Родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет. Как помочь себе и ребенку»
консультация по психологии (младшая группа)
Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я - Сам!». Этот период сложен не только для малыша, но и для его родителей. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнаете на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie-_krizis_3-h_let.docx | 110.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Кризис 3-х лет.Как помочь себе и ребенку»
Впервые родители встречаются с феноменом упрямства и непослушания, когда их ребенку исполняется три года, и он любое свое действие начинает со слов «Я - Сам!». Этот период сложен не только для малыша, но и для его родителей. Что такое «кризис трех лет» и как помочь ребенку его преодолеть – об этом вы узнаете на родительском собрании.
Цель мероприятия:
- Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».
- Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у детей.
- Познакомить с эффективными приемами общения и взаимодействия с детьми.
Ход мероприятия
Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, помочь понять причины капризов и упрямства детей, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с ними.
Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.
Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я - Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
- уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
- новые способы познания окружающего мира;
- позитивные модели поведения.
Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества), возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы).
Задачи родителей:
- Понять психологические причины поведения малыша и его чувства.
- Изменить приемы взаимодействия с ребенком.
- Создать в семье специальные условия для развития детской самостоятельности, творческой активности.
Самостоятельность малыша – это радость или забота для родителей? И где границы дозволенного, чтобы ребенок не свел с ума маму и папу своим поведением? Ваши дети нуждаются в мудром родительском руководстве, хотя иногда могут демонстрировать нежелание принять помощь взрослого.
Показ родителям двух рисунков по воспитательной теме «Обучение самостоятельности» (пособие «Вопросы воспитания в картинках»).
Рисунок 1. «Мама кормит ребенка с ложки».
Рисунок 2. «Ребенок ест самостоятельно».
Вопросы к родителям:
- Как Вы думаете, кто из детей приобретает жизненный опыт, самостоятельность?
- Очень часто взрослые делают так же, как это изображено на рисунке 1. Почему? Создаете ли вы подобные ситуации в своей семье?
- Чего требует от родителей вторая ситуация (рисунок 2)? (Терпения, выдержки, времени, любви).
Вывод. Ребенку необходимо давать время и возможность освоить самостоятельное действие.
Показ родителям рисунка-схемы 3.
Рисунок 3
Вопросы к родителям:
- Как Вы думаете, что обозначает этот рисунок?
- Как можно помогать ребенку:
а) сделать за ребенка;
б) показать, подсказать, ободрить, похвалить?
Вывод. Ребенок быстрее учится самостоятельности, когда родитель не выполняет все за него, а находится рядом: показывает, наставляет, терпеливо дает возможность малышу самому попробовать сделать задание или его часть, поощряет, хвалит.
Различают несколько видов самостоятельности:
- познавательная;
- бытовая;
- коммуникативная;
- поведенческая.
Как показывает практика жизни, для взрослых принципиально важной оказывается бытовая самостоятельность малыша, которая поощряется и выделяется. На коммуникативную самостоятельность у родителей возможна разная реакция. Бывают случаи, когда развитию познавательной самостоятельности ребенка не придают значения в той мере, какой она заслуживает. Поведенческая самостоятельность чаще всего рассматривается взрослыми негативно и не подкрепляется. Но каждый вид самостоятельности по-своему важен для ребенка, так как имеет тесную взаимосвязь с умственным развитием, творческой активностью личности, способностью реализовывать себя в жизни.
Советы родителям «Развиваем самостоятельность малыша»
- В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
- Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
- Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
- Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
- Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
- Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
- Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
- Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
- Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
- Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!
А сейчас Вам предлагается поучаствовать в игре, где будут представлены некоторые интересные приемы общения и взаимодействия с ребенком в период кризиса трех лет.
Игра «В яблочко»
Цель: обучение родителей определению истинных мотивов поведения ребенка, и выбору соответствующего способа взаимодействия с ним, развитие эмпатии.
Ход игры
Психолог читает ситуацию (см. примеры). Задача родителей: определить причину (мотив) поведения ребенка и выбрать способ взаимодействия. Верный ответ отмечается плюсом в таблице и стрелой в центре яблочка на мишени, а так же дополняется комментарием психолога. В конце игры участникам, кто заработал больше баллов, раздаются конфеты в качестве приза.
Примеры.
1. Ребенок нацелился гулять, а вы хотите сначала покормить его кашей.
Комментарий. В данном случае можно использовать метод компромисса. Например, предложить ребенку 5 мин вместе постоять на балконе, посмотреть на машины, а потом пойти кушать. Дело в том, что малышу 3-х лет трудно сразу перестроиться на другие планы, ему необходимо помочь отвлечься. Родительский авторитет зарабатывается не грубой силой, а способностью рассмотреть интересы ребенка, и по возможности, пойти им на встречу.
2. Малыш старается построить башенку, но кубики разваливаются.
Комментарий. Поддержка ребенка взрослым – наиболее эффективный прием взаимодействия.. Нужно помогать ребенку спокойно искать способ решения проблемы, например: «Давай подумаем, что тут можно сделать». Можно подсказать несколько возможных вариантов решения: «Лучше сделать так!», но выбрать и осуществить один из них должен сам ребенок.
3. Ребенок говорит вам «нет!» просто для того, чтобы не согласиться с вами, даже если ему очень хочется то, что вы ему предлагаете.
Комментарий. Можно попробовать провести игру «Все наоборот». Такая тактика позволяет избежать многих ненужных ссор, конфликтов и наказаний, но ее нельзя использовать часто: «Ни за что не успеешь умыться раньше меня!», «Наверное, гулять сейчас не стоит. Давай дома посидим».
4. Вы неоднократно пытались привлечь ребенка к уборке его игрушек, а сейчас он не может найти любимую машину в общей «игровой» свалке.
Комментарий. Метод «естественных последствий» или естественное наказание учит ребенка осознавать последствия поступков. Можно сказать малышу: «Видишь, как жалко, что машина не находится. Вот если вечером ты все свои машины «завезешь в гараж», будет хорошо видно, где какая и они не потеряются».
5. Ребенок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Комментарий. При укладывании малыша спать лучше использовать ритуал последовательных действий: проговаривать вслух привычные для малыша действия: «Сейчас мы будем собирать игрушки, потом умываться, потом читать книжку, и спать». Этот способ имеет эффект при регулярном повторе.
6. Ребенок явно пытается манипулировать вами, настоять на своем с помощью истерики или упрямства.
Комментарий. Здесь необходимы четкие правила поведения. Ребенок должен знать, что можно делать, а что нельзя. Единство требований родителей обязательно, а также потребуется педагогическая мудрость. Если ребенок бурно протестует, можно ненадолго оставить его одного в комнате (метод игнорирования).
Получение обратной связи от родителей
На стенде помещен рисунок ребенка, рядом в красивой коробочке нарезаны кружочки желтого, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – зеленого цвета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Кризис трех лет" (вторая младшая группа)
Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития...
КОНСПЕКТ родительского собрания на тему:"Кризис 3-х лет."
конспект родительского собрания....
Родительское собрание на тему «Кризис трех лет или возраст строптивости»
Родительское собрание на тему«Кризис трех лет или возраст строптивости»...
Родительское собрание на тему "Кризис 3 лет"
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему: "Счастлив тот, кто счастлив в у себя дома".
Детский сад является вторым домом для ребенка, поэтому наша с вами общая цель направлена на создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития наших малышей. Ценность семьи...
Презентация :план-конспект родительского собрания на тему "Кризис трех лет"
Дана структура собрания,выводы-пожелания родителям....
Протокол родительского собрания на тему: "Кризис 7 лет или кризис первоклашки"
Протокол родительского собрания в подготовительной группе...