Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу
консультация по психологии
В статье описывается, как педагогам взаимодействовать с родителями, которые не идут на контакт.
А также как определить причины и корректировать трудное поведение дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Как работать с трудными детьми,
если родители не хотят идти навстречу
Как педагогам взаимодействовать с родителями, которые не идут на контакт. А также как определить причины и корректировать трудное поведение дошкольника.
Как взаимодействовать с родителями
Детский сад должен сотрудничать с семьей. Цель взаимодействия педколлектива и родителей — обеспечить единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи (п. 26.1 ФОП ДО).
Родители не всегда идут на контакт с воспитателями и специалистами детского сада, если их ребенок плохо себя ведет. Чтобы наладить взаимодействие с родителями, педагогам нужно разобраться в причинах игнорирования поведенческих проблем у ребенка, и вовлечь взрослых в диалог.
Выявить причины игнорирования проблемного поведения ребенка
Родители игнорируют проблему в поведении воспитанника по трем причинам: защита самооценки, принятие удобной для себя позиции, отказ от общения. Ниже в таблице смотрите причины отказа и аргументы, которые педагоги могут услышать от родителей.
Причины игнорирования родителями проблем в поведении ребенка
Причина | Описание | Объяснения родителей |
Родители защищают свою самооценку | Не видят проблемы в поведении дошкольника, чтобы не признавать ошибок в самом себе |
|
Родители занимают удобную для себя позицию | Не хотят брать на себя ответственность, чтобы решить проблему: расходовать силы, менять все взаимодействие в семье | Считают, что сложностей в поведении у ребенка нет: «Все дети дерутся», «Педагоги сами должны уметь с этим справиться», «Мне что, на занятиях с ним сидеть?» |
Родители асоциальны и не стремятся к общению | Маргинальные родители, которые не осознают и не выполняют свои обязанности в воспитании ребенка. Имеют личные проблемы и поэтому не вовлечены в жизнь дошкольника |
|
Обсудить решение проблем
Если родители не хотят обсуждать проблемы ребенка, с ними нужно говорить о решениях. Для этого родителей необходимо вовлечь в диалог. Воспользуйтесь шпаргалкой с рекомендациями, как педагогам общаться с родителями, которые не идут на контакт (приложение).
Во время диалога педагоги могут использовать приемы общения. Среди таких приемов:
- обсуждать только факты,
- давать родителям высказаться,
- подмечать положительные стороны взаимодействия,
- настраивать на поиск решения проблемы.
Сообщать факты, а не выводы. Педагоги должны быть корректными в форме высказываний и осторожными в их содержании. С семьями следует говорить не о плохом поведении ребенка, а о событии, которое вызывает беспокойство или недовольство. Это позволит специалистам и воспитателям снизить у родителей защитную реакцию, не ущемить их самооценку и конкретизировать беседу. Например, ребенок во время игры ударил своего сверстника. В этом случае необходимо обсудить с родителями не поступок воспитанника, а как само происшествие может повлиять на дальнейшее поведение дошкольника.
Выслушивать родителей. Педагогам нужно давать родителям возможность высказаться. К примеру, если родитель говорит, что дело в «характере» ребенка, следует спросить: «А какой у него характер?» Ответ родителя внимательно выслушивают. От заинтересованности педагога зависит ход дальнейшего диалога.
Говорить о плюсах. Во время беседы специалисты и воспитатели должны описывать свое взаимодействие с родителем и ребенком в положительном ключе. Например: «То, чего мы уже достигли, – это результаты нашего сотрудничества», «Я знаю, что вы прислушиваетесь к моим словам». Это позволит расположить к себе родителя.
Настраивать на поиск решений. Не следует говорить родителю: «У вашего ребенка есть проблема» или «Он плохо себя ведет». Вместо этого педагогам стоит обратиться к родителю с вопросами: «Как, по-вашему, стоит действовать в этом случае?», «Как вы хотели бы, чтобы мы решили эту проблему?», «Какой результат мы получим?», «Как нам сделать это возможным?» Это позволит воспитателям и специалистам настроить родителя на совместный поиск решения проблем.
Как корректировать трудное поведение детей
Чтобы педагоги смогли скорректировать поведение дошкольника, им нужно определить причину трудностей. В самой работе с воспитанником воспитателям и специалистам нужно снижать остроту психологических проблем и следовать принципам.
- Определить причины
Причин неуправляемого поведения дошкольника несколько. Например, ребенок может плохо себя вести, когда у него происходят эмоциональные или образовательные сложности. Из-за этого дошкольник требует внимания, борется за власть, мстит.
Другая причина проблемного поведения ребенка — у взрослых нет единой стратегии реакции на поступки дошкольника. Воспитатели и специалисты говорят одно, родители — другое. В итоге ребенок не получает ясную и полезную обратную связь о его поведении. Дошкольник понимает, что за его действия от взрослых ничего не будет.
Чтобы понять, почему ребенок плохо себя ведет, предложите педагогам использовать в работе модель Р. Дрейкурса о четырех целях проблемного поведения детей. Такая модель опирается на эмоции взрослого.
Ниже смотрите таблицу с описанием целей поведения дошкольника. Педагогам нужно отследить, какую эмоцию вызывает у них поведение воспитанника, и свериться с таблицей.
Модель целей проблемного поведения детей Р. Дрейкурса
Эмоция педагога | Почему ребенок так себя ведет |
Раздражение | Он ищет внимания. Не вовлечен в занятие или взаимодействие с педагогом, поэтому не чувствует, что он имеет для него значение |
Гнев | Он борется за власть и влияние. Ребенок ощущает, что находится в ситуации, когда ничего не решает сам. Хочет влиять на происходящее |
Обида | Он мстит. Педагогу или всем взрослым в его лице. Испытывает боль из-за каких-то действий взрослых, не доверяет |
Бессилие | Он пытается избежать чего-то, уклониться, избежать достижений. Дошкольник не верит в свои возможности, поэтому хочет вызвать жалость и безнадежность, чтобы от него все отстали |
Снизить остроту психологических проблем
Личные переживания дошкольника могут влиять на его поведение и обострить психологическое состояние. Например, в семье на глазах у дошкольника поссорились родители. Из-за этого в группе ребенок перестал общаться с детьми и взрослыми, стал проявлять агрессивную реакцию.
Чтобы снизить остроту психологических проблем, предложите педагогам использовать разные способы работы с дошкольником. Среди таких способов: учитывать чувства, запрещать агрессивные действия, помогать переживать эмоции, закреплять положительное поведение.
Признавать и не обесценивать чувства ребенка. Дошкольник может плохо себя вести из-за возникшей негативной эмоции или когда не удовлетворил свою потребность в чем-либо. Педагогам нужно спросить, какая помощь нужна ребенку, что у него не получается и почему он злится. Ответ воспитанника педагоги внимательно выслушивают.
Следить и запрещать дошкольнику проявлять агрессивные действия к другим людям. При этом нужно запрещать именно действия, а не чувства. Невозможно запретить ребенку скучать, злиться или не понимать. Можно запретить мешать другим детям или толкаться.
Помогать переживать эмоции, а не воспитывать ребенка в стрессовом состоянии. Стресс — не время для воспитания. Чтобы помочь воспитаннику, взрослые озвучивают чувство, которое ребенок, по их мнению, испытывает. Например: «У тебя сломалась игрушка? Думаю, это обидно». После этого педагогам нужно выслушать ответ ребенка.
Описывать каждое действие дошкольника и закреплять положительное поведение. Педагоги вслух описывают каждое действие дошкольника, которое ему стоит продолжать. К примеру: «Я вижу, ты уже разобрался с заданием. Молодец».
Соблюдать в работе принципы
Чтобы скорректировать трудное поведение дошкольников, педагоги должны быть последовательными. Для этого в работе педагогам необходимо придеживаться трех принципов:
- всегда немедленно реагировать на плохое поведение;
- ставить достижимые цели;
- управлять занятостью воспитанника.
Немедленно реагировать на поведение. Если дошкольник плохо себя ведет или не хочет заниматься, педагогам нужно сразу реагировать на его поведение. Это позволит четко обозначить для дошкольника границы дозволенного. Например, ребенок мешает сверстникам выполнять задание от педагога. В этом случае педагоги могут использовать способ «команда роботу». При таком способе нужно формулировать для дошкольника правило, как будто оно для робота: «На занятиях не шумят», «Так говорить нельзя».
Еще один способ немедленно реагировать на поведение ребенка — использовать «стоп-прием». Педагог делает шаг к ребенку и кратко веским тоном произносит: «Работаем», «Сейчас молча».
Внимание. При обозначении границ дозволенного педагоги не должны говорить о личности воспитанника.
Ни в коем случае нельзя давать прогнозов типа «А на занятии тоже смеяться будешь?» Такие действия только спровоцируют ребенка вести себя так, как от него ожидает взрослый.
Ставить достижимые цели. В работе с трудным воспитанником педагогам необходимо ставить достижимые цели. Например, попросить ребенка не говорить параллельно со взрослым: «Ты мешаешь», не перебивать сверстника: «Тишина». Так педагоги смогут добиться небольших, но конкретных изменений в поведении ребенка.
Управлять занятостью воспитанника на занятии. Дошкольник должен быть в поле зрения педагога. На занятиях педагог должен постоянно задавать темп, менять виды деятельности детей в группе, использовать практические задания. Это позволит педагогу не давать проблемному ребенку отсиживаться и скучать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»
Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Из опыта работы «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»
Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость.Активизировать использование в речи детей понятий «мимика», «жест»....

Беседа с родителями на тему: «Обдумать и понять должны мы с вами, каким путём хотим идти мы сами»
laquo;Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, кото...
Терапевтическая сказка для детей, которые не хотят идти в детский сад
Сказка предназначена для детей дошкольного возраста, у которых есть сложности с адаптацией....
12 советов: как играть с детьми, если играть трудно?
Играть с детьми трудно. Кажется, что есть тысяча более важных дел, чем кубики и конструкторы, чем это бесполезное перекладывание предметов и укладывание кукол спать. Мы делаем все, что можем &mda...

«Как работать с трудными родителями»
laquo;Трудный» родитель – кто он? «Трудные» родители, явление, отнюдь не редкое......

«Почему дети не хотят идти в детский сад?»
Итак, ваш ребенок не хочет ходить в детский сад. Но как именно может проявляться нежелание? Иногда оно столь замаскировано, что сразу и не поймешь, оно ли это....