. Телесные упражнения «Повороты шеи»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

6. МАРТ

6.1. «Весна-красна»

1. Приветствие «Собрались все дети в круг»

2. Дыхательное упражнение «Дышим носом».

3. Комплекс кинезиологических упражнений 7

4. Пальчиковая игра "Зайцы и Белочка"

5. Речедвигательная игра "Здесь кругом дркмучий лес"

6. Растяжки «Дерево»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

6.2. «Весна. Мамин праздник»

1. Приветствие «Давай с тобой обнимемся»

2. Дыхательное упражнение «Вырасти большой»

3. Кинезиологическая гимнастика «Колечко».

4. Пальчиковая игра «Цепочка»

5. Координационно-регулирующая игра "Рано утром"

6. Упражнение «Собери бусы» - надевание колец на веревку

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

6.3. «Дом в котором мы живем»

1. Приветствие «Вот и собрался наш круг»

2. Пальчиковая игра «Домик» (с шариком)

3. Комплекс кинезиологических упражнений 8

4. Координационно-регулирующая игра "Пляска"

5. Глазодвигательная гимнастика «Теремок»

6. Телесные упражнения «Робот»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

6.4. «Перелетные птицы»

1.Приветствие «Здравствуй, Небо!»»

2. Дыхательное упражнение «Ворона»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 8

4. Пальчиковая гимнастика «Чики-чи, чики-ви»

5. Телесные упражнения «Яйцо»

6. Пальчиковая гимнастика «Птички гуляют»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

7. АПРЕЛЬ

7.1. «Будем здоровы»

1. Приветствие «Давай с тобой обнимемся»

2. Дыхательное упражнение «Дышим носом»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 9

4. Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья»

5. Глазодвигательная гимнастика «Глазки»

6. Телесные упражнения «Повороты шеи»

 7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

7.2. «Космос»

1.Приветствие «Вот и собрался наш круг»

2. Дыхательное упражнение «Дыхание»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 9

4. Пальчиковая игра «Домик» (с шариком)

5. Глазодвигательная гимнастика «Теремок»

6. Телесные упражнения «Робот»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

7.3. «Помощники»

1.Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Дыхание»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 10

4. Пальчиковая игра «Гладь мои ладошки» (с шариком)

5. Упражнение «Помогаем маме»

6. Упражнение «Помощники»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

7.4. «Фрукты»

1. Приветствие «Дружим мы»

2. Дыхательное упражнение «Дышим носом»

3. Комплекс кинезиологических упражнений 10

4. Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю» (с шариком Су - джок)

5. Глазодвигательная гимнастика «Взгляд влево вверх»

6. Растяжки «Сорви яблоко»

7. Игра (ритуал прощания) «Тепло рук и сердец»

7.5. «Путешествие под дождем

1. Приветствие«Здравствуй, Небо!»

2. Пальчиковая игра-гимнастика с элементами массажа "Дождик капал"

3. Самовыражение в цвете "Зонтик для кошки"

4. Кинезиологическое упражнение «Кулак - ладонь»

5. Речевая игра "Ежик и дождик"

6. Растяжка "Лодочка"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

8. МАЙ

8.1. «День Победы»

1.  иветствие «Здравствуй, Небо!»»

2. Дыхательное упражнение «Ныряльщик»

3. Кинезиологическое упражнение «Ухо - нос»

4. Пальчиковая игра «Работники» (с кольцом)

5. Глазодвигательная гимнастика «Глаз-путешественник»

6. Растяжки «Тряпичная кукла и солдат»

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

8.2. «В гостях у лягушонка Квака и его друзей»

1. Приветствие«Здравствуй, Небо!»

2. Речедвигательная игра "Лягушонок в лодке плывет"

3. Речедвигательная игра с элементами тонизирующего самомассажа кистей рук "Лягушонок"

4. Кинезиологическое упражнение «Кулак - ладонь»

5. Пальчиковая игра "Улитка"

6. Игра-психографика "Доплывем до берега"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

8.3. «Бабочка спешит домой"

1.Приветствие «Вот и собрался наш круг»

2. Пальчиковая игра-гимнастика "Бабочкин дом"

3. Самовыражение в цвете "Нарядное платье для бабочки"

4. Кинезиологическое упражнение «Кулак - ладонь»

5. Речевая игра "Бабочка проснулась"

6. Игра психографика "Полет бабочки"

7. Игра (ритуал прощания) «Солнечные лучики»

1.4. Планируемые результаты

Образовательные:

1. Повышение умственной работоспособности.

2. Дети научились рисовать и действовать двумя руками.

3. Дети научатся ориентироваться на листе бумаги.

4. У детей улучшится зрительная и слуховая память, повысится концентрация и внимательность.

Личностные:

1.Оптимизация интеллектуальных процессов.

2. Повысят уровень межполушарного взаимодействия

3. Повысят уровень развития памяти, внимания, пространственных представлений.

4. Стабилизации эмоционального фона

5. Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов

6. Повысят уровень уверенности в себе, самостоятельности, инициативности.

7. Развитие общей и мелкой моторики

Метапредметные:

1. Комфортное психологическое развитие детей.

2. Сформируются у детей развитые формы доброжелательных и открытых отношений со сверстниками и взрослыми, способности к сотрудничеству, совместной деятельности, снижение тревожности и необоснованных беспокойств

3. Ребенок становится более самостоятельным и уверенным

4. Повышается  самооценка ребенка

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарно-учебный график (2024-2025 учебный год)

Начало учебных занятий для обучающихся 01.10.2024.

Окончание учебных занятий – 31.05.2025.

Продолжительность учебного года – 9 месяцев.

Количество занятий в год – 33.

Продолжительность и периодичность занятий – 1 раз в неделю по 20 минут.

Промежуточная аттестация – январь.

Выходные дни – согласно национальному календарю.

Объем программы – 33 академических часа.

Срок освоения программы – 2024 - 2025 учебный год.


2.2. Условия реализации программы

Принципы работы:

  • Принцип принятия безусловной ценности внутреннего мира ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития. Внутренний мир ребенка является автономным и независимым. В процессе сопровождения необходимо создавать условия и побуждать ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогать ему принимать на себя ответственность за свои поступок.
  • Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики. Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
  • Принцип системности. Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом.
  • Принцип опоры на сохранные формы деятельности. Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
  • Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка. В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
  • Принцип вовлечения. Специалист должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию.
  • Принцип «замещающего онтогенеза». Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего.
  • Принцип комплексности. Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы.
  • Принцип «от простого к сложному». Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для детей.
  • Принцип безоценочного подхода

Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование основного оборудования

Количество

1

Столы

6-7

2

Стулья

15

3

Маленькие мячики

20

4

Цветные карандаши

5

Фломастеры

6

Бумага

7

Ковер

1

8

Фонотека

В соответствии с темой

9

Тематические игрушки

В соответствии с темой

10.

Суджок

16

11.

Межполушарные доски

16

2.3. Формы аттестации

Для определения динамики эффективности проводимых занятий необходимо использовать мониторинговые исследования:

- метод педагогического наблюдения для выявления динамики развития эмоционально-волевых качеств, адекватной самооценки и самоконтроля;

- нейропсихоллогическая диагностика детей дошкольного возраста Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. для выявления динамики развития познавательных способностей, основных психических функций (внимание, воображение, восприятие, мышление, память), мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогии);

- проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ладонь»;

- проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны;

- проба на пальцевой гнозис и праксис;

- проба Хеда – определение пространственного праксиса.

2.4. Оценочные материалы 

Педагогическое наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности на группе позволяет оценить непосредственное восприятие, познание педагогического процесса в естественных условиях. Наглядно увидеть проявления эмоционально-волевых качеств ребенка: целеустремленность, стремление добиться желаемого, способность доводить начатое до конца; умение ладить со сверстниками и проявлять самоконтроль в кризисных ситуациях.

Нейропсихоллогическая диагностика детей дошкольного возраста Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О.. Обследование проводится по четырем сферам:

  • уровень социального развития;
  • уровень нейродинамического и регуляторного развития;
  • когнитивное развитие;
  • двигательное развитие.

Диагностика проводится два раза: в начале учебного года и в конце, для выявления динамики развития.

Промежуточная аттестация:

  • Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ладонь».
  • Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.
  • Проба на пальцевой гнозис и праксис.
  • Проба Хеда – определение пространственного праксиса.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Критерии уровней развития детей

Высокий: Обучающийся уверенно действует и рисует двумя руками. Показатель по пробе Озерецкого: 4-5 баллов. Действия рук при работе на межполушарных досках, при рисовании синхронизированы. Умеет быстро и правильно находить предметы (фигуры, цифры и т.д.) на нейротренажерах, показывая их одновременно двумя руками и называя вслух. Ловко и правильно выполняет нейродинамические упражнения, гимнастику с шариком (кольцами) Су-Джок, действуя по слуховой инструкции. Уверенно ориентируется на листе бумаги, выполняет с достаточной точностью предлагаемые графические задания. Правильно держит карандаши обеими руками. Нажим на карандаш адекватный. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполняет задания в более быстром темпе.

У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

Средний: Показатель по пробе Озерецкого: 3-4 балла. Действия рук при работе на межполушарных досках, при рисовании достаточно согласованы, может быть рассинхронизация при истощении или невнимательности ребенка. Видит свои ошибки, исправляет их. Умеет правильно находить предметы (фигуры, цифры и т.д.) на нейротренажерах, показывая их одновременно двумя руками и называя вслух. Темп работы средний. Выполняет нейродинамические упражнения, гимнастику с шариком (кольцами) Су-Джок с неточностями, действуя по слуховой инструкции. Ориентируется на листе бумаги, выполняет предлагаемые графические задания, но может допускать ошибки. Правильно держит карандаши обеими руками. Нажим на карандаши разный. Выполняет развивающие задания самостоятельно или со стимулирующей помощью.

Низкий: Показатель по пробе Озерецкого: 1-2 балла. Действия рук при работе на межполушарных досках, при рисовании не синхронизированы. Свои ошибки не видит, на конечный результат не ориентирован. Темп работы низкий. Выполняет нейродинамические упражнения, гимнастику с шариком (кольцами) Су-Джок с неточностями только (с помощью педагога). Плохо ориентируется на листе бумаги, выполняет графические задания только одной рукой. Нажим на карандаш у «неудобной» руки слабый. Выполняет развивающие задания после повторной инструкции с помощью педагог

2.5. Методические материалы

Программа включает в себя  упражнения различной направленности:

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус.  

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса – связано со снижением психической двигательной активности ребенка (эмоциональная вялость, низкая мотивация, слабость волевых усилий)

Наличие гипертонуса – проявляется:

  • в двигательном беспокойстве;
  • эмоциональной лабильности;
  • нарушение сна.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, сердцебиение, перистальтика кишечника) – приводит к нарушению психического развития ребенка.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Коррекционные движения тела и пальцев

- обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия и снятие мышечных зажимов (упражнения из нейрогимнастики, растяжки и т.д.).

- центром тонкой моторной координации является лобная доля головного мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

Функциональные упражнения.

  • развитие внимания, произвольности и самоконтроля;
  • элиминация гиперактивности и импульсивности;
  • элиминация гнева и агрессии.

Телесная перкуссия. «Перкуссия тела»  действует в трёх областях:

 – на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

 – на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

 – в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведёт к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.

Коммуникативные упражнения. Парные и групповые упражнения и игры – учат ребенка навыкам взаимодействия в коллективе.

Релаксация.

- приемы саморасслабления;

- снятие психомышечного напряжения.

Блок динамических и координационно-регулирующих игр, который включает игровые ситуации,  в которых ребенок, повторяет стихотворный текст, выполняет двигательные программы, тем самым обеспечивая оптимизацию речевых и моторных процессов.

Блок игр на развитие зрительной и речедвигательной координации обеспечивает оптимизацию межфункционального и межмодального взаимодействия (помогает ребенку перекодировать информацию из абстрактной в визуальную, и наоборот), оказывает положительное влияние на развитие речевой и оптико-пространственной координации при выполнении сложных (произвольных) двигательных программ.

Рисование двумя руками активизирует оба полушария мозга и способствует формированию и укреплению нейронных связей в головном мозге, повышая межполушарное взаимодействие.

Программа опирается на:

- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

- Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.

- Мурыгина Н.В., Вешнякова Л.В. Комплекс упражнений для развития у детей межполушарных связей.

В цикле занятий используются упражнения, разработанные И. И.Праведниковой, Семаго, Ж.М. Глозман, Т. Трясорукова, А.В. Семенович,  Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, Б.А. Архиповым, Е.А. Воробьевой, И.Г. Выгодской, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуевым, Н.В. Клюевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

2.6. Воспитательный компонент

Воспитательный компонент – раздел который включает цель - воспитание у детей адекватной самооценки через развитие саморегуляции и сотрудничество со сверстниками.

Задачи воспитания:

- повышать у детей самооценку, уверенность в собственных силах;

- воспитывать настойчивость, терпение;

- развивать соморегуляцию и самоконтроль;

- воспитывать уважение к сворстникам.

Формы игровое занятие и методы воспитания: метод положительного примера, метод упражнений, методы одобрения и осуждения поведения детей, поощрения метод переключения в деятельности, соревнования и сотрудничества.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива детей, повышения интереса к творческим занятиям, к успехам своих товарищей.

Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1

«Я и мои права»

11.2024

Медиа экскурсия

Дети знают  и понимают, и называют свои права

2

«Я- здоровая личность»

02.2025

Игра-практикум

Дети знают  и демонстрируют различные упражнения  для развитие саморегуляции.


2.7. Список литературы 

  1. Бачина О.В. Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами: практическое пособие для педагогов и родителей. - АРКТИ, 2006.-72с.
  2. Комплекс упражнений для развития у детей межполушарных связей. Интеграция кинезиологических упражнений и мозжечковой стимуляции. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2022.
  3. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3ч./ Ж. М. Глозман, Е.А. Соболева, Ю.О. Титова. - М.: АЙРИС-пресс, 2024.
  4. Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка: методические рекомендации под рук. К.м.н. Самойловой С.В. – Саратов, 2001.- 134с.
  5. Развитие межполушарного взаимодействия: 4-5 лет/ Ирина Праведникова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2024
  6. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003
  7. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
  8. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика/Т.П.Трясорукова. - Изд.8-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2023.
  9. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: Нейропсихологические игры: рабочая тетрадь/Т.П.Трясорукова. - Изд.6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2022.
  10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: речедвигательные игры/Т.П.Трясорукова. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2024.
  11. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: рисуем двумя руками: 3+/Т.П.Трясорукова. - Изд.2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2022.

Список интернет-ресурсов

  1. https://ffc.org.kg/images/spps/interhemispheric.pdf
  2. https://detsad84.yaguo.ru/wp-content/uploads/mezhpolusharnoe_vzaimodejstvie.pdf
  3. https://mp.uspu.ru/wp-content/uploads/2020/11/Альбом-упражнений_Развиваем-межполушарные-связи.pdf
  4. http://www.school35.tomsk.ru/files/img/file/metodsovet/kopilka2.pdf


Приложение

Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь».

Ребенку демонстрируется три положения руки на поверхности стола, последовательно семенящие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь, распрямленная на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогам, затем повторяет самостоятельно в течении 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками.

Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, способность к переключению и удержанию двигательной программы.

В случае допущения ребенком ошибки оценивается способность самостоятельно исправлять их, без подсказок взрослого.

Возможные нарушения:

  • Импульсивность выполнения;
  • Трудности вхождения в задания (двигательная аспонтанность);
  • Напряженность, замедленность выполнения;
  • Сбои при убыстрении темпа;
  • Упрощение программы, склонность к стереотипии.

Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.

Ребенку предлагается поочередно соединять большой палец со всеми остальными сначала на правой руке, затем – на левой. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев, способность переключения с одного движения на другое.

Критерии оценки:

  • 5 баллов – правильно и быстро;
  • 4 балла – правильно, но медленно;
  • 3 балла – дезавтоматизация движений на истощение;
  • 2 балла – персеверация (повторение) на истощение;
  • 1 балл – выраженная персеверация, застревание на отдельных движениях.

Проба на пальцевой гнозис и праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:

  • Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
  • 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
  • Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
  • 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
  • 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
  • 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.

Проба проводится сначала на правой руке, затем – на левой.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

  • 1 балл – поза не выполнена;
  • 0,5 баллов – поза выполнена не точно;
  • 1 балл – поза выполнена замедленно (поиск рук, пальцев);
  • 2 балла – поиск нужного положения рук и пальцев в течении 10-30 секунд;
  • 3 балла –поиск нужного положения рук и пальцев более 30 секунд.

Проба Хеда.

Вариант №1. Ребенку дается следующая инструкция: «Подними левую руку вверх, покажи ей правый глаз, а затем левую ногу». Если задание выполнено ребенком успешно, можно перейти к варианту №2. Если при прохождении пробы у ребенка возникли затруднения – проба прекращается.

Вариант №2. Ребенку дается следующая инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо,  правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Критерии оценки:        

  • 3 балла – успешно выполнены оба варианта пробы;
  • 2 балла – выполнен только первый вариант пробы;
  • 1 балл – не выполнено ни одно задание.

Нейропсихоллогическая диагностика детей дошкольного возраста

Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О.

Литерализация функций (Пр./Л.): есть - __, причесывается - __, чистит зубы - __, рисует - __, ударяет по мячу - __, перекрест пальцев - __, перекрест предплечий - __, ведущий глаз (посмотри в трубочку) - __, ведущее ухо ( послушай часы) - __, ведущая нога (попрыгай на одной ноге) - __.

Показатели развития:

1. Социальное развитие.

1.1. Коммуникативное развитие.

  • Контакт глаз: устойчивый, нестойкий, отсутствует.
  • Отвечает на вопросы психолога: всегда, иногда, никогда.
  • Арсенал средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, жесты), предметно-действенные (движения, позы, приближения, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, выражение протеста и т. д.), речевые (отдельные звуки, слова, фразы)
  • Агрессивность: по отношению к родителям; к психологу; к внешним предметам
  • Контактная активность: показывает по собственной инициативе свои игрушки, одежду, рисунки и т. п.; показывает в ответ на просьбу психолога, отказывается показать, убегает; отказывается показать, бросает игрушку или рвёт рисунок.
  • Общение с психологом: сразу, через 3-5 минут, через 5-7 минут, через 10 минут и более, полностью невозможно.
  • Включение в контакт (игру) по инициативе психолога: всегда и сразу, после долгой стимуляции, невозможно ни при каких условиях.
  • Возможность имитации действий психолога (действия по образцу).

1.2. Эмоциональная реакция на окружающих и новую обстановку.

  • Эмоциональная притуплённость.
  • Преобладающее настроение ребёнка: бодрое, спокойное, приподнятое, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения.
  • Гипертревожность.
  • Неадекватные эмоциональные реакции (истеричность, крики, смех, слёзы)
  • Заинтересованность в успехе
  • Реактивное эмоциональное реагирование (реакция на похвалу / порицание, юмор).
  • Проявления агрессии и / или самоагрессии
  • Характер взаимодействия с мамой: симбиотические отношения, холодность, отстранённость, гиперкритичность, гиперопека, гипертревожность мамы.

1.3. Навыки и умения.

  • Пьёт из кружки.
  • Ест густую / жидкую пищу ложкой.
  • Раздевается / одевается самостоятельно (с помощью).
  • Умывается самостоятельно (с помощью).
  • Просится / не просится в туалет.
  • Застёгивает и расстёгивает пуговицы самостоятельно (с помощью).
  • Помогает накрывать на стол и убирать со стола.
  • Убирает свои вещи и игрушки

1.4. Сфера общих знаний.

  • Знает своё имя (может назвать; не называет, но откликается на своё имя).
  • Знает свой возраст (называет, показывает на пальчиках).
  • Знает имя мамы, папы.
  • Знает место проживания (улица, адрес полностью)
  • Правильно отвечает на вопрос: «Ходишь ли ты в детский сад?»
  • Правильно отвечает на вопрос «В какую группу ты ходишь?»
  • Использует предметы по назначению (машинку катает, в колокольчик звенит): самостоятельно, по имитации, недоступно.

1.5. Игра.

  • Соблюдение последовательности действий и правил (сюжетная игра).
  • Репертуар игровой деятельности: предметно-манипулятивная, предметная (покачать, накормить, причесать, уложить куклу спать, покатать машинку, нагрузить кубиками), сюжетная игра (чаепитие), ролевая игра (врач, повар), сюжетно-ролевая игра («в гостях», «школа»).
  • Замена игровой деятельности стереотипными манипуляциями с игровыми/ неигровыми предметами.
  • Полная несформированность игровой деятельности

2. Нейродинамическое и регуляторное развитие.

2.1. Нейродинамическая регуляция.

  • Выдерживает 20 минут обследования без перерыва.
  • Выдерживает 10 минут обследования и ещё 10 минут после паузы
  • Удерживает рабочую позу.
  • Отвлекаемость.
  • Паузы при выполнении задания.
  • Корректурная проба

2.2. Произвольная регуляция поведения.

  • Следование инструкциям.
  • Понимает слово «нельзя».
  • Полевое поведение.
  • Расторможенность.
  • Замена требуемых действий стереотипами.
  • Импульсивность.
  • Наличие ориентировочного этапа деятельности.
  • Справляется с методикой «Архитектор» из пяти элементов: самостоятельно, с самокорригируемыми импульсивными ошибками, с частичной помощью, с развёрнутой помощью, недоступно.
  • Может затормозить собственные действия при совместном с психологом строительстве башни.

3. Когнитивное развитие.

3.1. Зрительное и пространственное восприятие.

  • Узнаёт все реальные изображения.
  • Узнаёт перечёркнутые изображения.
  • Узнаёт наложенные изображения.
  • Может вкладывать в доску Сегена и контейнер все геометрические фигуры, а также дифференцировать и соединить уголки в модифицированном тесте Бентона.
  • Знание цветов.

3.2. Слуховое восприятие.

  • Оценка ритмических структур.

3.3. Импрессивная речь.

  • Понимает вопросы взрослого
  • Знает своё имя, отзывается, когда зовут.
  • Понимает и выполняет простые команды («дай», «возьми», «положи») и сложные инструкции («подними и положи», «возьми и отдай»).
  • Может показать части тела (глаза, рот, нос, уши) на себе.
  • Показ пар картинок по слову-наименованию
  • Понимание логико-грамматических конструкций

3.4. Экспрессивная речь.

  • Дефекты просодики: смешанность, скандирование, дисфония, заикание, другое.
  • Возможность назвать 14 предметов по картинкам.
  • Называние низкочастотных слов.
  • Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка») и по серии картинок («Щенок»): самостоятельно, с опорой на вопросы, полными фразами (субъект, предикат, объект), только существительные, аграмматичные фразы, поиск слов, парафазии.
  • Использует в своей речи вежливые просьбы.
  • Использует в своей речи пространственные предлоги «на», «под», «за»
  • Использует в своей речи прилагательные и местоимения
  • Возможность повторения слов и фраз:
  • Рядовая речь (счёт до 10): с опорой на пальчики, без опоры

3.5. Память.

  • Зрительная память (выбор из 16 картинок)
  • Двигательная память — усвоение двух двигательных программ из двух движений: без затруднений, при сопряженном выполнении, недоступно; припоминание этих двигательных программ: без затруднений, с подсказкой, недоступно
  • Слухоречевая память
  • Пересказ текстов («Всякой вещи своё место» или «Лекарство») с опорой на вопросы: полный, частичный, невозможность пересказа.

3.6. Интеллект.

  • Тест «четвёртый лишний».
  • Понимание смысла (наказание невиновного) сюжетной картинки («Разбитая чашкака»): без затруднений, при помощи психолога, недоступно.
  • Понимание смысла серии картинок («Щенок»): без затруднений, при помощи психолога, недоступно.
  • Понимание смысла рассказа с опорой на вопросы («Всякой вещи свое место»): без затруднений, при помощи психолога, недоступно.

4. Двигательное развитие.

4.1. Крупная моторика.

  • Уверенно, не шаркая ногами, ходит и бегает со свободными движениями рук, координирует тело в пространстве.
  • Кидает и ловит мячик средних размеров.
  • При прыжках в высоту опускается на полусогнутые ноги, при подскоках отрывает ноги от пола, умеет сдерживать движение по сигналу.
  • Умеет делать кувырок вперёд.
  • Умеет прыгать на одной ноге.
  • Перешагивает через препятствие, удерживает равновесие (верёвка, балансировочная дорожка).
  • Общий тонус: гипотонус, гипертонус, нормальный.

4.2. Мелкая моторика и графическая деятельность.

  • Копирует круг, треугольник и квадрат: правильно, с дизметрическими, пространственными и топологическими искажениями, инертно, копирование невозможно.
  • Пинцетный зажим карандаша, зажим кулаком или тремя пальцами с противопоставлением большого пальца, без противопоставления большого пальца.
  • Захватывает мелкие предметы (пинцетный захват).
  • Тест на праксис позы пальцев.
  • Тест на оральный праксис: надуть щёки, надуть одну щёку, поцокать, упереть язык в щёку.

4.3. Конструктивная деятельность.

  • Из пяти кубиков (из конструктора) разного размера строит башню, мост, арку, кресло, диван, стол, лесенку, гараж, домик: по речевой инструкции, по образцу, замещает неконструктивной деятельностью (стучит, швыряет и т. п.).
  • Собирает пазлы: самостоятельно, с помощью, недоступно.

4.4. Сукцессивная организация движений.

  • Динамический праксис: правая/ левая рука («кулак-ребро»), правая/ левая рука («ладонь-кулак»); без ошибок, персеверации, упрощение программы, скандированность движений, пространственные ошибки, недоступно.

4.5. Реципрокная координация движений.

  • Тест на реципрокную координацию рук: только сопряжённо, сопряжённо с переходом на самостоятельное выполнение, отставание одной руки, скандированность движений, недоступно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

если мозг устал

как проявляются нейродинамические трудности и как их преодолеть...

Здоровье сберегающая технология по теме "Организация оздоровительной направленности гимнастики после сна"

Материал представлен в виде методических рекомендаций по организации гимнастики после сна в детском саду....

Левое и правое полушарие мозга. Развиваем мозг ребенка равномерно.

 Задача родителей – с самого детства провоцировать и развивать обе части мозга равномерно, чтобы ребенок получал самые большие возможности и мог максимально использовать потенциал своего м...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга

Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физкультурно-спортивной направленности «Гимнастика»

Программа «Гимнастика» имеет спортивно- оздоровительную направленность и разработана в соответствии с «Положением об оказании платных услуг МДОУ «ЦРР – детский сад №177 (...