Сказкотерапия
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сказкотерапия

Сказки играют особую, важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Слушая и читая сказки, ребенок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций, осваивает новые способы поведения. В сказках ребенок инентифицирует себя с различными героями. Сказки затрагивают практически все сферы нашей жизни. Это и помощь в решении простых бытовых вопросов, и обретение желаемых душевных качеств, и постижение сложностей человеческих взаимоотношений. Часто малыш не знает, как правильно поступать в тех или иных случаях. Сказки показывают образцы успешного поведения, вселяют уверенность, помогают различать плохие и хорошие поступки.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сменялась мода, времена и нравы, а сюжеты сказок оставались прежними, отражая отношения людей между собой, их взаимодействие с окружающим миром, утверждая основные ценности и цели человеческой жизни. Вечная суть сказок — воплощение прекрасных мечтаний человека. Герои волшебных сказок представляют собой идеальные модели для подражания. Они дают образцы положительных, желаемых качеств и поведения. 

Герои в сказках легко справляются со страхом, не теряются в трудных ситуациях, находят выход из любых положений, умеют дружить и привлекать новых друзей. Если они любят, то преданно и верно, все делают ради своей любви. Они самостоятельны и по-хорошему упорны. Герой продолжает сражаться до тех пор, пока не одолеет врага. Героиня проходит через все испытания на своем пути, но не останавливается, пока не достигнет цели.

У ребенка герой волшебной сказки обычно вызывает восхищение, которое и побуждает его подражать, стараться стать похожим на него. В волшебных сказках тот или иной персонаж иногда заколдован, проклят, зачарован и ведет себя не лучшим образом. Он может быть враждебным, агрессивным, пугает и мучает других. Задача героя или героини состоит как раз в том, чтобы избавить от проклятия, снять злые чары, вернуть то доброе и хорошее, что заложено в персонаже. И это всегда удается.

 

Целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc33.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

Сказки играют особую, важную роль в воспитании и развитии ребенка. Это не просто развлекательные истории. Каждая сказка имеет свой смысл и значение. Слушая и читая сказки, ребенок готовится к взрослой жизни, учится находить выход из трудных ситуаций, осваивает новые способы поведения. В сказках ребенок инентифицирует себя с различными героями. Сказки затрагивают практически все сферы нашей жизни. Это и помощь в решении простых бытовых вопросов, и обретение желаемых душевных качеств, и постижение сложностей человеческих взаимоотношений. Часто малыш не знает, как правильно поступать в тех или иных случаях. Сказки показывают образцы успешного поведения, вселяют уверенность, помогают различать плохие и хорошие поступки.

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сменялась мода, времена и нравы, а сюжеты сказок оставались прежними, отражая отношения людей между собой, их взаимодействие с окружающим миром, утверждая основные ценности и цели человеческой жизни. Вечная суть сказок — воплощение прекрасных мечтаний человека. Герои волшебных сказок представляют собой идеальные модели для подражания. Они дают образцы положительных, желаемых качеств и поведения.

Герои в сказках легко справляются со страхом, не теряются в трудных ситуациях, находят выход из любых положений, умеют дружить и привлекать новых друзей. Если они любят, то преданно и верно, все делают ради своей любви. Они самостоятельны и по-хорошему упорны. Герой продолжает сражаться до тех пор, пока не одолеет врага. Героиня проходит через все испытания на своем пути, но не останавливается, пока не достигнет цели.

У ребенка герой волшебной сказки обычно вызывает восхищение, которое и побуждает его подражать, стараться стать похожим на него. В волшебных сказках тот или иной персонаж иногда заколдован, проклят, зачарован и ведет себя не лучшим образом. Он может быть враждебным, агрессивным, пугает и мучает других. Задача героя или героини состоит как раз в том, чтобы избавить от проклятия, снять злые чары, вернуть то доброе и хорошее, что заложено в персонаже. И это всегда удается.

Целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Выделяют пять видов сказок:

К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

Существует определенная структура проведения занятия по сказкотерапии:

1) нужно выбрать главного персонажа, близкого ребенку по возрасту, полу и характеру.

2) описать героя и его жизнь таким образом, чтобы ребенок мог заметить сходство с ним, но не слишком явное.

3) персонаж должен попасть в похожую жизненную ситуацию и испытать те же переживания.

 4) герой ищет выход из сложившегося положения, в чем ему помогают близкие или наставник. Он может прийти к решению, наблюдая за поведением другого действующего лица. На этом этапе психолог должен объяснить ребенку смысл происходящего и предложить ему помочь решить проблему.

 5) осознание героем своих ошибок и становление его на путь изменений.

Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам их изложения можно отнести:

1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт - и сознательно, и бессознательно - для того, что вы хотите ему сказать.

Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «у одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок ... »,

Никогда не анализировать и не обсуждать терапевтическую сказку сразу после ее окончания. Дать ребенку время погрузиться в метафорический мир и отождествить себя с персонажами и событиями придуманного мира.

Не перегружать ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...