Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста – важность для будущего"
статья по психологии (младшая группа)
В статье рассматривается ключевая роль эмоционального интеллекта в развитии детей дошкольного возраста и его влияние на их будущее. Автор подчеркивает, что эмоциональный интеллект включает в себя способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмпатию и навыки общения с окружающими.
Статья анализирует методы и подходы к развитию этих навыков в дошкольном воспитании, включая игры, ролевые занятия и взаимодействие в группе. Особое внимание уделяется тому, как эмоциональный интеллект способствует формированию социальных навыков, улучшению учебной деятельности и укреплению психического здоровья детей.
Автор также приводит примеры успешных практик из разных образовательных учреждений, демонстрируя, как интеграция эмоционального обучения в повседневную практику может положительно сказаться на личностном развитии детей. В заключение подчеркивается, что развитие эмоционального интеллекта в раннем возрасте является основой для формирования уверенных, ответственных и успешных личностей в будущем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: Мирошникова Ольга Ивановна, воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Ясли – сад «Колокольчик»
Луганская Народная Республика, пгт. Новопсков
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста – важность для будущего
Эмоциональный интеллект – это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания в эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью дальнейшего эмоционального и интеллектуального роста. Понятие "эмоциональный интеллект" возникло недавно, впервые оно было описано в 1999 году.
Эмоциональность человека рассматривается как врожденный потенциал, формируемый на протяжении всей его жизни.
Большинство ученых, специализирующихся на исследованиях проблемы эмоций, выделяют пять сфер эмоционального интеллекта:
- Знание собственных эмоций – сфера, связанная с самосознанием, предполагающая, что человек способен распознавать свое настроение и называть его. Люди, ориентирующиеся в своих ощущениях, гораздо лучше управляют своей жизнью.
- Управление эмоциями – сфера, связанная с властью над чувствами, т.е. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз человек смог лучше отреагировать на сложную ситуацию, что в свою очередь положительно скажется на его самочувствии и даже способно поднимать настроение.
- Способность мотивировать себя – сфера, связанная с положительной мотивацией, то есть с верой в себя. Если эмоции будут подчиняться ранее выбранной цели, это повлияет на концентрацию внимания, привлечение и реализацию творческой деятельности и в конечном итоге – на жизненный успех. Важную роль играет сам факт того, что можно и нужно противостоять эмоциям, препятствующим реализации ранее поставленных целей, а хорошо мотивированные люди проявляют в работе большее рвение и оптимизм.
- Распознавание эмоций у других – удивительная способность, связанная с проявлениями эмоционального интеллекта. Она не сможет развиваться полноценно, если человек в полной мере не научится распознавать свои эмоции. Наука об эмпатии очень сложна и в первую очередь требует развития собственного самосознания. Как показали исследования, эмпатия начинает проявляться уже в детстве, когда дети слышат плач другого ребенка, то в ответ практически сразу становятся грустными. Взрослые должны направлять ребенка на правильное распознавание и идентификацию своих эмоций, только тогда они смогут по-настоящему овладеть эмпатией.
- Установление и поддержка отношений с другими – это, собственно, искусство общения и необходимое условие для установления хороших и прочных социальных контактов. Эта эмоциональная сфера тесно связана с двумя предыдущими сферами эмоционального интеллекта – распознавание эмоций других людей и управление эмоциями.
Установление и поддержание отношений с другими людьми – это в определенной степени покорение и угнетение себя, чтобы лучше почувствовать, понять и принять потребности другого человека.
У каждого человека перечисленные эмоциональные сферы имеют свои индивидуальные особенности и степень выражения, соответственно у каждого индивидуума свой уровень эмоционального интеллекта. Все человеческие способности в сфере эмоций не являются естественно обусловленными, а потому можно повлиять на их позитивное развитие.
Дошкольный возраст – это период интенсивного эмоционального развития ребенка, период формирования его высших эмоций. В настоящее время происходит обогащение и насыщение разнообразием эмоциональной жизни, что связано с процессом нарастающего полового созревания и чувственным влиянием окружающей среды.
У детей дошкольного возраста хорошо развиты такие эмоции как зависть, гнев, страх, испуг, стыд, радость, любовь, смущение и застенчивость. Это тот период, когда дети могут развить свой эмоциональный интеллект, найти так называемые хорошие эмоциональные привычки – навыки, связанные с получением и проявлением эмоциональных состояний, познакомиться со способами снятия напряжения и управления эмоциями. Накопленные в этот период навыки оказывают решающее воздействие на дальнейшую жизнь человека.
Эмоциональный интеллект – это личная характеристика, позволяющая ребенку адекватно и эффективно вести себя по отношению к людям, задачам, ситуациям. Обучая детей эмоциональному интеллекту, необходимо учитывать, что он тесно связан с интеллектуальным интеллектом.
«У нас есть два ума: один думает, а другой чувствует». Рациональный разум является центром, более осознанным, здравомыслящим, способным к размышлению и рефлексии. Вместе с ним существует другая система познания реальности, более импульсный и могучий разум – эмоционален. И оба они работают в абсолютной гармонии друг с другом, именно сочетание разных способов познания мира и ведет детей по жизни.
«Эмоции важны для мыслей, а мысли для эмоций». Целью воспитателя дошкольного учреждения должно быть не безусловное угнетение эмоций, а формирование у ребенка способности к сохранению их равновесия и управлению ими, потому что каждая эмоция имеет свою ценность и значение.
Всегда следует помнить, что излишнее погашение эмоций, прежде всего у детей, может вызвать апатию, а их беспрепятственное проявление привести к формированию патологического поведения даже у взрослого человека. Поэтому, так важно, уже с малых лет научить детей способам обуздания своих эмоций. Дети должны знать, что человек не может повлиять на то, когда и какие ощущения у него возникнут, но он может решить, как долго их удерживать.
Кроме того, дети должны знать, что можно положительно относиться ко всем эмоциям, но определенное поведение следует ограничить. Важно, чтобы проявление детских эмоций было адекватным конкретной ситуации.
«Сдерживать свои эмоции – залог эмоционального благополучия». Следовательно, целью воспитателя не должно быть только осуществление контроля за поведением детей. Очень важно объяснять им возможные последствия негативного поведения и предлагать другие варианты своих поступков.
Чтобы помочь ребенку справиться с собственными эмоциями, необходимо:
- слушать ее очень спокойно и внимательно;
- принять ее эмоции и выразить это словами;
- дать определение эмоциям ребенка;
- изменить стремление ребенка к фантазированию.
С опытом работы я считаю, что воспитателю следует обращать особое внимание на правильное распознавание тех или иных эмоций у детей и их правильную интерпретацию и, соответственно, правильную реакцию на них. В дошкольной группе на занятиях обязательно нужно выделять время для совместного разрешения возникающих проблем и конфликтов. Это способствует формированию навыков взаимного внимания, приучает детей терпеливо выслушивать друг друга и грамотно выражать свои эмоции в рамках определенной темы.
Дети, решая проблемы коллективно, учатся устанавливать социальные контакты, что, несомненно, будет полезно на любой стадии развития, как в детстве, так и в юности.
Ребенок обязательно должен иметь сформированное самосознание, и чем больше для него будут открываться собственные эмоции, тем умело он будет считывать эмоции других людей.
Несколько принципов обучения детей грамотному выражению эмоций:
- замечайте потребности и желания детей;
- создавайте атмосферу, в которой раскрытие эмоций не является чем-то плохим;
- используйте примеры, чтобы поощрять распознавание и правильное считывание
- эмоциональных состояний у себя и других людей;
- не разрешайте, чтобы в группе возникали конфликты;
- научите детей, как избегать поведения определенного рода;
- поощряйте и закрепляйте успешные попытки детей справиться с отрицательными эмоциями.
Воспитатель детского сада играет огромную роль в жизни ребенка, ведь он является свидетелем его ежедневных баталий – иногда успешных, иногда нет. А это требует большого терпения и внимания. С течением времени воспитатель становится для ребенка близким человеком, но чтобы он смог развивать у детей эмоциональный интеллект, он должен сам своим собственным поведением служить им примером для подражания.
Больше шансов на успех в развитии эмоционального интеллекта имеет воспитатель, который обращает особое внимание на положительные качества ребенка и постоянно совершенствует их. Поэтому любая похвала, по настоящему хорошее поведение с помощью воспитателя будет стимулировать ребенка к дальнейшим свершениям.
Главной целью воспитателя или родителя должно стать познание ребенка, его преимуществ и недостатков, прежде всего обращая внимание на потребности детей дошкольного возраста. Необходимо стремиться постоянно получать информацию о ребенке, чтобы использовать его в дальнейшей работе. Работа должна быть нацелена на развитие тех навыков, свойств и преимуществ, непосредственно способствующих повседневной деятельности человека, так можно укрепить сильные стороны личности. Вот почему так важно для педагогического и воспитательного процесса имеют детский сад и та атмосфера, которая в нем царит.
При организации воспитательного процесса следует:
- помочь детям открыть, распознать и выразить свои эмоции;
- позаботиться о том, чтобы дети узнали собственные нужды и потребности других людей;
- ввести детей в культуру бытия.
Работа воспитателя должна заключаться в постоянном поиске методов улучшения взаимоотношений с ребенком, анализе их соответствия потребностям и ожиданиям детей. С момента первого контакта с дошкольником воспитатель становится для него авторитетом, поэтому если он будет проявлять отзывчивость к детям, то очень вероятно, что и дети также с теплотой будут относиться к своим сверстникам. То есть от взрослого зависит, как будет развиваться эмоциональная зрелость у его подопечных.
Конечно, воспитатель не может действовать один, поэтому важным аспектом развития эмоционального интеллекта у ребенка есть сотрудничество с родителями, поскольку только совместно можно добиться успеха. В ходе сотрудничества должна образовываться атмосфера доверия и плодотворного взаимодействия.
Вывод:
Эмоции являются важной составляющей жизни каждого человека, непосредственно влияющего на повседневную деятельность. Если создать оптимальный воспитательный микроклимат, ребенок обязательно построит положительный образ самого себя, необходимы социальные навыки, характеризующие эмоциональный интеллект, развитие которого должно быть одним из приоритетных направлений в работе детского сада. Именно от успеха в воспитании зависит, в какой степени дети станут ответственными и внимательными членами нашего общества.
Список литературы:
- Григорьева, Н. В. (2020). Эмоциональный интеллект: от теории к практике в образовании. Москва: Издательство «Просвещение».
- Дубровина, Н. И. (2019). Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Журнал психологии и педагогики, 8(2), 34-40.
- Левина, Т. В. (2021). Эмоции в раннем возрасте: как развивать эмоциональный интеллект. Санкт - Петербург: Издательство «Речь».
- Михайлова, А. С. (2018). Социальные и эмоциональные навыки у детей: значение для будущего. Вестник детской психологии, 5(1), 12-18.
- Петрова, Е. А. (2022). Эмоциональный интеллект и его влияние на развитие детей. Образование и общество, 14(3), 54-62.
- Соловьев, А. П. (2020). Психология эмоций: обучение детей управлению чувствами. Екатеринбург: Издательство «Урал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
Буклет (памятка) для воспитателей...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Психолого-педагогические условия формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В статье представлен краткий теоретический обзор условий формирования эмоционального интеллекта...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...