Эмоции в жизни ребенка
материал по психологии
О формировании эмоционального интелекта дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_v_zhizni_rebenka.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА»
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей. Развитый эмоциональный интеллект — один из важнейших навыков, необходимый ребенку для успешного взаимодействия с окружающими. Но не только. Необходимо научить ребенка выстраивать причинно-следственные связи между тем, что с ним произошло, и испытываемыми эмоциями, для того чтобы показать ему разные варианты стратегий, как справляться с чувствами.
Дошкольное детство - особый период в развитии ребенка, когда развиваются общие способности, необходимые каждому человеку в любом виде деятельности. В этот период дети менее чувствительные к чувствам других, они не всегда могут понять их, не могут выразить и осознать свое внутреннее состояние и свое настроение, и, часто, показывают его в резкой форме. Отсюда и возникают трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Кроме того, скудная эмоциональная сфера является причиной задержки развития интеллектуальной сферы. Дети меньше интересуются чем-то новым, в их играх отсутствует творчество, а некоторые совсем не желают играть. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, а что раздражает. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится разнообразнее и богаче.
До 3-х лет эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. Однако то, что дети способны к так называемому «хорошему поведению», еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для младшего дошкольника характерны резкие перепады настроения, ведь его эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес день, полный напряжения, он вполне может себя вести, как меньший по возрасту ребенок. И это является сигналом для взрослого, что в данный момент ему нужна помощь и поддержка. На настроение малыша 3-4 лет начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Он начинает оценивать поведение окружающих людей.
К 4-5 годам ребенок становится более выносливым физически. Это стимулирует развитие психологической выносливости. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
У детей старшего дошкольного возраста чувства господствуют над всеми их сторонами жизни. Ребенок 6 лет может быть сдержанным и скрыть страх, агрессию, слезы. Но только тогда, когда это очень нужно. Наиболее сильным и важным источником для беспокойства становятся отношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность «быть хорошим» для окружающих, определяет поведение ребенка. Эта потребность определяет появление сложных многоплановых чувств: ревности, сочувствия, зависти.
Процесс распознавания и передачи эмоций является сложным и требует от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание главным образом на выражение лица, не замечая пантомимику (жесты, осанка). Старшие дошкольники имеют еще недостаточные представления об эмоциональном состоянии человека и их проявлениях.
Эмоции не развиваются сами по себе. Меняются установки личности, ее отношение к миру, и вместе с ними формируются и изменяются эмоции. Воспитание через эмоциональные воздействия - очень тонкий процесс. Основной задачей его является не подавление и искоренение эмоций, а правильное управление ими.
ЭИ тесно связан с поведением. Почему так происходит? Подкорка головного мозга созревает раньше, чем кора. Все истерики и какое-то не совсем адекватное детское поведение обусловлены тем, что подкорка созрела, а кора еще нет. То есть на этой стадии развития до этапа анализа ситуации ребенок еще не дошел. Поэтому сначала взрослый его учит просто называть те чувства, которые он испытывает. «Ой, ты, наверное, злишься?», «Ты чувствуешь обиду?» и т. д.
Чуть позже можно предлагать ребенку на выбор две полярные эмоции: «Ты злишься сейчас или радуешься?» Ребенок должен выбрать, и при этом выборе будет видна работа мышления. Это мостик к следующему этапу — к функционированию коры головного мозга. Когда ребенок научится выбирать из полярных эмоций, можно предлагать ему на выбор приближенные эмоции: «Что ты сейчас чувствуешь больше — злость или обиду?» Осуществление такого выбора — это упражнение на развитие ЭИ. Если ребенок хорошо понимает и распознает свои эмоции и чувства окружающих, ему легче регулировать свое поведение. «Когда я понимаю, что со мной происходит, у меня есть варианты того, как мне поступить».
Что делать родителям?
Помощь взрослого — это базовая поддержка, которая важна для ребенка дошкольного возраста.
1. Нужно не только научить ребенка понимать то, что происходит с ним, но и развивать в нем эмпатию, чтобы он смог распознать, что чувствуют окружающие, например, его родители. Простые игры, такие как «Зачем ты мишку ударил, ему же больно!», — вариант развития эмпатии.
2. Очень важно, чтобы родитель сам показывал, рассказывал, что он чувствует и как он с этим справляется. Какие-то примеры поведения взрослого ребенок будет видеть и сам, но малышу тяжело догадаться о связи между событиями и проследить путь от самой эмоции до того, что родитель сделал. Необходимо, чтобы взрослый проговаривал то, что он испытывает и как справляется со своими чувствами.
3. Не делить эмоции на плохие и хорошие, следовательно, не запрещать ребенку злиться, обижаться, сердиться и т. д. Плохими и хорошими могут быть только поступки, а не чувства.
4. Проводить анализ эмоциональных поступков:
- Что было до того?
- Реакция ребенка (истерика, злость, радость и т. д.).
- Что сделали после проявления той или иной эмоции?
5. Показывать опосредованность и объяснять ребенку, почему он почувствовал ту или иную эмоцию, предлагать варианты: «Что я могу сделать?» Здесь очень важна роль взрослого, который должен помочь ребенку со всем справиться.
6. Все ситуации нужно с ребенком проигрывать, возможно, на фигурках или игрушках. Для того чтобы ребенок, например, в саду мог сказать своему возможному обидчику: «Со мной так нельзя!»
7. Читать книги и играть в игры на развитие ЭИ, например:
- Вика Смирнова «Я обижаюсь. Полезные сказки» (Питер, 2020).Эта книга о четырехлетней девочке Маше, которая очень любит рисовать. Но когда у нее не получается рисунок, ее брат Петя смеется над ней. Это обидно, и Маша чувствует, что вот-вот заплачет. А еще Маше бывает обидно, когда папа не дает ей вспомнить стихотворение самой или когда у нее не выходит повесить новогодний шарик на елку. История в книге покажет, что обижаться и расстраиваться — это абсолютно нормально. Важно, чтобы рядом оказался заботливый взрослый, с которым обижаться уже не так обидно. Книга предназначена для чтения взрослыми детям. Хорошо, если ребенок «проживет» книжную историю вместе с родителем, показывая, как Маша злится и что с этим делать.
- Юлия Гиппенрейтер «Эмоции и поступки. Интеллектуальные психологические игры для детей и взрослых» (АСТ, 2019).Этот комплект игр входит в серию развивающих занятий и игр для детей и взрослых «Мир общения». Замысел проекта: помочь взрослым проводить время с детьми так, чтобы было интересно, увлекательно и в то же время полезно — развивало ребенка психически, эмоционально и нравственно. В игре «Эмоции и поступки» акцент сделан на моральном значении действий и поведения детей. Ребенок должен научиться регулировать свои эмоции, обращать внимание на нужды других людей, их состояние и переживания. Это непросто и требует от родителей специального внимания и терпения. Стоит помнить: эмоциональное и моральное развитие идут вместе. Одно невозможно без другого!
Галина Монина, Елена Лютова-Робертс «Злой, веселый, грустный. Набор игровых карточек для развития внимания, памяти, навыков общения» (Речь, 2013). Игра помогает научить детей конструктивно общаться, понимать эмоции и чувства, как свои, так и окружающих, творчески подходить к решению проблем, не бояться ответственности, инициативы и самостоятельности. С помощью набора игровых карточек можно:
- сформировать у детей умения и навыки конструктивного общения;
- научить их управлять своими эмоциями и поведением;
- выработать привычку брать на себя ответственность в принятии решений;
- развить творческое мышление, инициативность и самостоятельность.
Игры, которые можно организовать с помощью карточек из набора, разработаны на основе технологии формирования инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников.
- Наталья Ремиш «Детям о важном. Про Диму и других. Как говорить на сложные темы» (Эксмо, 2017). В этой книге применяется так называемый метод социальных историй. Несмотря на кажущуюся легкость, жизнь ребенка полна конфликтных ситуаций. Он ежедневно задается непростыми вопросами. «Мы бедные», «Мальчик не ходит, он больной?», «Почему они со мной не дружат?», «Я не буду с ней играть, она не русская». Дети затрагивают «неудобные» темы, и родителям бывает непросто найти правильные слова. Эта книга — возможность провести время вместе с детьми и легкий способ обсудить с ними сложные вопросы. Автор поднимает пять важных тем: отношение к старости, людям с особенностями развития, представителям другой национальности, материальным ценностям и дружбе. Свое мнение в книге высказали также психологи и эксперты по детскому воспитанию. Стихи написаны простым и понятным ребенку языком, их сопровождают большие яркие иллюстрации.
- Виктория Шиманская «Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта» (МИФ, 2021). Эта книга в игровой форме познакомит ребенка с разными чувствами, поможет лучше узнать себя и проработать отрицательные эмоции. Главный герой книги — Малыш Элон — гиперчувствительный слоник, который не только видит эмоции, но и дружит с ними. Вместе с Элоном ребенок будет выполнять различные задания, после которых его ждет награда — наклейка с изображением главного героя (она приклеивается в нижний угол страницы).
Всего в книге четыре раздела:
- Знакомство с собой
- Знакомство с эмоциями
- Управление эмоциями и настроением
- Планирование и достижение целей
Авторские пояснения помогут понять, какой навык вы будете развивать следующими упражнениями, почему это важно и как пригодится ребенку в будущем. Вы также найдете подсказки о том, как помочь ребенку с выполнением задачи, если это будет нужно. Девиз книги: «Знаю — значит, могу изменить».
Уважаемые родители!
Вырастить психически здорового и эмоционально устойчивого ребенка Вам помогут следующие рекомендации:
- Окружите ребенка атмосферой психологического комфорта: откажитесь от недоразумений и конфликтов, категоричности, повышенных, необоснованных и непонятных требований к ребенку;
- Освободите ребенка от негативных переживаний. Научитесь управлять своими действиями и высказываниям;
- Увеличьте эмоциональное общение с ребенком: интересуйтесь его внутренним состоянием, переживаниями, желаниям;
- Проявляйте любовь к ребенку объятиями, поглаживанием, поцелуями, ласковым взглядом и теплым словом;
- Вселяйте веру ребенка в его силы, возможности;
- Одобряйте малейший успех ребенка, особенно неуверенного и застенчивого;
- Будьте рядом с ребенком в его трудностях и радостях;
- Свои замечания или пожелания высказывайте тактично;
- Будьте терпимы и доброжелательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значимость эмоций в жизни ребенка"
Методы развития эмоциональной сферы и творчества дошкольников на музыкальных занятиях....
Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"
Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...
Консультация для родителей «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации....
«РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогаютребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх,испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки,побуждает...
Роль эмоций в жизни ребенка
Семинар-практикум для родителей на тему: Роль эмоций в жизни ребёнка...
Роль эмоций в жизни ребенка
Консультация...
Эмоции в жизни ребенка
Эмоции - это наша реакция на происходящие вокруг нас события.Существует большое количество эмоций: радость, удивление, интерес, печаль, злость, страх, отвращение, презрение,...