Роль эмоций в жизни ребенка
методическая разработка
Семинар-практикум для родителей на тему: Роль эмоций в жизни ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsii_.docx | 433.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эмоций в жизни ребенка
«Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная
чистота матери и отца».
Сухомлинский В.А.
Форма проведения: семинар-практикум.
Характеристика контингента участников: Родители (законные представители) детей дошкольного возраста.
Цели: Знакомство родителей с формированием эмоций у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни ребенка развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.
- Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.
- Ознакомить родителей с ролью семейных отношений в развитии эмоциональной сферы ребенка.
- Ознакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций;
Продолжительность: 1 час.
Перечень необходимого оборудования, краткое содержание предварительной работы: Конспект мероприятия, презентация, листы, ручки, маски с эмоциями и карточки с вопросами к упражнению «Передай эмоцию», фотографии с эмоциями детей (проектор для показа фото), заготовки с перечислением эмоций к упражнению «Пирог счастья», раздаточный материал (Рекомендации для родителей)
Мини-лекция
Ведущий: «Сегодня мы поговорим о мире эмоций и чувств»
Вопросы к родителям: «Как вы думаете, какова роль эмоций в нашей жизни? И почему стоит об этом говорить сегодня?»
Ответы родителей (дискуссия)...
Вывод ведущего: «Эмоции существенным образом влияют на здоровье и жизнь человека. И от того, каким качеством обладают наши эмоции (позитивные они или негативные) зависит качество нашей жизни».
Эмоции - это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску
Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое? Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим. Есть и люди, которые могут хорошо общаться с другими, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание. Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели. Таким образом, эмоциональный интеллект определяется, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.
Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
- формируется эмоциональное предвосхищение;
- формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
- чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.
Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте.
Таблица 1
Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций)
по Л.Ю. Борохович
Возраст ребенка | Характеристика проявлений эмоций |
3–4 года | Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится. ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка. |
4–5 лет | Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства. ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой. |
6–7 лет | Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?). Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить. ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств. |
Задачи родителей в развитии эмоциональной сферы детей:
I — помочь ребенку осознать чувства, понимать свое эмоциональное состояние;
2 — учить справляться с ними.
Для этого родитель должен развивать словарный запас ребенка: обращать внимание на собственные чувства и называть их, наблюдать эмоциональную жизнь малыша и обозначать переживания, вводить в его лексикон слова, обозначающие оттенки чувства (зол, сердит, раздосадован, расстроен, огорчен и т.п.).
Упражнение «Передай эмоцию»
Цель: Прочувствовать на себе эмоции переживающие ребенком в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: Карточки с родительскими высказываниями («Убери свои игрушки», «Помой руки», «Выключай телевизор, ложись спать» и т.п.), Маски из листов бумаги формата А4, соответствующих трем выражениям лица в образе пиктограмм, которые отображают следующие чувства: 1) любовь - «улыбка», 2) безразличие (нет эмоции) - «рот в виде горизонтальной палочки», 3) не любовь злость - «улыбка вниз» (Приложение 1)
Инструкция: «Ваша задача сейчас разделиться на мини-группы. У вас на столах лежат три маски, изображающие разные эмоции, и варианты различных высказываний взрослых при общении с детьми. Каждая маска выражает следующие чувства: 1) любовь, 2) безразличие (эмоциональная холодность), 3) не любовь, а злость. Ваша задача - каждому побыть в роли родителя и в роли ребенка. Роль родителя: воспроизвести высказывание в соответствии с одетой маской. Роль ребенка: определить, что сейчас испытывает родитель по отношению к нему».
Обсуждение упражнения. Вопросы к родителям: «Что чувствует ребенок, когда вы разговариваете с ним, проецируя ту или иную маску? Как можно общаться с ребенком, чтобы он чувствовал вашу любовь? Какую эмоцию «одевать», когда ребенок вызывает раздражение или требует наказания за плохое поведение?»
Ожидаемый результат: Осознание родителями чувств детей в различных жизненных ситуациях.
Обучение распознаванию чувств и эмоций следует начинать с того, что:
- признать, что чувства не бывают плохими, они просто есть, и ребенок имеет право на проявление чувств (вербальное, телесное); однако нужно вводить определенные правила проявления эмоций, например: «Ты вправе сердиться на сестренку, но ударить ее я тебе не разрешаю»;
- обсуждать случаи, которые произошли с кем-то, просить определить чувства и предложить собственные варианты поступков; при этом избегать осуждения, цель такой беседы — познавательная;
- обсуждая с ребенком его чувства, не пытаться решить за него проблему; объяснение причины чувства должно помочь ребенку самому справиться с ним;
- предлагать ребенку различные способы, помогающие ему взять себя в руки, — вербальные, физические, зрительные, творческие и др. («Ты собираешься дальше злиться или хочешь успокоиться? Что ты можешь для этого сделать, давай подумаем вместе: может быть, обежать вокруг стола, написать открытку, почитать любимую книжку?»); часто все, что требуется ребенку — это понять охватившее его чувство.
При общении с детьми не рекомендуется употреблять следующие выражения: | При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения: |
Я тысячу раз говорил тебе, что… | Ты у меня самый умный, (красивый и т. д.). |
Сколько раз надо повторять… | Как хорошо, что у меня есть ты. |
О чем ты только думаешь… | Ты у меня молодец. |
Неужели тебе трудно запомнить, что… | Я тебя очень люблю. |
Ты становишься… | Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому. |
Ты такой же, как… | Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. |
Отстань, некогда мне… | Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился. |
Почему Аня (Вася, Настя и т. д.) такая, а ты нет… |
Упражнение «Узнай эмоцию»
Цель: определение связи эмоционального состояния с мимикой лица
Оборудование: Фотографии с разными эмоциями детей (Приложение2), проектор для показа фотографий.
Инструкция: Сейчас на экране будут появляться фотографии детей. Ваша задача посмотреть внимательно на фотографию и определить, какую эмоцию выражает ребенок, запечатленный на этой фотографии?
Обсуждение упражнения. Какая это эмоция? Как вы об этом узнали?
Ожидаемый результат: Активизировать умение родителей определять эмоции испытывающие ребенком.
Ведущий: Хочется сказать, что нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне.
Существует три варианта выражения чувств: подавление, агрессивное выражение, конструктивное выражение (трансформация).
Пример: «Пообещали помочь, подвели - невыполненные обещания», в результате чего возникает некое негативное чувство (например, гнев). Это чувство можно:
1) подавить,
2) агрессивно выразить,
3) трансформировать.
Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия.
Таблица Чувство.
Способы выражения чувств | Проявления | Последствия |
Подавление | - чувство не выражается никак; - говорю, что не испытываю обиды, гнев... - говорю дружелюбно (хотя испытываю обиду, гнев...). | «Можно лопнуть» - плохо самому. Сдерживание своих эмоций, их подавление не ведет к освобождению человека от этой эмоции: т. к. физиологические системы, обслуживающие эмоции, уже сработали (Артериальное давление, вегетативная нервная система, кожно-гальванические реакции и т. п.), но не до конца. Подавление эмоций ведет к заболеваниям и развитию комплексов, а также к неуверенности, заниженной самооценке, неуспешности в делах. |
Агрессивное выражение | - угрозы; -обвинения; - оскорбления; - ультиматумы; - «ярлыки»; - поспешные обобщения, обвинения («ты всегда...», «ты никогда...», «из-за тебя,..») - говорю о своем чувстве, но не обвиняю; | «Плохо мне - пусть всем станет плохо». Когда отрицательные эмоции овладевают человеком (гнев, раздражение), человек проявляет агрессию. Он способен кричать, ругаться, а иногда даже бить других, в результате чего нарушаются отношения, в конечном итоге это отражается на авторитете человека, что снижает возможности жизненных достижений. |
Конструктивное выражение (трансформация) | - предлагаю выход из ситуации, но даю свободу выбора; - говорю дружелюбно, не ущемляю личность другого человека. | «Чтобы всем сталохорошо». Вместо того, чтобы подвергать себя обидам или приступам раздражения (вместо того, чтобы кричать на окружающих или замыкаться в себе), нужно просто говорить им о своих чувствах. Осознав и выразив свое чувство, человек сможет испытать облегчение. Люди, умеющие выражать свои эмоции в общении конструктивным способом: более здоровы физически, более успешным в делах, менее закомплексованы, более способны радоваться жизни, пользуются большим уважением. |
Упражнение «Пирог счастья».
Цель: Актуализация положительных эмоций испытываемых человеком в повседневной жизни.
Оборудование: Листы, ручки, заготовки с перечислением эмоций (улыбка, доверие, нежность, радость, тепло души, уважение, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, благодарность, доброта, щебет птиц, любовь, уверенность)
Инструкция: Ваша задача разделиться на пары, тройки и написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов.
При необходимости зачитать пример: Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!
Обсуждение упражнения. Озвучивание своих рецептов.
Предполагаемый результат: Осознание необходимости положительных эмоций в жизни человека.
Ведущий: Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше. Здоровые эмоции - это психическое и психосоматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру»
Уважаемые родители! На последок хочется сказать:
ЕСЛИ ребенок живет в терпимости | ТО он учится принимать других людей |
ЕСЛИ ребенка подбадривают | ТО он верит в себя |
ЕСЛИ ребенок растет в честности | ТО он учится быть откровенным |
ЕСЛИ ребенка поддерживают | ТО он ценит себя |
ЕСЛИ ребенок живет в понимании и дружелюбии | ТО он находит любовь в этом мире |
Используемая литература
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М. ACT. «Астрель» - 2006 г.
2.Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. 1975 г.
3.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5-9 классы.
4.Рахмаштаева В.А. Психология взаимоотношений.- М.: «Просвещение», 1996 г.
5.Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. - СПб: «Речь», 2006 г.
6.Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура.
7.Щербатых Ю. Избавиться от страха. -М.: «Эксмо», 2006 г.
8.https://irinazaytseva.ru/o-detyax-v-citatax.html
9.http://nachalo4ka.ru/rekomendatsii-po-razvitiyu-polozhitelnyih-emotsiy-vashego-rebenka/
10.https://infourok.ru/iz-opita-raboti-sozdanie-usloviy-dlya-emocionalnogo-blagopoluchiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2012806.html
Приложение 1
Высказывание родителей
- «Убери свои игрушки»
- «Помой руки»
- «Выключай телевизор, ложись спать»
- «Разговаривай тише!»
- «Хватит уже спорить!»
- «Отстань от меня»
- «Иди играй сам»
- «Одевайся уже быстрее!»
- «Торопись, я опаздываю из-за тебя на работу»
- «Не будешь слушаться останешься без гулянки»
Приложение 2
Приложение 3
Раздаточный материал
«Рекомендации по развитию положительных эмоций»
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!
- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я - хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики - ощущения «со мной что-то не так», «я плохой».
- Душевная копилка ребенка работает день и ночь. ЕЕ ценность зависит от того, что мы туда бросаем
- Даже требования, которые вы предъявляете должны, должны быть наполнены любовью и надеждой.
- Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
- Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
- Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
- Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
- Не разговаривайте со своим ребенком равнодушным и безразличным лицом.
- Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
- Заводите в семье свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые
сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям:
- перед уходом в школу / детский сад получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
- придя из школы / детского сада, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
- в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
- посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;
- на ночь услышать доброе пожелание;
- в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
- вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
- посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, что очень давно хотелось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль эмоций в жизни ребенка"
Цель: Обсудить проблему значения в жизни ребенка эмоциональной сферы, положительных эмоций,показать родителям, насколько важна театральная деятельность для развития благоприятной эмоционально среды ре...
Консультация для родителей «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации....
«РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогаютребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх,испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки,побуждает...
Роль эмоций в жизни ребенка
Консультация...
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»...
Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"
Конспект родительского собрания "Роль эмоции в жизни ребенка"...
Эссе: "Роль эмоций в жизни ребенка"
Эмоциональная сфера является важной составляющей развития ребенка, так как это очень тонкий процесс, требующий от взрослого особого внимания....