Для чего родителям необходимо развивать свой эмоциональный интеллект?
консультация по психологии

Тулаева Ольга Юрьевна

Родителям, не менее чем их детям, важно заниматься развитием своего эмоционального интеллекта, ведь   самыми лучшими тренерами общения и поведения для ребенка являются его собственные родители. И, как бы банально это ни звучало, но развивать эмоциональный интеллект ребенка имеет смысл с одновременным развитием эмоционального интеллекта родителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0a94-0006118b-e7285847.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего родителям необходимо развивать свой эмоциональный интеллект?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос успешным, умным, общительным и счастливым. Это совершенно естественное желание любого взрослого, имеющего детей. Но, пытаясь осуществить эти желания, современные мамы и папы ищут ответы на вопросы, которые напрямую касаются самого ребенка. Например: «Я очень хочу, чтобы мой сын вырос успешным. Но он такой застенчивый, что не может толком за себя постоять. Что нужно делать, чтобы он начал вести себя более уверенно?». Или: «Мы с дочерью в последнее время очень часто ссоримся, потому что она не умеет держать под контролем свои эмоции и выливает весь гнев и раздражение на меня. Как научить ее контролировать себя?»

В поисках ответов на подобные вопросы родители нередко обращаются за помощью к психологам, психиатрам и другим специалистам, чтобы они помогли «исправить» неприемлемое поведение ребенка. С одной стороны – подобная инициатива заслуживает похвалы и уважения, но с другой – не всегда может принести родителю ожидаемые результаты. Почему же так происходит?

Ребенок регулярно посещает специалистов, но его стиль поведения особо не меняется. Причин может быть две: первая заключается в том, что, возможно, между ребенком и специалистом-психологом, который с ним работает, не сформировалось надежной эмоциональной связи и привязанности, в связи с чем психолог не является для ребенка авторитетом, к рекомендациям которого стоит прислушиваться. Вторая причина распространена в большей степени – для ребенка довольно часто родитель остается единственным, по-настоящему значимым взрослым, в отношении которого у него сформировалась привязанность. И если этот взрослый (или взрослые, в случае если у ребенка имеется привязанность к обоим родителям, либо бабушкам или дедушкам) регулярно не демонстрирует на собственном примере поведение, которого он требует от своего ребенка, то и ребенок, вероятнее всего, не сочтет нужным вести себя иначе.

Проще всего это проиллюстрировать на примере с курением. Как показывает статистика, дети, чьи родители курят, нередко приобретают такую же пагубную привычку, даже несмотря на то, что родители могли активно объяснять ребенку вредные последствия от курения на организм человека. Примерно похожую картину мы наблюдаем и в эмоциональных проблемах. Если родитель требует от своего ребенка-дошкольника, чтобы тот выражал свое недовольство чем-либо в более спокойной форме (не кричал, не выражал буйно гнев и т.д.), но сам может громко накричать, то и ребенок скорее последует не словесным наставлениям родителя, а примеру его поведения, которое он демонстрирует.

Именно по этим причинам родителя, не менее чем их детям, важно заниматься развитием своего эмоционального интеллекта, ведь самыми лучшими тренерами общения и поведения для ребенка являются его собственные родители.

И, как бы банально это ни звучало, но развивать эмоциональный интеллект ребенка имеет смысл с одновременным развитием эмоционального интеллекта родителя.

Когда родитель развивает свой эмоциональный интеллект, то он:

  • Учится говорить про свои эмоции, учится их озвучивать. Это положительно сказывается на том, что в семье формируется традиция беседовать о своих эмоциональных переживаниях. И тогда у ребенка, который знает, что в семье его эмоции воспринимаются безусловно, будет больше пространства и возможности обсуждать какие-то проблемы со своими родителями. Помимо этого - подобное общение сближает членов семьи друг с другом.
  • Родители понимают свои отношения с собственным ребенком. Ведь когда ребенок проговаривает свои эмоции и мотивы своих поступков, то для родителей становятся понятной причина того или иного его поведения, даже если оно изначально показалось совершенно неприемлемым. Получается, в данном случае, у родителей и у ребенка есть возможность обсудить и переосмыслить возникающие проблемы и затруднения.
  • Родители обучают ребенка справляться с сильными эмоциями, возникающими у него. Они могут подсказать ему способы пережить трудную эмоцию в какой-либо ситуации, ведь до этого они обсуждали подобное в спокойной обстановке.
  • Между родителями и ребенком может возникнуть более доверительная эмоциональная связь. Когда ребенок понимает, что все его эмоции принимаются и не воспринимаются как какие-то неправильные или нездоровые, то он точно знает, что никто не будет его отчитывать, ругать, а наоборот – поможет найти верное решение, способ справиться со сложившейся трудной ситуацией, если таковая возникла. Многие дети очень часто не делятся своими мыслями и переживаниями с родителями, потому что боятся, что за то, чем они поделились, их могут поругать или даже наказать.

Например, если ребенок жалуется маме на бабушку, которая слишком строга к нему, говорит, что рядом с ней он чувствует себя плохо и некомфортно, а мама ругает его за такие слова в отношении собственной, родной бабушки, то из-за такой реакции у ребенка может напрочь отпасть желание делиться чем-то с мамой в будущем.

  • И, конечно же, положительное влияние развитие эмоционального интеллекта у родителей оказывает на то, что он сам становится более успешным и эффективным в управлении своими эмоциями, в общении с окружающими людьми. Иными словами – взрослые сами становятся более уверенными в себе, спокойными, уравновешенными и, как следствие, счастливыми.

Эмоциональный интеллект внутри семьи

Родителям современных детей, прежде всего, необходимо развивать в себе навыки эмпатии, в рамках работы над своим эмоциональным интеллектом. Также крайне важно учиться управлять своими эмоциями в общении с детьми – сдержанно преподносить яркие отрицательные эмоции, такие как гнев, раздражение, злость и т.д. Это важно, в первую очередь, для того чтобы все члены семьи могли успешно и доброжелательно общаться друг с другом и поддерживать теплые взаимоотношения.

Важно понимать, что каждое взаимодействие с членами своей семьи позволяет улучшать эмоциональные навыки, что в долгосрочной перспективе окажет положительное влияние на стабильность семейных отношений.

Программа «эмоционального обучения» по Д. Готману

Готман Э. И. в своих исследованиях выделил 3 основных стратегии поведения, которые современные родители нередко применяют в отношении воспитания детей, но которые, к сожалению, не ведут к развитию их эмоционального интеллекта. Ведь под успешным воспитанием мы подразумеваем не только развитие интеллектуальных и социальных навыков, но также и развитие эмоциональной сферы ребенка. Рассмотрим эти, неэффективные стратегии поведения:

  1. Порицание

Подобная стратегия проявляется в том, что родитель неодобрительно реагирует на проявление чувств и эмоций у своего ребенка. Чаще всего это неодобрение направлено на проявление отрицательных эмоций, например, когда ребенок чувствует гнев, раздражается или грустит. Часто родители называют поведение, сопровождающееся подобными эмоциями, «детскими капризами» и могут требовать, чтобы ребенок немедленно перестал так себя вести. В некоторых случаях родитель может даже велеть ребенку перестать испытывать ту или иную эмоцию. Конечно же, этого сделать невозможно, но, тем не менее, родитель может говорить такие фразы как: «Ну как ты можешь грустить! Сейчас же праздник! Давай веселись!»

В более тяжелых случаях ребенка могут даже наказывать за то, что он проявляет те или иные чувства. Чаще всего такое бывает, когда ребенок может вспылить, громко кричать, потому что он чем-то расстроен, обеспокоен или возмущен. Иногда некоторыми родителями подобные эмоциональные вспышки, исходящие от ребенка, могут восприниматься как проявление неуважения к нему как к родителю, что и влечет за собой желание немедленно прекратить проявление данной эмоции.

  1. Игнорирование

Подобная стратегия воспитания, не ведущая к развитию эмоционального интеллекта, проявляется в том, что родитель никак не реагирует на эмоциональные проявления своего ребенка, либо же реагирует слабо. Например, он (или она) может толком не успокаивать плачущего малыша, не замечать его эмоций, даже когда тому плохо или эмоционально тяжело. Подобные стратегии очень тяжело сказываются на душевном состоянии ребенка и, конечно, не способствуют развитию его эмоционального интеллекта. Чаще всего, дети, воспитанные с применением подобной стратегии, чувствуют себя словно в эмоциональном вакууме, так как подобная эмоциональная депривация, исходящая от родителей, ведет к тому, что ребенок не может понять, что он чувствует, потому что его эмоции никто не валидирует. Он может считать, что чувствовать ту или иную эмоцию плохо, а если он все-таки ее испытывает, то это значит, что с ним что-то не так, а что с этим делать, он не знает.

У ребенка, растущего в подобных воспитательных условиях, формируется избегающий тип привязанности, который проявляется и во взрослом возрасте, из-за чего человеку бывает трудно построить близкие взаимоотношения, так как любое эмоционально-близкое общение построено на чувствах, в которых человек может совсем не уметь разбираться.

  1. Невмешательство

Данную стратегию часто могут путать со здоровым поведением родителей. Эмоции и чувства ребенка валидируются, признаются. Вполне вероятно, что родитель утешает ребенка в грустную минуту. Но проблема заключается в том, что при использовании этой стратегии, этим все и ограничивается. Ребенок оказывается без практической поддержки, потому что родитель не может или не знает, как ее оказать. Он ограничивается только признанием эмоций своего ребенка. В таком случае родитель не может занять авторитетную позицию для своего сына или дочери, он не является для них примером здорового взрослого поведения, а наоборот - демонстрирует беспомощность, которую впоследствии ребенок и перенимает.

Например, представим, что у ребенка, учащегося пятого класса, начались проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками - некоторые из них стали смеяться над ним, из-за чего ребенок чувствует себя в школе некомфортно. Он обращается за помощью к своим родителям, желая получить от них поддержку. Но при данной стратегии «невмешательства» родитель может посочувствовать ребенку, обнять его, сказать, что «все плохие, а он хороший» и успокоить его. Сами по себе подобные действия очень хороши, но если родитель останавливается только лишь на этом, то в итоге ребенок не будет знать, как ему вести себя в школе для того, чтобы справиться с возникающими перед ним трудностями.

Так происходит, потому что родитель не помог ребенку разобраться с этой ситуацией, не дал совета, как можно было бы поступить, не попытался посодействовать ему в решении данной проблемы. В итоге ребенок получает эмоциональную поддержку от родителя, но в школе все равно чувствует себя плохо и некомфортно, что негативно сказывается на формировании его мировоззрения и самооценки.

Рассмотрим теперь 5 шагов «эмоционального обучения», которые Готман и его коллеги выявили у «успешных» родителей. Эти родители:

  1. Осознают чувства детей;
  2. Понимают выражение чувств детей как повод сблизиться с ребенком и чему-то научить его;
  3. Выслушивают ребенка, сочувствуют ему и подтверждают детские чувства;
  4. Помогают ребенку назвать свои чувства;
  5. Ставят границы и одновременно развивают стратегии по решению проблем, вызывающих эмоции.

Успех и счастье определяются осознанием своих эмоций. И в общем, конечная цель воспитания не в том, чтобы вырастить послушного и сговорчивого ребенка, а сделать его счастливым и успешным.

Роль родителей в эмоциональном воспитании детей

Многие родителей хотят для своих детей лучшего: развить в них нравственность и ответственность, которые необходимы для жизни в обществе, развить способность, чтобы делать свой собственный выбор, понимать и определять свои возможности, любить жизнь, иметь друзей, заключать удачные браки и самим становится хорошими родителями.

Секрет воспитания заключается в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Осознание своих эмоций и способность управлять своими чувствами оказались наиболее важными показателями для счастья и успеха во всех сферах жизни личности. Это качество и называется эмоциональным интеллектом.

Роль родителей в эмоциональном воспитании – это некая цепочка последовательных действий, которая выступает как помощник в создании эмоционально-значимых связях. Когда родители сочувствуют и сопереживают своим детям, выступая как скорая помощь, в борьбе с негативными эмоциями, они создают взаимное доверие и привязанность.

Таким образом, дети начинают вести себя в соответствии с семейными ценностями и стандартами, потому что они начинают более глубоко чувствовать, что от них ожидают хорошее поведение.

Конечно же, это не предполагает исключение дисциплины в воспитании, так как между ребенком и родителем имеет место быть эмоциональная связь, то дети прислушиваются к словам родителей, их интересует их мнение и у них пропадает желание вызывать недовольство родителей. Следовательно, эмоциональное воспитание выступает, как помощник мотивировать детей и управлять ими.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни, общении, взаимодействии и успешности любой личности. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а в семье с раннего детства. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста можно использовать вышеописанные приемы, которые родители могут сами попробовать в работе с детьми в своей семье.

В заключение приведем еще несколько рекомендаций для родителей по развитию эмоционального интеллекта у себя и у своих детей:

  • Создавайте положительно окрашенный эмоциональный фон в семье. Это улучшит самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если ему самому плохо.
  • Проводите беседы с детьми по любым поводам: что происходило в детском саду, во дворе, при этом делая акценты, на то, как он себя чувствовал в конкретной ситуации, и что чувствует сейчас. Как можно было поступить по - другому, и чтобы он чувствовал, поступив иначе. Свобода рассуждений и возможность высказаться дают ощущения принятия себя другими.
  • Старайтесь сами вести себя спокойно и достойно. Помните, что вы — примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.
  • Попробуйте порадоваться за ребенка, когда он играет с другими детьми, похвалите его за это. Так как в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, развивает терпимость, учится реагировать на эмоции другого человека.
  • Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.
  • Читайте ребенку разные рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Это могут быть совершенно разные эмоции, положительные и отрицательные, которые могут глубоко и не очень затронуть сердце вашего чада. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости.

Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, названии эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт.

А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию. Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.

  • Поощряйте и позволяйте детям выражать свои эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их на уровень осознанного диалога. Успех в развитии эмоционального интеллекта у детей всегда будет в руках их родителей.

Литература:

  1. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д:

«Феникс», 2004. — 160 с.

  1. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. Москва, Педагогика, 1989 г.
  2. Шиманская Виктория Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими. — СПб.:

Питер, 2021. — 304 с.: ил. — (Серия «Осознанное родительство»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое сенсорика и для чего её необходимо развивать?

В данном материале рассказывается о том, что такое сенсорика и для чего её необходимо развивать....

Протокол родительского всеобуча на тему " для чего необходимо развивать познаватеные способности детей"

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку активность я...

Консультация для родителей "Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у малышей"

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь. Поэтому очень важно уже с раннего возраста развивать у ребенк...

Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук малыша.

Многие родители слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Однако не все знают для чего это необходимо....

"Для чего необходимо развивать мелкую моторику?"

Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необ...

Консультация для родителей"Для чего необходимо развивать мелкую моторику рук у малышей"

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. Взрослые по–разному относятся к этому явлению. Одних тревожит то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова.  Другие спокойны,  смотрят на то, ...

Как развивать свой эмоциональный интеллект?

Как развивать свой эмоционалный интеллект?...