Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения
консультация по психологии

Серебрякова Галина Геннадьевна

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка

Консультация для педагогов:

«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения»

Педагог-психолог

Серебрякова Г.Г.

Кузнецк, 2024

«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения»

Все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

Все мы знаем, что полноценное воспитание детей происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательной организации. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Мы часто сетуем на то, что родители безразличны  к  усилиям, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах, в школах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Для педагога важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, чтобы дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых трудно, а порой и невозможно найти выход, не избежав конфликта.

Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия)

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта.

Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр. Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны.

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка;

• плохо следят за ребенком;

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

Негативными последствиями конфликта являются большие эмоциональные затраты,  ухудшение здоровья,  снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения.

Деструктивные стороны конфликта:

• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

• Представление о победителях или побежденных как о врагах.

• Временные потери.

Конструктивные стороны конфликта:

• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие взаимоотношений.

 

Самое главное, уметь правильно разрешать конфликты.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.

Соперничество – конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.

 Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

«ПРИСПОСОБЛЕНИЕ»

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

«СОПЕРНИЧЕСТВО»

«Чтобы я победил, ты должен проиграть»

«ИЗБЕГАНИЕ»

«Мне всё равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю»

«КОМПРОМИСС»

«Чтобы  каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

«СОТРУДНИЧЕСТВО»

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть»

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Для того, чтобы расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент.

1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.

3. Лучший комплимент для родителей – похвала успехов их ребенка.

Любой конфликт можно разрешить, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

Основные  принципы эффективного общения, которые помогут воспитателю более эффективно взаимодействовать   с родителями:

• Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

•Принцип 2. Уметь говорить.
• Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
• Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
• Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
• Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

• Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

• Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

• Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

• Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

Техники регуляции эмоционального напряжения.

Снижают напряжение

Повышают напряжение

Подчеркивание общности с партнером

Подчеркивание различий между собой и

партнером

Подчеркивание значимости партнера

Принижение партнера, негативная оценка

личности партнера, приуменьшение его

вклада в общее дело и преувеличение

своего.

Вербализация эмоционального состояния:

1. своего

2. партнера

Игнорирование эмоционального состояния:

1. своего

2. партнера.

Проявление интереса к проблемам

партнера.

Демонстрация незаинтересованности

проблемами партнера.

Предоставление партнеру возможности

выговориться.

Перебивание партнера.

Предложение конкретного выхода из

сложившейся ситуации.

Поиск виноватых и обвинение партнера.

В случае вашей неправоты немедленное

признание ее.

Оттягивание момента признания своей

неправоты или отрицание ее.

Обращение к фактам.

Переход на «личности».

Спокойный уверенный темп речи.

Резкое убыстрение темпа речи.

Поддержание оптимальной дистанции,

угла поворота и наклона тела.

Нарушение личного пространства партнера

или пространственное дистанцирование от

него, избегание контакта глаз.

Формулы вербализации чувств.

Менее уважительные формулировки

вербализации чувств

Более уважительные формулировки

вербализации чувств

Вы не понимаете – я не понимаю

Вы удивлены – я удивлен

Вы в депрессии – я в депрессии

Вы огорчены – я огорчен

Вам неприятно – мне неприятно

Вам неуютно – мне неуютно

Вам противно – мне противно

Вы возмущены – я возмущен

Вы нервничаете – я нервничаю

Вас беспокоит – меня беспокоит

Вам обидно – мне обидно

Вас задевает – меня задевает

Вас бесит – меня бесит

У вас вызывает протест – у меня

вызывает протест

Вы злитесь – я злюсь

Вы сердитесь – я сердит

Вы боитесь – я боюсь

Вы опасаетесь – я опасаюсь

Действия по предотвращению конфликтных ситуаций.

Первое — информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.

Второе — показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают.

Третье — педагогам научиться доносить грамотно информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему. Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Используйте полученную информацию, рассматривая ее через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха.

Список используемой литературы:

  1. Родитель и учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку, М.М. Безруких. –  Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. 
  2. Теория и практика решения конфликтных ситуаций, М.М. Кашапов. –  Москва – Ярославль:  Ремдер,  2003.
  3. Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. А. Бочарова . Рекомендации педагогам // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2018. - № 5.
  4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. –М.: ИНФРА-М, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения» Семинар-практикум с элементами тренинга

Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

   Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения

Семинар с элементами тренинга по работе с педагогами ДОУ...

Семинар-практикум с элементами тренинга. «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения»

Профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важн...