Программа "Дружные пальчики"
рабочая программа по психологии
Программа занятий с элементами арттерапии для дошкольников.
Цель: сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
- Способствовать профилактике и коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников (тревожность, конфликтность, агрессивность, обидчивость, страхи, неуверенность).
- Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
- Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
- Способствовать расширению и обогащению эмоционального опыта.
- Формировать творческие и коммуникативные способности, развивать познавательные процессы.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
- Способствовать расширению представлений у детей о самих себе, развитие интереса к самому себе.
- Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
- Познакомить с новыми приёмами рисования и творчества.
- Продемонстрировать приемы саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Дружные пальчики" | 966 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3
Основные принципы занятий арттерапией………………………………………………………. 4
Техники арт-терапии в работе с дошкольниками………………………………………………. 4
- Марания…………………………………………………………………………………….. 4
- Штриховка, каракули…………………………………………………………………….. 5
- Монотопия …………………………………………………………………………………. 5
- Рисование пальцами………………………………………………………………………. 5
- Рисование различными материалами
(сухие листья, сыпучие материалы и предметы окружающего мира)………………6
- Рисование предметами окружающего пространства…………………………………. 6
- Рисование пластилином……………………………………………………………………6
- Рисование под музыку……………………………………………………………………...6
- Песочная терапия…………………………………………………………………………...6
- Сказкотерапия……………………………………………………………………………….7
Перспективный план………………………………………………………………………………….8
Используемая литература……………………………………………………………………………14
Пояснительная записка.
Основной целью деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении является - сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Для достижения поставленной цели одним из направлений работы было выбрано – воздействие на психоэмоциональную сферу посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением».
В 30-х годах в Великобритании художник Адриан Хилл был первым человеком, который использовал термин «арт-терапия». Он открыл терапевтический эффект рисунка и живописи во время восстановления в санатории от туберкулеза. Хилл считал, что ценность арт-терапии заключается в «совершенно захватывающей ум (а также пальцы) творческой энергии». Художник начал свою творческую работу с пациентами, которая описана в его книге «Искусство против болезни» (1945г). А в 1964 году Адриан Хилл создал Британскую Ассоциацию арт-терапевтов и стал ее первым президентом.
В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988).
На данный момент арт-терапия является независимым направлением, которое применяется в психотерапии, психодиагностике и психокоррекции. Созданы обучающие программы, издаются специальные журналы по методам и техникам арт-терапии, проводятся конференции и семинары. Она применяется в разных областях специалистами помогающих профессий: психологами, врачами, социальными работниками, педагогами и не только.
Арт-терапия располагает многообразием материалов и техник. На занятиях у каждого ребенка появляется возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания, так как в силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей. Арт-терапия позволяет каждому оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики.
Творчество – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Без творчества невозможно развитие ребенка. В процессе творчества ребенок выражает то, что его волнует, что является важным для него, иногда даже не осознавая этого. Взаимодействуя с миром, ребенок также отображает свои выводы и открытия в творчестве.
Для ребенка чаще важен процесс, а не конечный результат творческой деятельности. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о том, что получится у него в результате, он получает удовольствие от самого процесса. Вот почему занятия любым видом творчества так терапевтичны для детей.
Занятия проводятся с детьми старших и подготовительных групп 1 раз в неделю во второй половине дня. Наполняемость группы не более 6–8 человек, что создает оптимальные условия для индивидуальной работы и обеспечивает вариативность общения.
Цель занятий:
Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников средствами арт-терапии.
Задачи:
- Способствовать профилактике и коррекции нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников (тревожность, конфликтность, агрессивность, обидчивость, страхи, неуверенность).
- Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
- Снизить эмоциональное и мышечное напряжение.
- Способствовать расширению и обогащению эмоционального опыта.
- Формировать творческие и коммуникативные способности, развивать познавательные процессы.
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
- Способствовать расширению представлений у детей о самих себе, развитие интереса к самому себе.
- Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.
- Познакомить с новыми приёмами рисования и творчества.
- Продемонстрировать приемы саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Ожидаемые результаты.
- Дети владеют приёмами саморасслабления и снятия психомышечного напряжения;
- Дети способны к осознанию своих чувств, более внимательны к переживаниям и эмоциональному состоянию других людей;
- Сформированы определенные творческие, коммуникативные способности;
- Дети в большинстве случаев способны к саморегуляции собственных поведенческих, речевых, эмоциональных реакций;
Основные принципы занятий арт-терапией:
- Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
- Создание доверительной обстановки. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
- Поощрение и благодарность ребенку.
- Оказание направляющей помощи ребенку при анализе своих работ и действий.
- Совместная деятельность педагога и ребенка.
- Использование яркого, красивого, качественного материала, с которым идет работа на занятии. Ребенок чувствует к себе отношение через материал, с которым ему предлагают работать.
- Создание атмосферы необычности, таинственности происходящего.
- Способствовать возникновению состояния удовольствия от самого процесса рисования, тогда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Техники арт-терапии в работе с дошкольниками
В работе с детьми дошкольного возраста в рамках программы «Дружные пальчики» были определены следующие арт-терапевтические техники:
- Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.
В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
- Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.
- Монотипия
На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.
Известная всем «кляксография» — это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны, от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.
Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!
Полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.
Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.
- Рисование пальцами
Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми.
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
- Рисование различными материалами (сухие листья, сыпучие материалы и предметы окружающего мира)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
- Рисование предметами окружающего пространства
Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей.
Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
- Рисование пластилином
Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.
- Рисование под музыку
Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.
- Песочная терапия
Игры и занятия с песком позволяют развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию.
Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение.
Цель терапии – развить в ребёнке принятие собственного «я», научить доверять и любить себя.
Задачи терапии:
- воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
-воспитание ответственности за свои действия;
-тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
-снижение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий; развитие веры в себя.
Песочная терапия реализуется в следующих направлениях:
- создание фигур или изображений на плоскости;
- использование светового стола;
- использование песочницы для проигрывания различных сюжетов.
Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.
- Сказкотерапия
Цели и задачи использования сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимоотношений между участниками группы, помогает решить конфликтные ситуации, развивает эмпатию.
Сказки могут нести следующий посыл:
• Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
• Воспитательный (понятия о добре и зле);
• Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).
Перспективный план
Месяц | Тема | Основные задачи | Содержание деятельности | Место проведения занятия | Используемое оборудование |
ОКТЯБРЬ | «Давайте знакомиться!» | Познакомиться с детьми, установить доверительные отношения. Создание условий для снижения мышечного и эмоционального напряжения. | Вводная беседа, знакомство с правилами. Разучивание ритуала приветствия «Здравствуй!». Игра/упражнение «Расскажи о себе» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Листы бумаги, цветные и простые карандаши, фломастеры. Музыкальное сопровождение. |
«Я твой друг и ты мой друг!» | Способствовать развитию: - коммуникативных навыков, - формированию сплоченности - снижению мышечного и эмоционального напряжения. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Ватман, акварельные краски, кисточки, емкость для воды, музыкальное сопровождение. | |
«Фантазии Осени» | Способствовать - развитию координации движений, моторной ловкости; - снижению эмоциональной зажатости, негативизма; - развитию чувства успешности. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Готовые раскраски- контуры изображений. Клей ПВА, кисточки, сухие листья, подносы. Музыкальное сопровождение. | |
«Волшебный пластилин» | Способствовать: - стабилизации эмоционально-волевой сферы; - снижение гиперактивности. | Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Волшебный пластилин» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Пластилин разноцветный, Готовые раскраски. Доски для работы с пластилином. Музыкальное сопровождение. | |
НОЯБРЬ | «Кляксики» | Способствовать - снижению эмоционального напряжения, тревожности, зажатости; | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Краска гуашь различных цветов. Фартуки. Шерстяные нитки. Емкость для воды. Листы бумаги А-4. Музыкальное сопровождение. |
«Моё настроение» | Способствовать: - нейтрализации негативных личностных проявлений; - расширению эмоционального опыта. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Мяч, краска (гуашь) емкость для воды. Салфетки. Музыкальное сопровождение | |
«В гостях у песочной феи» | Способствовать: -стабилизации эмоционально-волевой сферы дошкольников; - снижению тревожности, коррекции страхов. - формированию коммуникативных навыков, сотрудничества. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Кукла «Песочная Фея». Ёмкость с песком, бросовый материал, мелкие игрушки, пульверизатор. Музыкальное сопровождение. Световые столы для песка. | |
«Разноцветные круги» | Способствовать: - развитию мелкой моторики, творческих способностей, воображения; - развитию произвольности поведения; - снижению внутреннего напряжения, релаксации. | Ритуал приветствия. Упражнение «Разноцветные круги» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Проектор, презентация «Знакомство с техникой Мандала». Подготовленные бланки Мандал, краска гуашь, акварель, карандаши цветные, мелки восковые. Кисти. Емкость для воды. Музыкальное сопровождение. | |
«Интересности повсюду» | Способствовать: - формированию инициативности, уверенности, повышению самооценки; - развитию воображения, мелкой моторики; - обогащению сенсорного опыта. | Ритуал приветствия. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Отпечатки» Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Листы бумаги Ф-4, Краска гуашь, мелкие игрушки, бросовый материал. Кисти, емкости для воды, фартуки. Музыкальное сопровождение. Салфетки. | |
ДЕКАБРЬ | «Снежинки» | Способствовать -развитию грубой и мелкой моторики рук; - развитию зрительно-моторной координации; -профилактики тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Упражнение «Снежинки» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Пластилин, шаблоны снежинок, фломастеры, пластмассовые крышки. Музыкальное сопровождение |
«Загадочная картина» | Способствовать: - развитию памяти, внимания, восприятия, - развитию творческих способностей, воображения. | Ритуал приветствия. Упражнение «Угадай кто позвал» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Цветные карандаши, цветные ручки, восковые мелки, готовые раскраски по номерам. Музыкальное сопровождение | |
«Новогодние игрушки» | Способствовать: - развитию грубой и мелкой моторики рук; - профилактики эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Пластилин, CD-диски, плоские бусины, камушки и др. Музыкальное сопровождение | |
ЯНВАРЬ | «Музыка Зимы» | Способствовать: - развитию мелкой моторики рук; - формированию умения понимать и классифицировать эмоциональные состояния; - профилактики эмоциональных проблем. | Ритуал приветствия. Самомассаж «Солнечный зайчик» | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Телевизор. Краска гуашь, листы бумаги, кисточки, емкость для воды. Музыкальное сопровождение. |
«Интересная история» | Способствовать: - формированию умения работать в коллективе, лучше понимать себя и других; - повышению уверенности в себе. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Ватман, вырезки из журналов. Клей, фломастеры. Мячи по количеству участников. Музыкальное сопровождение. | |
ФЕВРАЛЬ | «Давай расскажем сказку» | Способствовать: - развитию мелкой моторики; - формированию умения работать в коллективе; - развитию воображения; - профилактики тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Шерстяные нитки. Песочница, мелкие игрушки. Музыкальное сопровождение |
«Фантастическое существо» | Способствовать: - формированию адекватной СО и уверенности в себе; - способствовать осознанию своих чувств, переживаний. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Альбомные листы, краска гуашь, кисточки, емкость для воды, фартуки, шерстяные нити | |
«Зимняя сказка…» | Способствовать: - нейтрализации, профилактики негативных личностных проявлений; | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Манная крупа, альбомные листы голубого/синего цвета, глей ПВА. Карточки с изображением различных эмоций, Музыкальное сопровождение. | |
МАРТ | «Радужные сны» | Способствовать: - преодолению страхов, тревожных состояний; - умению сопереживать. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Сказка, Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки. Музыкальное сопровождение |
«Бал-маскарад» | Способствовать: - развитию грубой и мелкой моторики рук; - развитию зрительно-моторной координации; - профилактики тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. Презентация масок (бал-маскарад) | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Готовые шаблоны масок для лица с возможностью выбора, цветные карандаши, акварельные краски, материалы для украшения, клей, веревочки для масок. Музыкальное сопровождение. | |
«Волшебные пузырики» | Способствовать: - снижению тревожности, психоэмоционального напряжения, беспокойства и чувства вины; - развитию воображения, творческого мышления. | Ритуал приветствия. Итог занятия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Листы бумаги, трубочки для коктейля, емкости с мыльными пузырями различных цветов. Музыкальное сопровождение | |
«Круг дружбы» | Способствовать: - нейтрализации негативных личностных проявлений; - формированию умений сотрудничать, работать в команде. | Ритуал приветствия. Упражнение на релаксацию. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Большой лист с кругом, маленькие кружочки по количеству детей, пластилин, материалы для украшения, клей. Музыкальное сопровождение. | |
«Песочные картины» | Способствовать: - нейтрализации внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций; - снижению тревожности, беспокойства. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Подносы по количеству участников, песок/манка для рисования, трафареты (листья и др.), Музыкальное сопровождение. | |
АПРЕЛЬ | «Весеннее настроение» | Способствовать: - развитию грубой и мелкой моторики рук; - развитию зрительно-моторной координации; - профилактики тревожности и страхов. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Альбомные листы с контурами различных изображений. Клей ПВА, Цветные карандаши, фломастеры. Бросовый материал, различные крупы. Музыкальное сопровождение. |
«Моя любимая семья» | Способствовать: - отреагированию внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций; - снижению тревожности, беспокойства и чувства вины. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Клубок шерстяных ниток. Листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краска гуашь, кисточки, ёмкость для воды. | |
«Воображалки» | Способствовать - снижению эмоционального напряжения, тревожности, зажатости; | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Краска гуашь различных цветов. Емкость для воды. Пластиковые заготовки, разносы. Фартуки. Шарики Су-Джок. Листы бумаги А-4. Музыкальное сопровождение. | |
«Открытка в подарок» | Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений; расширению эмоционального опыта; развитию эмпатии. | Ритуал приветствия. | Кабинет педагога-психолога для групповых занятий | Заготовленные трафареты открыток. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки. Вырезки из журналов. Музыкальное сопровождение. |
Используемая литература:
1. Арт-тарапия - новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006
2. Алимова Ю.А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. – СПб.: Речь, 2012
3. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
4. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
5. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
6. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Спб.: Речь, 2014
8. Лабиринт души: терапевтические сказки / под ред. О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева. – М.: Академический Проспект, 2013
9. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2013
10. Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2013
11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2013
12. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...