Психологический семинар-практикум "Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ".
методическая разработка по психологии

Леонова Джулия Сергеевна

Цель семинара-практикумаобучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_seminar-praktikum.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

  • Автор: Леонова Джулия Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ №23 «Золотой петушок, г. Железногорск Красноярского края

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ».

Цель – обучение педагогов различным техникам, направленных на снижение профессионального выгорания.

Задачи:

1. Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.

2. Анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.

3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.

4. Развитие толерантности и эмпатии друг к другу, сплочение коллектива.

Притча.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?

- "50 граммов!", "100 граммов!", "125 граммов!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

Мы часто приносим проблемы с работы домой, из дома на работу. Мы не можем избавиться от негативных мыслей. Они копятся и в последствии перерастают в стресс.

В психологии существует такое понятие как «эмоциональное выгорание».

 «Эмоциональное выгорание» - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Чаще всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники, психологи, журналисты и т.п. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессия педагога является очень сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами, администрацией. Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.

У большинства из нас бывают дни, когда мы перегружены работой или недооценены; мы вытаскиваем себя из постели, прикладывая огромные усилия, чтобы пойти на работу. Если вы все чаще чувствуете себя подобным образом, у вас наступает выгорание.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— снижение аппетита или переедание!

Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям, в нем можно выделить три основные стадии:

Первая стадия.

Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку "девичьей памятью" или "склерозом".

Вторая стадия.

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): "не хочется видеть" тех, с кем специалист общается по роду деятельности (дети, родители, "в четверг ощущение, что уже пятница", "неделя длится нескончаемо", нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; "мертвый сон, без сновидений", увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек "заводится", как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.

Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных.

Третья стадия.

Собственно, личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдается нарушение памяти и внимания, нарушения сна. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие депрессивных расстройств. Соматические симптомы.

Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.

О том, что делать при эмоциональном выгорании, и как его избежать, мы поговорим позже.

А теперь я предлагаю вам пройти интересный тест!

ТЕСТ о плохой погоде и нестиранных носках.

Вы перенеслись назад – во времена, когда всё стирали руками и вывешивали бельё сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?

Ø «О нет, это, вероятно, шутка. Это значит я должна ждать до завтра? Что же делать?».

Ø «Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится».

Ø «Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать».

Ø «Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет».

Результаты:

1. «О нет, это, вероятно, шутка. Это значит, я должна ждать до завтра? Что же делать?» - уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.

2. «Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится» - уровень стресса: 50. Вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранить позитивное видение, даже когда всё идёт не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и всё будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох.  Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.

3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать» - уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нём.

4. «Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет» - уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится всё больше. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему.

Итак, Вы уже знаете свой уровень стресса. Что делать, чтобы избежать эмоционального выгорания? 

Рекомендации:

  1. Соблюдать баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
  2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Чаще общайтесь с людьми, которые Вам приятны. Замечайте достижения в своей работе и чаще хвалите себя за них.
  3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ, чтобы "смыть" все события прошедшего дня, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. А также очень важен полноценный сон. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
  4. Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.
  5. Полезно действуют на организм регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут Вам нравиться (прогулки, бег, йога, бассейн, танцы, велосипед, работа на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и не дадут должного эффекта.
  6. Планируйте свой отдых (поездка на пикник, прогулка в лесу или встреча с подругами.
  7. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!
  8. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве за просмотром любимого фильма или прослушиванием спокойной музыки.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  • Игра-приветствие «Я сегодня вот такой».

Каждый по кругу приветствует своих коллег и произносит фразу: «Здравствуйте, меня зовут…! Я сегодня вот такая!», сопровождая её каким-либо действием и мимикой, отражающими настроение.

  • Упражнение «Поезд».

Участники изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме ведущего, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия.

  • Упражнение «Моечная машина».

Участники встают в 2 шеренги – каждого проходящего между ними – гладим, «моем», в конце «выжимаем» (обнимаем).

  • Упражнение «Рисунок на спине»

Участники делятся на пары. Один – рисует на спине напарника заданный ведущим рисунок. Второй участник, которому рисовали рисунок на спине, должен почувствовать и повторить его на листке бумаги. Потом участники меняются местами.

Вытягиваем жребий и делимся на 2 группы.

  • Задание в группах:

Нарисовать образ «Выгоревшего педагога» и «Успешного педагога». Обсуждение работ.

  • Релаксационное упражнение (сопровождается музыкой для релаксации).

Сегодня я вам предлагаю немного позаботиться о себе и сделать небольшую расслабляющее упражнение. Оно поможет восстановить силы, привести в порядок свои мысли, расслабиться, успокоиться. Для этого вам надо сесть поудобнее и закрыть глаза. Важно слушать мой голос и направить свое внимание туда, куда я скажу.

Сделайте глубокий вдох и выдох, глубокий вдох и выдох… Пришло время позаботиться о себе, побыть собой, подышать.

Наступило время, когда не нужно никому ничего доказывать, не нужно принимать никаких важных решений. Прошлое уже прошло, будущее еще не наступило. Его никто не знает. Вы в безопасном месте, вы отдыхаете, вы просто дышите.

Делаем глубокий вдох и выдох, дышите со своей скоростью, не торопите себя. В своей фантазии вы можете перенестись туда, где вам хорошо, где вы были счастливы. Постарайтесь отсоединиться от ваших мыслей.

Представьте, что ваши мысли - это лодочки и они плывут по реке. А вы на берегу и просто наблюдаете за ними. Не надо их обдумывать, анализировать, оценивать. Просто наблюдайте за ними и дайте им плыть туда, куда они хотят. А вы просто дышите…

Делаем глубокий вдох и выдох.

Теперь представьте, что к вашему лицу подплывает красивое белое облако. Белый свет касается вашего лица. Вы делаете вдох и приятный белый свет начинает проникать в вашу голову, как бы заполняя ее изнутри. Мышцы лица расслабляются, ум успокаивается, тяжелые мысли растворяются в этом белом свете. С белым светом приходит покой, здоровье. В голове появляется легкость.

Мы делаем глубокий вдох, и ваша голова полностью наполняется белым светом. Мы продолжаем дышать и белый свет наполняет наши плечи, плечи расслабляются и немного обвисают.

Мы делаем глубокий вдох и белый свет проникает в грудную клетку, обволакивает наше сердце, согревает его, наши легкие наполняются светом. С белым светом приходит покой. Сердце успокаивается, напряжение уходит.

Мы делаем вдох и наполняются светом наши кисти, локти, руки расслабляются…

Делаем вдох, и белый свет наполняет нашу брюшную полость, нормализует работу желудка, свет обволакивает печень, согревая ее. С белым светом приходит покой. Вы просто дышите, мышцы расслаблены.

Мы делаем вдох и свет наполняет наш таз, приносит нам гармонию и силы. Свет спускается в ноги. Тяжесть уходит, ноги наполняются силой и здоровьем.

С новым вздохом наполняются колени, ступни ног. Продолжайте дышать и побудьте в этом….

Можно пошевелить пальцами рук, ног. Открыть глаза, сделать вдох и выдох.

Притча.

Однажды осел упал в колодец и стал жалобно кричать, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей. Все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему, и принялся кричать еще жалобнее и громче! Людям было очень жалко осла, поэтому они хотели закопать его как можно скорее.

Однако, очень скоро ослик замолк. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот!

Возможно, и в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца. Желаю Вам преодолевать все преграды легко и весело!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов «Психологический настрой»

Тренинг для педагогов детского сада по профилактике эмоционального выгорания....

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохренения психологического здоровья.

Профессия воспитателя, педагога, работника дошкольного учреждения, в первую очередь, работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснен...

психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

2 ноября в городе Палех прошел  юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...

План работы психологической гостинной "Забота" по профилактике эмоционального выгорания педагогов

План работы психологической гостинной по профилактике эмоционального выгорания педагоговТема Время проведения Задачи Форма проведения1. «Сказка о бабочке сновидений» Октябрь Самодиагностик...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Психологический тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии ...

Психологический треннинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Психологический треннинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»...