Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ.
методическая разработка по психологии

Соседина Кристина Николаевна
Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная деятельность как одно из средств

адаптации детей к ДОУ.

Педагог-психолог: Соседина К.Н.

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.

Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности .

Во-первых, младшие дошкольники не испытывают потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети часто испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает, что в формировании личности ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Именно художественно-творческой деятельности является одним из любимейших занятий детей. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Изобразительная деятельность является одним из любимых занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире, он отвлекается от своих переживаний связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации – общении с детьми. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

Художественная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами. Поэтому в период адаптации стараюсь сделать пребывание ребенка в детском саду максимально комфортным, даю возможность заниматься тем, что ему нравится, постепенно предлагая новые виды деятельности.

В период адаптации детей к новым условиям, в своей работе использую разные виды изобразительной деятельности. Отметила, что дети начинают активно интересоваться книжками-раскрасками. Они узнают в книге знакомые образы, радуются и начинают рисовать, скорее на основе картинки, чем в ее пределах. Также проявляются гендерная принадлежность. Так, мальчики сразу выбирают кораблики или паровозики. Девочек привлекают цыплята, рыбки, цветы. И, конечно, всем без исключения нравиться солнышко. Мы рисуем его бесконечно, а дети всегда с огромным удовольствием раскрашивают желтыми, красными, оранжевыми цветами и дорисовывают лучики.

Рисование в книжках-раскрасках яркими гуашевыми красками необыкновенно увлекает малышей. Они не ограничиваются пределами контуров, свободно выходят за него (травка возле цыпленка, море под корабликом). Создают свой сюжет и начинают играть (двигают картинку по столу, будто паровозик бежит или жучок ползет). Поначалу, конечно, малышам надо это показать: «Цыпленок пошел гулять, давай нарисуем ему травку. Покорми цыпленка – нарисуй зернышки или червячка». Если же их не остановить вовремя («Молодец – красивый кораблик получился, давай его покажем другим ребятам»), дети могут закрыть цветными пятнами весь лист, так что невозможно будет разглядеть начальный рисунок.

Дети очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Предлагаю рисовать пальцами, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Но прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, даю четкое представление о том, что это такое и как это выглядит. Ведь ребенку интересно рисовать знакомый предмет. Вначале наблюдали за этими предметами, добиваясь того, чтобы дети общались с ними как с живыми, с максимальным включением сенсорных анализаторов (слуха, обоняния, осязания, температурных рецепторов и др.). Чем больше ребенок знает об этом предмете, тем точнее получится изображение. Поэтому вначале года провожу занятия по ознакомлению со свойством и качеством бумаги. Для этого раздаю детям все виды бумаги (картон, калька, наждачка, салфетки). Предлагаю послушать какую «песенку поет» та или иная бумага. Калька – звенит, картон – гремит, салфетка – шепчет. Затем мнём бумагу в руках. Какая она на ощупь? Что ощущаем? (салфетка – мягкая, картон – жесткий, наждачка – шершавая). На этом занятии – сочетание нескольких видов деятельности, включены все виды сенсорных анализаторов, с помощью которых решаются познавательные задачи.

Поэтапно в работе использую разнообразные сюжеты для рисования:

«Снежные комочки». Вначале занятия вношу таз со снегом, рассматриваем снег вместе с детьми, даем словесную характеристику. Затем лепим из него комочки, отмечаем какой он на ощупь. Готовые комочки прокатываем по клеенке. Затем предлагаю изобразить наши комочки пальчиком на бумаге, а в конце занятия дети отмечают, что случилось с комочками в тазу (растаяли, превратились в воду), какая получилась вода (холодная, грязная и т.д.) вместе делаем вывод – снег есть нельзя.

«Маленькая елочка». Перед Новым Годом учим стихи и песни о елке, украшаем группу, рассматриваем новогоднюю елку в зале. Наблюдаем за живой елкой на участке, трогаем и нюхаем ее. Дети отмечают, что иголочки колючие, есть шишки, она приятно пахнет. Сравнивают две елки. Выявляют различия. В саду – елка нарядная, веселая, теплая, высокая. А на улице маленькая, снежная, одинокая и грустная. Предлагаю нарисовать подружек для «маленькой елочки».

Самый осязаемый вид художественного творчества – лепка. Здесь ребенок не только видит то, что создал, но трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. На занятиях предлагаю новый для малыша материал – соленое тесто, которое благотворно влияет на организм ребенка. На первых занятиях просто разминаем тесто в руках, это снимает напряжение, малыш успокаивается, вместе с осязанием приходит приятное ощущение, положительные эмоции. Отмечаю, что даже самый неусидчивый ребенок с большим удовольствием занимается с тестом достаточное время, забывая обо всем. Предлагаю вылепить «пирожок»: шарик из теста прижать ладонью на клеенке. Украшаем «пирожок» красивыми «цветочками» из семечек или фасоли, вдавливая их в тесто.

«Маленький ежик». Лепим «пряник» из теста, с одной стороны вытягиваем носик и продавливаем глазки карандашом. А малыши сами делают ежику иголки, втыкая кусочки спагетти в спинку. Во время работы обязательно поддерживаю и хвалю ребят, помогаю, если они об этом попросят.

Таким образом, изобразительная деятельность ребенка составляет преимущественный вид детского творчества, который способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения.

Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. Результаты художественной деятельности наших воспитанников мы представляем в оформляемые тематические выставки детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев.

Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни. А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

Анализируя свою работу можно сделать вывод, художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

И в десять лет, и в семь, и в три, и впять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует.

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Все нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле.

(В. Берестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Театральная деятельность - как одно из средств развития художественно-творческой деятельности дошкольников".

Реализация разнообразных форм театрализованной деятельности в совместной и самостоятельной деятельности дошкольников....

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Поэтому закономерны те проблемы, с которыми...

Tеатрализованной деятельности в детском саду, как одна из форм организации художественной деятельности дошкольников

Сегодня я хочу предоставить Вашему вниманию мастер класс по использованию театрализованной деятельности в детском саду, как одну из форм организации художественной деятельности дошкольников, цель кото...

«Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Ознакомление с художественной литературой как одно из условий успешного развития речи детей раннего дошкольного возраста»...

Методическая разработка Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного возраста в студийной работе.

Вашему вниманию представляется собственная методическая разработка на тему "Использование средств музыкально-художественной деятельности для развития певческих навыков детей старшего дошкольного ...