Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения
консультация по психологии
Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24 города Кузнецка
Консультация для педагогов:
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения»
Педагог-психолог
Серебрякова Г.Г.
Кузнецк, 2024
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями и пути их разрешения»
Все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).
Все мы знаем, что полноценное воспитание детей происходит в условиях одновременного влияния семьи и образовательной организации. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Мы часто сетуем на то, что родители безразличны к усилиям, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах, в школах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно педагогу. Для педагога важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, чтобы дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых трудно, а порой и невозможно найти выход, не избежав конфликта.
Конфликт–столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов, серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия)
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4. Исход конфликта.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр. Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны.
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка;
• плохо следят за ребенком;
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Негативными последствиями конфликта являются большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, помогает прояснить отношения.
Деструктивные стороны конфликта:
• Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.
• Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
• Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
• Представление о победителях или побежденных как о врагах.
• Временные потери.
Конструктивные стороны конфликта:
• Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
• Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
• Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
• Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие взаимоотношений.
Самое главное, уметь правильно разрешать конфликты.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
Приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения сглаживание противоречий в ущерб своим интересам.
Соперничество – конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.
Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее.
Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.
Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
«ПРИСПОСОБЛЕНИЕ» «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» |
«СОПЕРНИЧЕСТВО» «Чтобы я победил, ты должен проиграть» |
«ИЗБЕГАНИЕ» «Мне всё равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю» |
«КОМПРОМИСС» «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» |
«СОТРУДНИЧЕСТВО» «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть» |
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Для того, чтобы расположить к себе собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов». Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент.
1. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии.
3. Лучший комплимент для родителей – похвала успехов их ребенка.
Любой конфликт можно разрешить, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.
Основные принципы эффективного общения, которые помогут воспитателю более эффективно взаимодействовать с родителями:
• Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.
•Принцип 2. Уметь говорить.
• Принцип 3. Уметь слушать и слышать.
• Принцип 4. Уметь спрашивать, задавать вопросы и отвечать на них.
• Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.
• Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.
• Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.
• Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».
• Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.
• Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.
Техники регуляции эмоционального напряжения.
Снижают напряжение | Повышают напряжение |
Подчеркивание общности с партнером | Подчеркивание различий между собой и партнером |
Подчеркивание значимости партнера | Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение его вклада в общее дело и преувеличение своего. |
Вербализация эмоционального состояния: 1. своего 2. партнера | Игнорирование эмоционального состояния: 1. своего 2. партнера. |
Проявление интереса к проблемам партнера. | Демонстрация незаинтересованности проблемами партнера. |
Предоставление партнеру возможности выговориться. | Перебивание партнера. |
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации. | Поиск виноватых и обвинение партнера. |
В случае вашей неправоты немедленное признание ее. | Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее. |
Обращение к фактам. | Переход на «личности». |
Спокойный уверенный темп речи. | Резкое убыстрение темпа речи. |
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела. | Нарушение личного пространства партнера или пространственное дистанцирование от него, избегание контакта глаз. |
Формулы вербализации чувств.
Менее уважительные формулировки вербализации чувств | Более уважительные формулировки вербализации чувств |
Вы не понимаете – я не понимаю | Вы удивлены – я удивлен |
Вы в депрессии – я в депрессии | Вы огорчены – я огорчен |
Вам неприятно – мне неприятно | Вам неуютно – мне неуютно |
Вам противно – мне противно | Вы возмущены – я возмущен |
Вы нервничаете – я нервничаю | Вас беспокоит – меня беспокоит |
Вам обидно – мне обидно | Вас задевает – меня задевает |
Вас бесит – меня бесит | У вас вызывает протест – у меня вызывает протест |
Вы злитесь – я злюсь | Вы сердитесь – я сердит |
Вы боитесь – я боюсь | Вы опасаетесь – я опасаюсь |
Действия по предотвращению конфликтных ситуаций.
Первое — информировать родителей еще до того, как их дети поступили в дошкольное учреждение, о том, что там будет происходить, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
Второе — показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают.
Третье — педагогам научиться доносить грамотно информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему. Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.
Используйте полученную информацию, рассматривая ее через призму конкретной ситуации и собственного характера, работайте над собой и достигайте успеха.
Список используемой литературы:
- Родитель и учитель. Как понять друг друга и помочь ребенку, М.М. Безруких. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.
- Теория и практика решения конфликтных ситуаций, М.М. Кашапов. – Москва – Ярославль: Ремдер, 2003.
- Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. А. Бочарова . Рекомендации педагогам // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2018. - № 5.
- Социальная психология: Учебное пособие для вузов/Сост.: Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. –М.: ИНФРА-М, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения» Семинар-практикум с элементами тренинга
Цель: расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителя...

Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения
Семинар с элементами тренинга по работе с педагогами ДОУ...

Семинар-практикум с элементами тренинга. «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы их разрешения»
Профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важн...