Игры на развитие логического мышления у старших дошкольников
статья по психологии (старшая группа)

Максакова Марианна Федоровна

Статья для родителей, об особенностях логического мышления у дошкольников 5-7 лет с играми для его развития. Играем с детьми развиваясь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_detey_5-7_let.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для родителей на тему:

«Игры на развитие логического мышления у детей 5-7 лет»

Старшие дошкольники постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» – например, «попить» из воображаемой чашки.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. В структуру мышления входят операции, наличие которых у дошкольника подразумевает полноценное психическое развитие. Логические операции бывают:

Сравнение – установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. В результате сравнения может появиться классификация. Все логико-математические игры вида «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Сравнение требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.

Варианты игр: 

1. Что ты можешь рассказать об этом предмете? (Арбуз большой, круглый, зеленый). 2. Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая. 3. «Что это: белое, холодное, рассыпчатое?». Методически рекомендуется сначала учить старшего дошкольника сравнивать два объекта, затем группы объектов. Дошкольнику легче сначала найти признаки различия объектов, затем – признаки их сходства.

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Основание для классификации может быть задано, а может не указываться (этот вариант используется со старшими детьми, так как требует умения анализировать, сравнивать и обобщать). Педагог задает только количество групп, на которые следует разделить множество предметов. Классификацию с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: по наименованию предметов, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам. Классификацию и сравнение можно формировать с помощью логических блоков Дьенеша. Этот дидактический материал удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. Следует учитывать, что при классификационном разделении множества каждый объект должен входить в одно и только в одно подмножество.

Обобщение – это мысленное объединение предметов по их общим и существенным признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Для формирования у ребёнка операций анализа и синтеза следует использовать такие логико-математические игры:

 «Танграм», головоломка Пифагора, «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Въетнамская игра», «Пентамино» – в процессе игр с плоскостными мозаиками дети комбинируют разные детали, получают более сложные изображения. Также логические операции анализа и синтеза можно формировать путём использования в работе набора кубиков Никитина «Сложи узор». Конструирование из бумаги Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память. В старшей группе конструирование позволяет решать не только практические, но и интеллектуальные задачи.

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки. Сериации можно организовать по размеру: по длине, по высоте, по ширине – если предметы одного типа (палочки, ленты, камешки) и просто «по величине» (с указанием того, что считать «величиной») – если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету: по степени интенсивности окраски. Наиболее подходящее дидактическое пособие для формирования данной логической операции – цветные палочки Кюизенера. Они выполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Умозаключения – мыслительный прием, состоящий в выведении из нескольких суждений, одного суждения – вывода, заключения.

Задания для старших дошкольников

 Для развития у ребенка ассоциативных связей хорошо подойдут задания на построение логических цепочек:

 «Дополни ряды», «Составь ряд». Когда дошколята освоят ассоциативные ряды, можно предлагать сложные задания: загадай сам ряд, отгадай недостающие предметы, что неправильно в ряду, разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду. «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Угадай по кусочку», «Что общего у цветка и дерева?», «Как исправить ошибку?», «Чудо мешочек», «Следопыт», «Один-много», «Небывальщина», «Скажи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Развитие логического мышления у старших дошкольников на занятиях кружка "Веселая математика"

Проводимая мною работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление....

"Развитие логического мышления у старших дошкольников через развивающие игры"

Стандарт дошкольного образования дает педагогам ориентир конечной цели их деятельности в формировании таких интегративных качеств как, любознательность и активность, способность решать интеллекту...

Консультация для воспитателей «Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников»

1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: маши...

Консультация для воспитателей "Игры на развитие логического мышления для старших дошкольников"

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.Оскар Уайльд...

Игры на развитие логического мышления у старших дошкольников

Статья для родителей, об особенностях логического мышления у дошкольников 5-7 лет с играми для его развития. Играем с детьми развиваясь....