Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
статья по психологии (старшая группа)

Серегина Мария Викторовна

Понятие "Сказка". Виды сказок. Структура сказкотерапии. Сказкотерапия как эффективный метод работы с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

«Сказка – ложь, да в ней намек –

 добрым молодцам урок»

        Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Альберта Энштейна: "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок"

             Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные способы выхода из затруднительных положений. Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное русло – русло самопознания и безграничного творчества.

Что же такое сказкотерапия? Сказкотерапия – это метод «лечения сказкой».

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда ребенок четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

В каких случаях уместно «лечение сказкой»? Оно необходимо, если у ребенка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок:

- художественные сказки, которые делятся на авторские и народные;

- дидактические (используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях);

- психокоррекционные сказки (помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения);

- медитативные (особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций; рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения).

     В своей работе с детьми дошкольного возраста я применяю психокоррекционные сказки. Так как при помощи этого вида сказок можно решить многие проблемы ребенка-дошкольника: капризы, упрямство, агрессивность, хвастовство, боязнь темноты, врачей, уколов, насекомых и т.д. Они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, где посредством ненавязчивых сказочных образов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет ребёнку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

  При проведении занятия по сказкотерапии я придерживаюсь следующей структуры работы с детьми:

- Ритуал «погружения в сказку». Для погружения в сказку мы с детьми прослушиваем музыку, я меняю тон при чтении. Это позволяет из реального мира погрузиться в мир сказок. 

- Знакомство. Далее идет знакомство с психологической сказкой, то есть чтение сказки.

- Обсуждение. Закончив чтение, я начинаю задавать определенные вопросы, которые связаны с сюжетом или героями рассказа. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев:

- о чем сказка?

- что запомнилось больше всего?

- какие герои запомнились? почему?

- что случилось с тем или иным персонажем?

- какие чувства возникали во время чтения? в какие моменты было радостно? в какие грустно? было ли жалко кого-нибудь?

- какие чувства, какое настроение после сказки?

- случается ли такое в жизни, по настоящему?

- случались ли у тебя похожие ситуации?

- чему мы можем научиться у этой сказки?

Нужно обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.  

   - Арт-терапия. На этом этапе я предлагаю детям  нарисовать, слепить или как-то иначе изобразить понравившегося персонажа, определенный заинтересовавший их момент сказки и пр. Причем ребенок  должен сам выбирать, что именно он хочет изобразить.  

    В результате арт-терапевтической работы у детей удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. 

В рисунке надо проанализировать используемые цвета, детали картины, уровень прорисовки и общее настроение изображения. Оценивая выбор сюжета для иллюстрации и сам рисунок можно сделает выводы о том, что в данный момент тревожит ребёнка. Например, если главный герой нарисован маленьким и сбоку листа, то это может говорить о чувстве незащищённости у ребёнка или о низкой самооценке.

     Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

-Итоги. Здесь я отмечаю отдельных детей за их заслуги, подчеркиваю значимость приобретенного опыта, проговариваю конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт, что приобрели на занятии.

- Ритуал «выхода из сказки». Погрузившись на первом этапе в сказку, теперь из нее нужно выходить. Здесь часто мы используем прием, при котором все закрывают глаза, считают до трех и выходят из мира фантазий в реальность. Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».

Таким образом, можно отметить, что попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям педагогами и родителями.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

В заключение хочется сказать, сказкотерапия – наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

           Таким образом, можно отметить, что при использовании сказкотерапии на коррекционно-развивающих индивидуальных и групповых занятиях:

  • у детей снимается физическое и психическое напряжение;
  • дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  • улучшаются и активизируются выразительные средства общения, пластика, мимика и речь;
  • развивается фантазия и образное мышление;
  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру, формируется положительный образ своего «Я» и принятие себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста. Сборник упражнений и тренингов.

Цель: коррекция агрессивности, снижение психоэмоционального напряжения детей, вызванного той или иной проблемой.Задачи: - учить детей адекватно передавать агрессивное состояние в движении, мимике...

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия – один из видов  здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи ...

КОНКУРС Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий, является инновационным методом в работе с детьми. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пу...

Круглый стол с воспитателями: «Особенности использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказка. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители прим...