Проект "Веселые ладошки"
проект по психологии (младшая группа)
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veselye_ladoshki.docx | 35.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»
Долгосрочный проект
«Весёлые ладошки»
во младшей группе
(воспитанники 2-3 года)
на 2021-2022 учебный год
Автор составитель:
педагог-психолог Овчинникова А.В.
Смоленск.2021
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна проекта
Обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Проект «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (2 - 3 года). Срок реализации проекта– 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации проекта – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия . В год проводится 36 занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Проект «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данный проект интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке проекта учитывала следующие принципы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В проекте используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.
Цель проекта - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
- Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Проект включает в себя следующие разделы:
-пальчиковая гимнастика
-лепка
-аппликация
-нетрадиционные техники рисования
-штриховка
-игры и действия с предметами.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Лепка» в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Нетрадиционные техники рисования» у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.
Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Условия реализации проекта:
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.
Перечень используемого рабочего материала:
- Пластилин.
- Доски для лепки.
- Цветной картон.
- Цветная бумага.
- Клей.
- Краски – гуашь.
- Альбомы для рисования.
- Пуговицы.
- Карандаши цветные.
- Ножницы.
- Крупы.
- Текстильный материал.
- Ватные палочки, диски.
Перспективный план работы кружка
«Весёлые ладошки»
месяц | неделя | Занятие | Техника | продолжительность |
сентябрь | 1 | Диагностика. | 10-15 мин | |
2 | «Умные пальчики» Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мышц пальцев и кистей рук. | Пальчиковые игры, лепка из солёного теста | 10-15 мин | |
3 | «Дары осени» Цель: закрепить знания детей о фруктах; провести сенсорное обследование плодов; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; различать предмет по его форме; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности. | Аппликация | 10-15 мин | |
4 | «Мухомор» Цель: Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и формировать мелкую моториу рук. Воспитывать аккуратность в работе. | Рисование пальчиками, обрывная аппликация | 10-15 мин | |
октябрь | 1 | «Картошка в мешке» Цель: Научить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущения. (Колдина, Лепка, стр. 7) | Налеп из пластилина | 10-15 мин |
2 | «Грибы прячутся в траве» Цель: Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. (Колдина, Рисование, стр. 8) | Штриховка | 10-15 мин | |
3 | «Флажок» Цель: формировать навыки распологать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета. Развивать аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму. Воспитывать умение радоваться общему результату. | Аппликация | 10-15 мин | |
4 | «Осенний дождик» Цель: Совершенствовать технику рисования короткими штрихами; закреплять умение правильно держать карандаш. (Кодина, Рисование, стр.9) | Штриховка | 10-15 мин | |
ноябрь | 1 | «Сильный дождь» Цель: Научить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; упражнять в раскатывании кусочков салфетки между ладонями круговыми движениями рук; учить располагать шарики в нужном месте. Развивать мелкую моторику рук. | Аппликация из салфеток | 10-15 мин |
2 | «Подсолнух» Цель: Укрепление мелкой моторики рук через лепку. | Лепка | 10-15 мин | |
3 | «Шапка Деда Мороза» Цель: формировать правильное умение держать карандашь, развивать мелкую маторику, доводить начатое дело до конца. | Рисование, игры, пальчиковая гимнастика | 10-15 мин | |
4 | «Валеночек Дедушки Мороза» Цель: развитие мелкой маторики рук, продолжать знакомить детей с образом Деда Мороза (во что одет). Расширять знания названий одежды. | Аппликация | 10-15 мин | |
декабрь | 1 | «Подарок для мам» Цель: Укрепление мелкой моторики рук через наклеивания лепестков. | Аппликация | 10-15 мин |
2 | «Варежки» Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр. 11) | Лепка | 10-15 мин | |
3 | «Ёлочный шарик» Цель: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр. 13) | Лепка | 10-15 мин | |
4 | «Укрась елку» Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. Колдина, Рисование, стр. 14) | Оттиск | 10-15 мин | |
январь | 1 | «Хвойный лес» Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, 13) | Штриховка | 10-15 мин |
2 | «Зайка в белой шубке» Цель: Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти. Учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали. | Аппликация | 10-15 мин | |
3 | «Снеговик» Цель: Укрепление мелкой моторики рук через рисование. | Рисование | 10-15 мин | |
4 | «Украсим шапочку» Цель: Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Вызвать интерес, развивать аккуратность и чувство ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный цвет. | Аппликация | 10-15 мин | |
февраль | 1 | «Угостим животных» Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме. | Пальчиковые игры | 10-15 мин |
2 | «Коврик для зайчат» Цель: Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. (Колдина, Рисование, стр. 11) | Рисование | 10-15 мин | |
3 | «В гости к лисичке» Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. | Пальчиковые игры | 10-15 мин | |
4 | «В гостях у бабушки» Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми. | Лепка из солёного теста | 10-15 мин | |
март | 1 | «Букет цветов» Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы. | Аппликация | 10-15 мин |
2 | «Бусы из макарон» Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. (Колдина, Рисование, тр. 19) | Рисование поролоновым тампоном | 10-15 мин | |
3 | «Черепаха» Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.18) | Лепка | 10-15 мин | |
4 | «Угостим мышку сыром» Цель: Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. (Колдина, Рисование, стр. 12) | Штриховка | 10 – 15 мин. | |
апрель | 1 | «Неваляшка» Цель: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа; Закрепить умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой; Развивать ориентировку на листе бумаги | Аппликация | 10 – 15 мин. |
2 | «Пасхальное яйцо» Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность и украшать изделие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.25) | Лепка | 10 – 15 мин. | |
3 | «Козлёнок» Цель: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, стр. 15) | Рисование пальчиками | 10 – 15 мин. | |
4 | «Путешествие в зоопарк» Цель: Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук. | Пальчиковые игры, рисование пальчиками | 10 – 15 мин. | |
май | 1 | «Золотая бабочка» Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие. | Лепка | 10 – 15 мин. |
2 | «Рыбки плавают в ручейке» Цель: Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем. | Аппликация | 10 – 15 мин. | |
3 | «Секрет в ладошке» Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей. | Пальчиковые игры | 10 – 15 мин. | |
4 | Диагностика Итоговая выставка работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....