“Рука развивает мозг”
методическая разработка по психологии

Селезнева Елена Николаевна

Игры для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruka_razvivaet_mozg.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

“Рука развивает мозг”

(игры для развития мелкой моторики рук)

        "Рука - вышедший наружу мозг", - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные и не осознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

        Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование психических процессов.

        Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев,- говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети - неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышление замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, “отвечающие” за формирование речи ребенка. Значит, пальцы  “помогают” говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше всего – лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, продевать шнурок через дырочки, нанизывать пуговицы, бусинки, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать, вырезать плавно, не отрывая ножниц от бумаги. Одним из эффективных упражнений является продевание нитки в игольное ушко, а также шитье, вышивание, вязание, плетение. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. В процессе работы с различными материалами (ткань, бумага, картон), на занятиях рисованием и лепкой рука ребенка постепенно готовится к письму, требующему довольно тонких движений пальцев.

        Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в умении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно склеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Слабое развитие двигательных навыков, в том числе и кистей рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе.

        Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать. Писать он будет медленнее других и, скорее всего, некрасиво. Может сформироваться негативное отношение к письму, и к учебным действиям вообще. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность (могут отказываться от выполнения заданий, уходить с урока и т. д.)

        Слабое развитие двигательных навыков способно отрицательно повлиять и на общее самочувствие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками часто осложняются неуверенностью в собственных силах. Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и поведении. От того, как именно оцениваются школьные достижения ребенка, часто зависит отношение к нему и одноклассников, и родителей.

Существует масса упражнений, развивающих мелкую моторику пальцев рук: “Обведи похожий”, “Узнай кто я?”, “Только черточки”, ”Кто в домике живет?”, ”Лабиринты”, ”Дорожки”, ”Графический диктант”, ”Пальчиковые игры”, ”Игры со спичками”.

     Взаимосвязь разных видов продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд развивает не только мелкую моторику, но и формирует произвольность психических процессов. Ребенок учится следовать инструкциям, действовать по образцу, контролировать полученный результат, корректировать допущенные ошибки, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании. Во время конструктивной деятельности у детей развивается мотив сотрудничества с взрослым и с другими детьми. Ребенок учится ставить цель и удерживать ее на протяжении выполняемой деятельности. У ребенка совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Ребенок приобретает опыт управления своим поведением и своими психическими процессами. А это является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.

        Таким образом практика подтверждает выводы специалистов о том, насколько значимы занятия по конструированию, как положительно влияют они на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, оптико - пространственного восприятия, речи, мышления, на формирование коммуникативных умений. Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут им успешно продолжить обучение в школе, наладить хорошие отношения в коллективе сверстников, приучат с пользой проводить свободное время.

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ развития мелкой мотторики рук

Игры с пластилином и глиной.

        Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно сделать все, что захочется. Игра с пластилином и глиной активизирует работу пальцев, развивает речь и воображение, память и образное мышление.

Из глины и пластилина можно:

  • cкатать самый маленькой шарик;
  • скатать самый большой шарик;
  • скатать короткую колбаску;
  • скатать длинную колбаску;
  • скатать высокий столбик;
  • скатать низкий столбик;
  • разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
  • раскатать лепешку, “ попрыгать” на ней пальцами (кулачками и др.) – на что это стало похоже?;
  • скатать длинные “веревочки”, а из них сплести косички;
  • накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек);
  • создать какой – либо необычный образ, сильно сжав пластилин в кулаке;
  • вылепить героев любимой сказки, песенки и т. д.;
  • вылепить свои ощущения (впечатления) от услышанной мелодии и т. д.

Игры с орехами и крупой.

        Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи. Их можно использовать для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.

Игры с орехами.

        Лучше всего для игры подойдут грецкие орехи.

Их можно:

- вращать между ладонями (один или два);

- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

- вращать внутри одной ладони;

- удерживать поочередно между пальцами рук.

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Игры с крупой.

        Для игры лучше использовать гречневую крупу, рис, пшено, горох и др.

Их можно:

- сортировать с открытыми глазами (игра “Золушка”);

- сортировать на ощупь;

- превращать в буквы, цифры, небольшие слова;

- использовать для изготовления картин, панно.

Ласковые игры для пальчиков.

- Выбрать на ощупь из 4-5 мягких игрушек, допустим только зайчика.

- Или найти с закрытыми глазами две одинаковые мягкие игрушки.

- Сравнить две мягкие игрушки на ощупь: чем похожи? Чем различаются?

- На ощупь (через ткань) определить содержимое мешочка (в мешочке могут лежать легкоузнаваемые предметы: кубик, коробок, матрешка и др.).

- Найти одинаковые предметы в двух разных мешочках.

- При помощи палочки с закрытыми глазами “определить” предмет, стоящий на столе.

- На ощупь вдеть шнурки в игрушку – планшет.

- С закрытыми глазами выстроить по порядку матрешек.

Что еще могут пальчики?

- Показать восхищение (удивление, восторг и др.).

- Подозвать к себе.

- Пригрозить.

- Сказать: ”Здорово!”

- Приласкать.

- Сказать: “Стоп!”

- Сказать: “Победа!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

презентация- "Рука развивает мозг"( в двух частях).

В презентации раскрыто содержание моей работы по развитию мелкой мотрики рук у дошкольников....

Рука развивает мозг

Консультация для родителей, как важно с раннего детства развивать мелкую моторику у детей. Приведены цитаты педагогов и психологов по данному вопросу. Предложены простые тесты для оценки уровня сформи...

Консультация для родителей "Рука развивает мозг"

«Рука развивает мозг»Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, строили, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. П...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...

"Рука развивает мозг"(игры для развития мелкой моторики руки)

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторик...