Обидные слова из детства. Заменяем обидные слова, применяем правила Марии Монтессори.
консультация по психологии

Сулейманова Любовь Викторовна

Сегодня мы поговорим о том, как обидные слова, услышанные детьми в детстве, могут оказывать длительное влияние на их психоэмоциональное состояние и самооценку. Также мы обсудим, как можно заменить негативные формулировки на более позитивные, способствующие развитию доверия и взаимопонимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Обидные слова из детства.

Заменяем обидные слова, применяем правила М. Монтессори.

Подготовила: педагог-психолог  

Сулейманова Любовь Викторовна

Сегодня мы поговорим о том, как обидные слова, услышанные детьми в детстве, могут оказывать длительное влияние на их психоэмоциональное состояние и самооценку. Также мы обсудим, как можно заменить негативные формулировки на более позитивные, способствующие развитию доверия и взаимопонимания.

 Почему обидные слова важны?

Дети часто слышат слова от окружающих: родителей, сверстников и воспитателей. Некоторые из них могут быть обидными или слишком строгими. Даже если обращение идет в шутливой форме, слова могут оставить глубокий след в душе ребенка. Они могут:

- Наносить эмоциональную травму.

- Способствовать формированию негативной самооценки.

- Вызывать страх, неуверенность и агрессию.

Как обидные слова влияют на детей?

1. Эмоциональное состояние: Дети, услышавшие обидные слова, могут начать чувствовать себя ненужными или неполноценными.

2. Социальные навыки: Дети могут начать избегать общения или, напротив, проявлять агрессию к другим.

3. Восприятие окружающих: Постоянные обидные слова могут привести к недоверию к близким и сверстникам.

Заменяем обидные слова.

Важно, чтобы и родители, и взрослые окружения осознавали преимущества позитивного общения. Вот некоторые стратегии, которые помогут заменить обидные слова:

1. Позитивное переосмысление:

   - Вместо «Ты постоянно не слушаешь!» скажите: «Мне важно, чтобы ты меня слышал, давай попробуем это сделать вместе».

   - Вместо «Ты такой непослушный» – «Я замечаю, что ты очень активный и увлеченный. Как ты можешь показать это по-другому?»

2. Обращение к чувствам:

   - Например, вместо «Не делай так!» можно сказать: «Мне грустно, когда ты так поступаешь, давай обсудим, как сделать лучше».

3. Фокус на помощи:

   - Вместо «Ты не умеешь!» попробуйте: «Давай вместе научимся этому! Я с тобой».

4. Использование конструктивной критики:

   - Вместо «Ты никогда не убираешься» можно использовать «Давай вместе сделаем уборку, это можно сделать быстро и легко!».

5. Поощрение положительного поведения:

   - Важно ободрять ребенка за хорошие поступки. «Мне нравится, как ты помог своему другу. Такие поступки говорят о твоем добром сердце».

Применение на практике

- Попробуйте ежедневно обращать внимание на свои слова и заменять обидные формулировки на поддерживающие.

- Проведите с ребенком игру: пусть он предложит альтернативы к обидным фразам, и обсудите, как он себя чувствует при разных вариантах.

- Создайте правило о позитивном общении: раз в день вы можете делиться чем-то хорошим, что произошло за день.

Интересен в этом направлении опыт работы по системе М. Монтессори.

Даже не применяя систему полностью, можно в группе детского сада использовать правила поведения. Придуманные ею много лет назад они эффективны и актуальны и сейчас.

Педагогика Монтессори строится на идеях свободного воспитания, естественном психологическом, социальном и физическом развитии ребенка.

Основополагающий принцип системы Монтессори – "Помоги мне сделать это самому". Взрослый выступает не в роли наставника, а в роли помощника. Задача педагога-воспитателя – выявить интересы ребенка и обеспечить ему благоприятную соответствующую среду для занятий и изучения сферы интереса.

Правила методики Монтессори эффективны по следующим причинам:

Развитие самостоятельности. Ребёнок учится делать всё сам, не полагаясь на взрослого: и учиться, и обслуживать себя в бытовом плане. Это помогает ему стать личностью, которая рассчитывает на свои силы и не боится пробовать.

Эффективная социализация. Подход Монтессори не ограничивает общение ребят их возрастом. Напротив, разные возрастные группы занимаются вместе, самостоятельно изучают друг друга, учатся понимать и вести себя в обществе. В будущем это помогает адаптироваться в любом коллективе.

Принятие ответственности с раннего возраста. Ошибки — важная часть обучения, и методика Монтессори помогает ребятам понять это. Они учатся замечать связь между действиями и последствиями. А значит, в будущем успешнее выявляют ошибки и исправляют их.

Живой интерес к обучению. Методика даёт свободы выбирать. Ребёнок делает то, что его увлекает, и не испытывает давления извне. А интерес — это лучшая мотивация для развития в любом возрасте.

Формирование здоровой самооценки. В этом подходе запрещено сравнивать детей, ругать и хвалить их за поступки. Это помогает им расти уверенными в своих силах и избежать развития синдрома отличника.

 Слова обладают невероятной силой. Давайте сделаем так, чтобы они служили нашему детям, поддерживали их и помогали расти счастливыми и уверенными в себе. Вместе мы можем создать атмосферу любви и доверия, в которой наши дети будут процветать и учиться быть добрыми и уважительными в общении с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагаю...

Социализация детей группы "Особый ребёнок" через элементы системы Марии Монтессори".

В статье отражён опыт моей работы в группе"Особый ребёнок".Раскрывается значение использования элементов Марии Монтессори в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, особенно их социализация...

Заповеди Марии Монтессори для родителей. Правила педагогики.

Заповеди Марии Монтессори для родителей....

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...

Билль о правах ребенка Марии Монтессори.

Дети - это маленькие граждане, у которых есть свои права. Не нужно им навязывать свою точку зрения, нужно уважать их собственное мнение. Предлагаю вашему вниманию  билль о правах ребенка Марии Мо...

Консультация для родителей. "Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова. Что делать, если ребенок говорит плохие слова".

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!» Почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагир...

Обидные слова из детства. Заменяем обидные слова.

Сегодня мы поговорим о том, как обидные слова, услышанные детьми в детстве, могут оказывать длительное влияние на их психоэмоциональное состояние и самооценку. Также мы обсудим, как можно заменить нег...