ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
методическая разработка по психологии

Щербинина Евгения Валерьевна

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

 ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО      

     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ

  «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

Цель  тренинга: профилактика профессионального выгорания педагогов

Задачи:

  • формирование  у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Приветствие:

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века. Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего, забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с оздоровительными методами и приемами, которые позволят повысить жизненные силы, активизировать внутренние ресурсы личности

1.Упражнение «Комплимент»

Цель: упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Нужно  не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Обсуждение:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

2. Упражнение «Выбор»

- Представьте себе, что вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в пончике отсутствует один существенный ингредиент – внутри нет повидла. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2. Говорите себе: «Бывает». И съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы было повкуснее.

- Кто определился с ответами, прошу вас поднять соответствующую ответу цифру.

Интерпретация.

1. Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам часто прислушиваются Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства, потому что вы не позволите застать себя врасплох.

2. Если вы выбрали второй вариант, вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Иногда вы кажетесь нерешительным человеком, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

3. Если вы выбрали третий вариант ответа, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможно конфликтны, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивым и резким, требуете четкости и ответственности.

4. Если вы выбрали четвертый вариант – вы человек способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

3. Упражнение-разминка   Карандаши”.

      Суть упражнения состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

       После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Ваша задача, не отпуская карандашей, синхронно выполнять следующие задания.

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, вернуть в исходное положение .

3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).

4. Присесть, встать.

      При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

- Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?

 - Что помогло выполнить упражнение? Что помешало?

Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить. Молодцы!

4. Упражнение «День рождения»

Цель упражнения: положительный эмоциональный настрой, активизация внимания участников, снятие зажимов, раскрепощение, сплочение. Я буду рассказывать историю, а вы показывать движения. Главное не останавливаться и выполнять все движения по инструкции.

- На день рождения мама подарила дочке мяч (правой рукой воображаемый мяч подбрасываем вверх). Дедушка подарил расческу (левой рукой расчесываемся, не переставая играть в мяч). Папа подарил лыжи (не переставая выполнять предыдущие движения, имитируете движения ногами). Бабушка подарила куклу, которая хлопала глазами и кивала головой. И девочка стала говорить всем «Спасибо!».

5. Идеальный квадрат

Чем полезно это упражнение. Данная игра не просто проверяет умение формировать идеальные геометрические формы, это также отличное упражнение, развивающее умение слушать и навыки коммуникации. Так как никто не видит, что делает, участникам команды нужно постараться ясно выражать свои мысли, пока они пытаются сделать прямоугольник из верёвки. Зачастую бывает очень весело смотреть на то, какие получаются квадраты.

Правила игры. Разделите команду на группы от четырёх до шести человек и попросите каждую группу встать в круг. Попросите всех участников завязать или закрыть глаза и дайте одному человеку верёвку. Не глядя на то, что они делают, команды должны передавать кусок верёвки так, чтобы каждый человек держал её, и при этом сформировать идеальный квадрат. Когда команда уверена, что квадрат готов, можно положить верёвку на пол, снять с глаз повязки (или открыть глаза) и посмотреть, что получилось.


6. Командное одеяло

Всей команде разместиться на небольшом плоту (это может быть одеяло), после чего команде дается задание - перевернуть плот.

7. Строим башню

Чем полезно это упражнение. Это задание помогает улучшить навыки решения проблем и коммуникации в команде. Участникам нужно будет подготовить прототип, построить башню и представить её за короткое время, действуя в условиях определённого стресса. Чем лучше они работают вместе, тем выше вероятность успеха.

Правила игры. Разделите команду на группы по четыре или пять человек и выдайте им по 20 соломинок сухого спагетти, метру скотча, метру верёвки и одну зефирку. Каждая команда должна построить как можно более высокую башню, используя только эти материалы. Законченная башня должна удерживать зефир сверху.

8. Тест «Какой вы работник»

Тест «ЛОШАДЬ»

Какой вы работник

На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.

Ключ к тесту

В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.

Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.

Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.

Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.

Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.

Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.

Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.

Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.



Игра « Волшебная шкатулка»

- И в конце нашего тренинга я вам предлагаю достать из этого волшебной шкатулки пожелание, которое подскажет вам, что же вам нужно сделать в ближайшее время.

Хочу спросить у вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для работы? Оправдались ли ваши ожидания?.

- А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны.

Ведущий: «Спасибо всем за участие!»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Карточки к игре «Волшебная шкатулка»

В ближайшее время тебе особенно повезет! 

Жизнь готовит Вам приятный сюрприз! 

Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом! 

Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь! 

Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом! 

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!

А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!

Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!

Люби себя такой, какая ты есть – неповторимой!

Сегодня твой день, успехов тебе!

Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей

1

2

3

4

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Тренинг для педагогов "В гармонии с собой!"

Трениг посвящен созданию условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»

Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....

Тренинг для педагогов "Гармония с собой"

Рада приветствовать Вас! Жить в гармонии с собой и с миром основная задача педагогов!...

Тренинг для педагогов ДОУ "В гармонии с собой"

Тренинг для педагов ДОУ "В гармонии с обой" направлен на создание благоприятного психологического климата в коллективе, снижение психоэмоционального напряжения, положительного самовосприятия...

Психологический мини-тренинг для педагогов. «В гармонии с собой»

Мини-тренинг используется на педсовете для сплочения коллектива, снятие напряжения, речевых зажимов, негативных эмоций, включиться на дальнейшую  работу....

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»Цель  тренинга:  снятие психоэмоциональ...