Элементы имаготерапии в работе педагога-психолога ДОУ
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_imagoterapii_v_rabote_pedagoga-psihologa_dou.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
"Элементы имаготерапии в работе педагога-психолога ДОУ"
Подготовил: педагог-психолог Соседина К.Н.
МБДОУ д/с о-в №31
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Что бы решить данную проблему, психологами стали использоваться креативные методы в коррекционной работе, а в частности, технологии арт-терапии.
Сегодня я хочу осветить вам свой опыт работы с использованием таких элементов арт-терапии, как имаготерапия.
Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса.
Подвиды имаготерапии:
- Куклотерапия;
- Образно-ролевая драматерапия;
- Психодрама.
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.
Задачи имаготерапии:
-укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;
-воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»;
-развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;
-тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;
-создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства для стимулирования развития эмоциональной отзывчивости ребенка.
В своей работе я использую такие виды игр и упражнений, как:
- Театрализованные игры;
- Игры-пантомимы;
- Игры-фантазии;
- Упражнения и игры на развитие мимики;
- Упражнения и игры на развитие жестов;
- Упражнения по речевой выразительности;
- Ритмопластика.
Театральные игры
При проведении занятий с детьми, я обратила внимание на упорное нежелание некоторых детей участвовать в общей игре. Я понимала, что они отказываются из-за боязни быть неловкими и неуклюжими, боялись, что их засмеют. Поэтому, начинали обыгрывать те игры, которые раскрывают скованных и стеснительных детей.
Игры-пантомимы
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Игры фантазии
В работе со стеснительностью актуально использовать игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения.
Упражнения и игры на развитие мимики
Когда дети овладели несложными эмоциями, научились воспроизводить в своей деятельности несложные игровые сюжеты, я беру более сложные упражнения и игры на развитие мимики. Ведь именно мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроении человека.
Игры, которые я использую для развития мускулатуры лица и эмоций «Обезьянки», «Зеркало» и т.д.
Упражнения и игры на развитие жестов
В работу над выразительностью жестов я включаю такие игры, как: «Игра с камушками», «Дружная семья», «Весёлый хоровод» и другие, в этюдах дети проявляют индивидуальность в выборе жестов и мимики.
Я рассказываю детям, вызываю нужные эмоции, подсказываю им, но как можно меньше показываю, чтобы проявились индивидуальные способности детей. В играх: «Весёлый хоровод», «Ловишки», «Кабачок», «Веселый огород», дети не только выполняют движения рук, но и выражают эмоции на лице, показывая свои чувства.
Упражнения по речевой выразительности
На следующем этапе своей работы я перехожу к интонационной выразительности речи. При обучении детей интонационной выразительности речи я использую скороговорки, которые помогают формировать правильное артикуляционное произношение, дикцию, помогают детям научиться быстро, проговаривать слова и фразы. Дети с удовольствием включаются в эту весёлую, словесную игру.
Ритмопластика
Считаю, что театрализованная деятельность развивает не только художественно-творческие способности детей, но и личности в целом. В своей работе я также использую ритмопластику: «Капельки падают стремительно или плавно», «Колобок может бежать, подпрыгивая или катиться ровно», «Воробей может прыгать или лететь» - все эти движения выполняются под музыкальное сопровождение. И этот вид деятельности воспитывает в детках самостоятельность, инициативность, умение передавать через музыку и движение свой собственный опыт.
Заключение
Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния.
Вывод: главная цель использования имаготерапии — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта.
Использование имаготерапии помогает решить не только задачи социализации детей, но и раскрыть заложенные в каждом ребёнке предпосылки творческой личности, воспитать духовность, развить умения «творить красоту» и стремление делать добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СО-ВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ
Статья на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ...
ПРОЕКТ "Элементы театральной деятельности в работе педагога - психолога"
Данный проект включает в себя тематическое и практическое планирование, упражнения, анкеты для работы педагога-психолога в коррекционных группах ДОУ....
Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.
Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком, отталкиваясь от поставленных специ...
Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...
Буклет о работе педагога-психолога, использующего в своей работе элементы пескотерапии
В буклете приведены примеры упражнений для работы, описана технология...
Доклад по теме "Элементы имаготерапии в работе педагога-психолога ДОУ"
Слайд 1Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и во...
Конспект занятия с элементами квеста для студентов факультета психологии и социальной педагогики "Нужны ли знания психологии воспитателю и что входит в работу педагога-психолога в ДОУ?"
https://drive.google.com/drive/folders/1Vdzxsturiq2UdQIVG2FvBDQYzA7Voxdm?usp=sharingЗдравствуйте, уважаемые студенты! Меня зовут Виктория Александровна Королёва. Я учусь заочно на пятом курсе, буду ра...