Семинар-практикум № 1 для малой творческой группы
материал по психологии

Котова Дарья Андреевна

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:

  • Установить контакт между участниками;
  • Сплотить и раскрепостить участников;
  • Развить навыки общения в процессе взаимодействия;
  • Подчеркнуть важность интонаций  в процессе коммуникации;
  • Развитие умения невербального средства общения;
  • Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления;
  • Формировать навыки и умения управления творческим  процессом;
  • Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;
  • Создать условия для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_no_1.docx39.86 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8-391-32) 2-66-77.

Email: ds1@uo-minusinsk.ru

Семинар-практикум № 1

для малой творческой группы

Разработала: педагог-психолог

Котова Дарья Андреевна

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:

  • Установить контакт между участниками;
  • Сплотить и раскрепостить участников;
  • Развить навыки общения в процессе взаимодействия;
  • Подчеркнуть важность интонаций  в процессе коммуникации;
  • Развитие умения невербального средства общения;
  • Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления;
  • Формировать навыки и умения управления творческим  процессом;
  • Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;
  • Создать условия для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.

Ход семинара-практикума

«Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно,  что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и о коллегах что-то новое, и самое главное, выразить друг другу радость встречи».

Упражнение №1 «Давайте познакомимся»

При помощи листочков пишем свое имя, прилагательное на свою первую букву и придумываем символ  к этому прилагательному.

 

Упражнение №2 «Пожелай другому»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч:

«Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».

Педагог-психолог: Нашу встречу мне хотелось бы начать со следующего высказывания:

«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса» (Джим Рон)

Сегодня мы попробуем понять ценность общения, постараемся раскрыть содержание понятия «общение», познакомиться с его элементами и научиться преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, а также немного начнем развивать свои творческие способности.

Начнем мы с понятия «общение». А поможет нам раскрыть это понятие

упражнение «Расшифруй слово».

Упражнение №3 «Расшифруй слово»

Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву.

По окончании работы педагоги обсуждают результаты исследования и

объясняют свой выбор.

Например:

О- объединение, открытость;

Б- близость, безопасность;

Щ- щедрость;

Е- единение, единомыслие;

Н- необходимость;

И- искренность, истина…

Е- единомыслие;

Педагог-психолог: Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие совершаемое вместе, сообща.

Столько хороших, важных слов раскрывает нам понятие «общение». Так

почему же именно в общении возникают конфликты? Сегодня от части мы

постараемся ответить на этот вопрос.

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.

Наверно все сталкивались с тем, что, произнося одни и те же слова, в одной ситуации устанавливаются хорошие отношения с собеседником, а в другой – плохие, приводящие к конфликтам.

Следующее упражнение «Ромашка чувств» поможет нам понять, почему так происходит.

Упражнение №4 «Ромашка чувств».

Педагогам предлагается произнести словосочетание «давай дружить», как можно выразительнее, отразив его интонацией написанной на лепестках ромашки. Каждый участник по очереди выбирает понравившийся лепесток и

произносит нужное слово с выбранной им интонацией.

Итак, начнем: удивленно, скорбно, нежно, злобно, восторженно и др.

Педагог-психолог: Что такое интонация?

Интонация - манера произношения, отражающая чувства или состояние

говорящего.

Какой вывод нам помогло сделать это упражнение? (отвечают педагоги). Мы иногда не придаем должного значения словам и тону, в котором мы произносим эти слова, особенно сказанные в минуту раздражения, усталости....

Необходимо постоянно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку. Неслучайно об этом говорится

в народных пословицах: «Слово пуще стрелы разит»; «От одного слова - да

на век ссора»

Упражнение № 5 «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку?

Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из различных ситуаций.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. («Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»).

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера («Вон посмотри, какая там красивая груша»)

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны. («Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»)

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. («Такая, видно, у меня доля тяжкая»)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. («Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»)

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в

выигрыше.

Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается?

По-видимому, для успешного общения человек должен сам обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.

Упражнение №6 «Встреча на узком мостике».

Двое участников становятся на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. Прохождение 2-3х пар. Для каждой пары дается определенная установка поведения «на мосту»:

1 пара – договориться, как пройти мост;

2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;

3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.

Учащие наблюдают за поведением участников упражнения по следующей схеме:

  • Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
  • Было ли решения ситуации эффективным?
  • Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?

Обсуждение упражнения: Проходит поэтапно для каждой пары согласно алгоритму наблюдения решения ситуации.

Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?

Дополнительные вопросы к алгоритму анализа: Что происходило с участниками пары один? Как они разрешили данную ситуацию? Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (И так для каждой пары)

Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?

Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте. Предлагаю Вам рассмотреть стратегии поведения в конфликте при помощи графика, представленного на слайде.

Информационный блок – описание стилей поведения в конфликте. Работа с графиком.


https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56f502ec3085a/trieninghkonfliktsposobyrazrieshieniiakonflikta_1.png


Соревнование: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Такая тактика оправданна, когда решается действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность данной тактике может обеспечить тебе репутацию скандалиста и неприятного человека.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Ты можешь возразить: с какой стати я должен уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный. Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной. Стоит ли пытаться переубедить ее и конфликтовать? Зачем заставлять нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая музыку тогда, когда мамы нет дома.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. Так, ты договариваешься с родителями, что можешь приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому что потеряно доверие.

Избегание: для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта, если твой друг утверждает, что Стивен Сигал — актер всех времен и народов, а тебе он не так уж и нравится). Но постоянно использовать эту тактику избегания не стоит. Во-первых, это немалая нагрузка для психоэмоционального состояния: попытка загонять эмоции внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид, что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный срок.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого, понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу из его возражений.

Упражнение №7 «Нестандартный способ»

 Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Инструкция: «Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, которому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу "молоток". Кроме прямого назначения, молоток можно использовать в качестве пресс-папье для того, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги; можно использовать молоток в качестве ручки для тяжелой авоськи; можно, привязав к нему шпагат, применить его в качестве отвеса при строительных работах. Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать, многие предметы можно подарить. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого».

В ходе обсуждения проделанной работы можно задавать группе такие вопросы: «В чем заключались основные трудности, с которыми вы столкнулись при выполнении задания?"»,

«Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?»,

«Что вам помогало справляться с поставленной задачей?»

Упражнение №8 «Что общего?»

Ведущий предлагает участникам два слова, которые обозначают максимально отличные друг от друга предметы. Например: лампочка и ботинок или карандаш и яблоко.

Задача участников: найти между этими двумя объектами как можно больше сходных признаков. А это очень непросто. Побеждает тот участник, который придумает больше сходств.

Эта творческая игра в тренинге проводится также и в командах, в виде коллективного обсуждения. Предварительно разбивая группу на команды, следует помнить, что они не должны превышать 5 человек.

Упражнение №9  «Испорченный телефон»

Психолог просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении. Объясняет правила: 4 человека выходят за дверьи, одному (тот кто остался) тренер зачитывает текст. После чего сравнивает текст изначальный с тем, что расскажет последний участник.

Текст: «Заведующий детским садом №1 «Садко» Копылова Светлана Владимировна просила сообщить всем воспитателям детского сада, что планерка для педагогов посвященная обсуждению Нового года – переносится с четверга 6 декабря вс в 13.15ч на вторник 11 декабря в 15.00. Место проведения планерки изменилось с актового зала на спортивный зал детского сада».

Педагог-психолог: Большую роль в общении играют невербальные средства: мимика, жесты, поза.

Упражнение №10 «Контрабандисты»

Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего. 

Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право. 

Задача остальных участников  -"расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует. 

Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов". 

В конце проводится обсуждение: 

 - Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"?

 - Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям?

 - Какие внешние признаки проявляют ложь человека? 

 - По каким признакам можно определить искренность? 

 - Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?

Упражнение №11 Ритуал прощания «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.

Рефлексия

Заключение

Какие трудности возникли в ходе тренинга?

Педагог-психолог: «Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи»

Список литературы:

  1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
  2. Вагин И. Уроки психологической защиты. – СПб.: Питер, 2002.
  3. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В.Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  4. Исхакова М. Тимбилдинг. Раскрытие ресурсов организации и личности. - М.: Речь, 2010.

  1. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986.
  2. Прихожан А. Психологический справочник неудачника. М..: Просвещение, 1994.
  3. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.
  5. Сазонтьева Н.Б. Игра как метод и проблема современной психологии Новосибирск: Наука, 1987.
  6. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. - М.: Институт психологии РАН, 1992.
  7. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар практикум для родителей "Малая академия здоровья" на тему "Растим детей здоровыми , крепкими,жизнерадостными"

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Семинар – практикум для педагогов «Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Семинар – практикум для  педагогов«Малые фольклорные формы как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»...