Психологические игры и упражнения на развитие памяти детей
материал по психологии

Картотека игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические игры и упражнения на развитие памяти детей

 Задание «Слушаем и рисуем»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

 Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

 В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

 В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Задание «Послушай рассказ и нарисуй рисунок»

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

 В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков/

 Игра «Прогулка в картинках»

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

 Упражнение «Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая - разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календари, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Упражнение «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

 Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить.

 - увеличив количество игрушек;

 - ничего не убирая, только менять игрушки местами.

 Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь,

крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Упражнение «Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

 Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

 -убрать коробки на более длительное время;

 -спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

 -заменить игрушки.

Упражнение «Опиши игрушку!»

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

 Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Игра «Развиваем смысловую память»

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА. (Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)

Игра «Развиваем внимание и память»

 3     5     4     7     8

 Постарайтесь запомнить ряд чисел в порядке следования за 30 секунд.

 Закройте цифры и ответьте на вопросы:

 * Какое число находится справа от четверки?

 * Какая цифра расположена между тройкой и четверкой?

 * Какие числа составят в сумме семь?

 * Какое число получится при сложении первых трех чисел?

Задание  «Тренировка слуховой памяти»

 На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

* ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;

 * СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;

 * РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;

 * МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;

* ОКНО - КРЫША - ДОМ;

 * МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;

 * ДЕТИ - МАМА - ПАПА.

«Задание на развитие слуховой памяти»

 Пусть кто-нибудь прочитает вслух один раз следующие пары слов, которые вам предстоит запомнить:

 БУЛКА – МУКА

СЕСТРА - БРАТ

 СВИТЕР - НИТКА

 ПАПА - СЫН

ВАГОН - РЕЛЬСЫ

Запомнили? А теперь проверим: из каждой пары ваш партнер будет называть лишь первое слово, а второе произносите сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие памяти детей дошкольного имладшего школьного возраста.1. Упражнение «10 слов».Ребенку предлагается 10 слов для запоминания. Например: книга, луна, звон, мед, окно, лед, д...

Игры и упражнения для развития памяти у детей раннего и дошкольного возраста

Подборка игр на развитие памяти у детей разного возраста....

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста»...

"Игры и упражнения для развития памяти детей раннего возраста"

Дошкольный возраст-это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнаёт что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти....