Мастер - класс с родителями "Нейрогимнастика для детей".
методическая разработка по психологии
- Нейрогимнастика - это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрогимнастика для детей.
Гимнастика по утрам – это обязательный атрибут хорошего самочувствия на весь день и здоровья человека. Мало кто будет спорить с тем, что регулярное проведение гимнастических упражнений благоприятно сказывается на общем состоянии человеческого организма.
Но важно понимать, что в таком разогреве нуждается не только наше тело, но и мозг, которому тоже необходима тренировка. Именно с этой целью проводится нейрогимнастика – это определенный комплекс упражнений, направленный на активацию полноценной работы левого и правого полушария, помогая управлять физической, умственной и эмоциональной жизнью.
Такая «гимнастика для мозга» состоит из определенного комплекса упражнений, которые достаточно просты в выполнении. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга. Плюс этих упражнений в том, что их можно выполнять практически в любом месте.
Как работает наш мозг
Перед тем как перейти к описанию комплекса упражнений, рассмотрим, как работает человеческий мозг. Его составляют 2 полушария, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности:
- Правое. Оно отвечает за действие левой половины тела, т.е. когда мы шевелим левой рукой, то активизируется правое полушарие, и наоборот. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства и креативное развитие.
- Левое. Это полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, за развитие логики, математических способностей и речи.
Соответственно, когда мы фантазируем, рисуем и занимаемся любой другой творческой деятельностью, то активизируется именно правое полушарие, а когда мы считаем, анализируем и что-либо говорим, то активно левое полушарие.
Происходит постоянное распределение активности между полушариями. При этом наибольшая эффективность работы мозга достигается только в том случае, когда активны оба полушария.
Польза гимнастики в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность.
Когда лучше начать заниматься
Наиболее благоприятный период для выполнения нейрогимнастики для детей – это средний дошкольный возраст, т.е. 4-5 лет. К 6 годам можно внедрять более сложные упражнения, что будет важной частью подготовки к обучению в школе.
При этом упражнения следует проводить с соблюдением определенных рекомендаций, чтобы эффективность занятий была максимально высокой.
Следует выполнять ряд несложных правил:
- Средняя продолжительность занятий – 5-7 минут.
- Упражнения нужно проводить каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Тренировки нужно проводить так, чтобы ребенку было интересно. Для этого можно периодически менять дислокацию: дома, на улице и т.д.
- Можно постепенно усложнять задания. К примеру, увеличивать темп выполнения упражнений.
- Важно следить за правильностью выполнения упражнений.
- Не нужно перегружать ребенка, стремясь выполнить максимальное количество упражнений за раз – достаточно 5-6.
- Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами.
Примеры упражнений:
Упражнение «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем, указательным, средним и т.д. Затем в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
Упражнение «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
Упражнение «Кулак – ладонь - ребро». Цель: развитие зрительно-моторной координации.
Педагог показывает ребенку кулак, ладонь, ребро ладони и просит повторять за ним. Затем намеренно путает ребенка, например, называя ладонь, показывает кулак.
Упражнение «Ухо – нос – хлопок». Возраст: 4 – 7 лет. Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности, развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения, снятие психического напряжения.
Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Упражнение «Лиса – заяц» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, внимания. Материал: не требуется. Методика проведения: ребенок левой рукой показывает «лису», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.
Упражнение «Кулачок — ладошка». Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.
Упражнение «Симметричные рисунки». Цель: развитие межполушарного взаимодействия, развивать внимание Возраст: от 5 лет.
Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными. Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.
Игра «Классики для пальчиков». Возраст от 5 лет. Цель: развитие концентрации внимания, усидчивости; синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей; оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.
Оборудование: набор дорожек для левой и правой руки.
Ход игры: Задача ребенка пройти классики одновременно двумя руками.
Упражнение «Зашумленные картинки» Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.
Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за этими линиями изображение.
Упражнение «Волшебные фигуры». Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики руки. Взрослый предлагает детям стать «волшебниками» и превратить нарисованные фигуры в различные предметы или нарисовать картину, дорисовав фигуры.
Дидактическая игра "Найди предметы на картинке". Цель: развитие мышления, внимания, памяти, активного и пассивного словаря.
Сюжет изображений актуален и интересен, само изображение яркое и насыщенное, что способствует большей заинтересованности детей.
Данную игру можно использовать, как с речевыми, так и с не говорящими детьми.
«Тактильные (сенсорные) мешочки» предназначено для детей от 2 до 7 лет.
Игровой материал представляет собой тканевый мешочек, в котором находятся различный материал: сахар, гречка, рис, горох, фасоль, вата, макароны и т. д.
Работа с данным пособием способствует развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей и детей второй младшей группы на тему: «Роль театрализованной деятельности в развития детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Донести до родителей значение и важность театрализованной деятельности для детей....

Мастер-класс по безопасности для детей 6-7 лет на тему:"Спички детям не игрушка".
Систематизировать знания детей об основах безопасности жизнедеятельности, о правилах пожарной безопасности....

Мастер-класс для родителей и детей "Физическая активность детей"
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когдаформируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним измногообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспосо...

Использование кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста «Веселая кинезиология». Мастер - класс для родителей и детей
Мастер - класс нацелен на знакомство родителей воспитанников с ролью кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. В ходе мероприятия родители старших дошкольников знакомятся с к...

«Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей и детей
Мастер-класс для родителей и детей «Развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» был разработан с целью ,познакомить родителей и детей с методикой работы с глиной в дома...

Мастер - класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ "Сенсорное развитие детей с ОВЗ в домашних условиях"
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВ...

Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».
Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».Провела: 1-я младшая группа №12Цель мастер-класса:Привлечение внимания ...