Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста"
консультация по психологии
Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму
Наблюдая дошкольников 5-6 лет, в «период активного рисования», мы отмечаем, что многие дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены, с трудом ориентируются в пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри, «выходят» за контуры фигуры, имеют слабый нажим.
По результатам предварительной диагностики, дошкольники к началу поступления в школу обнаруживают зажатость, слабость кисти руки, несогласованность действий руки и глаза, недостаточно сформированный графический навык, что в период освоения грамоты приводит к трудностям в написании букв.
Школьное обучение предполагает активное использование не только устной речи, но и письменной. Следовательно педагоги и родители должны представлять, что такое процесс письма, какие психофизиологические факторы лежат в его основе и какими навыками должен владеть ребёнок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко – координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определённой функциональной зрелости коры головного мозга.
Следовательно, подготовить ребёнка к письму - является одной из задач дошкольного учреждения. Задача воспитателя – своевременно разъяснить родителям важность именно подготовки детей к письму, а не к его непосредственному обучению, что приводит к формированию неправильной техники письма.
Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого опыта, развития психических и сенсорных процессов, что впоследствие должно оказать положительное влияние на процесс обучения в школе.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебной деятельности, тревожного состояния в школе.
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили зависимость развития руки детей от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Ручная моторика является эффективным средством для развития интеллекта и психики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребёнка. Движение пальцев руки оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения навыком письма. Мелкая моторика очень важна, поскольку посредством неё и вместе с ней развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В современном обществе, неотъемлемой частью которого является компьютер, просходит повседневная замена игровых упражнений и « ручных» движений на облегчённое нажатие клавиш, что не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук.
Большинство родителей уделяют недостаточное внимание развитию детского «ручного» творчества - лепке, аппликации, рисованию; недооценивают возможности детского труда при выполнении домашних обязанностей ,отказываются от посильной помощи ребёнка в быту; что не лучшим образом сказывается на его двигательном опыте, а часто и эмоциональном состоянии.
Исходя из этого, считаю важной составляющей дошкольного образования работу по развитию мелкой моторики, как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму, и в дальнейшем успешное обучение в школе.
Работа по развитию мелкой моторики и подготовке руки дошкольника к письму начинается задолго до поступления в школу и включает следующие направления:
- Развитие «ручных навыков» (создание поделок с помощью различных материалов: пластилин, глина, цветная бумага и др., ручной труд, конструирование, шнуровка, собирание бус, игры с предметами, отработка навыков самообслуживания)
- Развитие зрительно - пространственной ориентации (упражнения на определение местоположения предмета, игры со счётными палочками, рисование узоров, рисование по точкам, штриховка, знакомство с разлиновкой тетрадей)
- Развитие изобразительных и графических навыков (использование различных приёмов рисования, декоративное рисование, раскрашивание, штриховка, графические диктанты)
- Развитие ритмических и темповых движений (пальчиковые игры, выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов, игра на музыкальных инструментах, танцевальные упражнения)
- Развитие физических качеств (игры и упражнения с мячом, отжимание, подтягивание, гимнастика для рук, подвижные игры с использованием движений рук, упражнения с кистевым эспандером)
Работа по развитию мелкой моторики представляет собой единую систему игровых развивающих упражнений и строится с учётом ряда принципов:
- систематичности;
- последовательности (от простого к сложному);
- индивидуальности (с учётом индивидуального личностного и познавательного развития каждого ребёнка);
- интеграции (взаимосвязи образовательных областей);
- положительной мотивации.
Каждый возрастной период имеет свои особенности физического и психического развития и требует индивидуального плана развития и обучения.
Дети в возрасте 4-5 лет (средняя группа) испытывают потребность в общении со взрослыми и сверстниками, стремятся к самостоятельной деятельности. В этом возрасте у детей появляется особая познавательная активность, поэтому и назвали этот возраст возрастом «почемучек». Дошкольники уже способны осознавать и ставить цели, преодолевать некоторые препятствия на пути её достижения. Совершенствуется координация движений и зрительно - пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. К 4 годам, как правило, ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Это благоприятный период для развития изобразительной деятельности, в процессе которой ребёнок учится наблюдать, сравнивать, фантазировать.
Развитие изобразительных навыков осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности в различных режимных моментах (рисование на асфальте, на песке, на снегу, с использованием пальчиков и ладошек).
Вырезание ножницами упражняет ребёнка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки, что помогает формированию правильного распределения мышечной нагрузки. Поддержать интерес к этому виду деятельности помогают игровые ситуации: «Вырежи что-то интересное», «Вырежи фигуру больше, меньше данной», «Придумай узор». Используются различные виды материалов – бумага, открытки, журналы, ткань.
Широко используется работа с пластилином. Дети лепят по представлению, по впечатлению от литературных произведений, придумывают необычных сказочных героев.
Систематической тренировкой для пальцев рук является овладение навыками самообслуживания (застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, липучек, завязывание шнурков, бантиков, одевание колготок, носков).
Развитию ручной умелости способствует выполнение практических дел (сервировка стола, уборка комнаты, стирка кукольной одежды, купание кукол , мытьё машин и другого оборудования и т.д.).
Неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения», которые очень эмоциональны и увлекательны. Одновременно эти игры способствуют развитию речевого аппарата дошкольников, снимают эмоциональное напряжение. Особенно детям нравятся пальчиковые игры с использованием атрибутов (пальчиковый театр, теневой театр).
Развитию зрительно - пространственной ориентации помогают различные виды штриховок, в процессе работы с которыми формируется пространственно - образное мышление, творческое воображение, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
В средней группе целесообразно использование следующих упражнений:
- Дорисовка ( превращение геометрических фигур дорисованными деталями в определённые предметы);
- Штриховка (прямыми линиями, волнистыми линиями, круговая, с различным направлением штриха, разнообразными фигурами);
- Игры со счётными палочками ( выкладывание фигур, предметов, составление композиций);
- Рисование орнаметров;
- Рисование по клеткам;
- Рисование по точкам;
- Игры с пуговицами;
- Занятия с крупой и зернобобовыми;
- Определение предметов на ощупь;
- Игры с водой и песком;
- Собирание разрезных картинок;
- Обрывание бумаги;
- Составление бус;
- Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;
- Катание массажных мячей;
- Шнуровка ;
- Конструирование;
- Игры с ладонями.
В старшей и подготовительной группах работа по развитию мелкой моторики является частью комплексной работы по подготовке ребёнка к обучению в школе. В этот период необходимо формировать у детей мотивацию будущего обучения в школе, развивать необходимые умения и навыки.
Усложняются упражнения по развитию мелкой моторики , расширяются виды детской деятельности.
У старших дошкольников возрастает возможность точных согласованных движений, поэтому детям становятся доступными такие виды творческой деятельности, как техника оригами, вышивание, плетение.
Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма, которая включает:
- Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.
Упражнения :
- « На что похожа буква»;
- Конструирование буквы из пальцев рук;
- Поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте;
- Выкладывание букв из элементов;
- Рисование буквы в воздухе;
- Воспроизведение контура буквы (по точкам, из ниток, из палочек, из подручных материалов);
- Вырезание буквы.
2. Развитие чувства ритма.
Упражнения :
- Стихотворная ритмика;
- Движения под музыку;
- «Продолжи узор»;
- «Придумай узор»;
- Штриховка;
- « Проведи дорожку»;
- «Нарисуй фигуру по стрелкам».
3. Аналитико – синтетическая деятельность (умение проводить анализ и синтез графического образа букв).
Упражнения:
- Определение количества элементов в букве;
- Характеристика элементов буквы;
- Определение пространственного расположения элементов в букве;
- Нахождение сходства и различия в образе букв;
- Собирание буквы из элементов;
- Воспризведение недостающих элементов буквы;
4. Формирование графических умений.
Упражнения :
- Обводка по шаблону или трафарету;
- Обводка по контуру, по точкам;
- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
- Рисование орнаметров;
- Письмо элементов букв;
- «Клубочки», «Дорожки», «Волны»;
- « Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формируется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Семейные традиции.
«Волшебный цветок
Феи Доброты».
Конспект
занимательной деятельности
(старшая группа)
Воспитатель:
Коломыцева
Татьяна Николаевна
2024 год
Возрастная группа: старшая группа
Тема НОД: «Волшебный цветок Феи Доброты»
Ведущая образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» (Формирование представлений о семейных традициях ).
Цель: создание условий для воспитания чувства глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям.
- Задачи:
Образовательная: Формировать умения детей на примере мамы и бабушки общаться с другими взрослыми членами семьи и детьми. Закреплять умение выражению внимания и сочувствия к заботе мамы и бабушки обо всех членах семьи и их труду. - Развивающая: развивать эмпатию (вчувствование во внутренний мир другого человека), чуткость, отзывчивость, внимание, диалогическую речь.
- Воспитательная: Воспитывать чувства глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям маме и бабушке, желание радовать хорошими, добрыми делами и поступками.
- Словарная работа: закреплять понятия «доброта», « добрый», «милосердный».
- Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества.
Оборудование: иллюстрации с изображением добрых поступков сказочных героев, волшебный цветок, ваза, корзинка, букетики цветов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о взаимоотношениях взрослых и детей.
2. Беседы, чтение сказок, стихов, игры.
3. Просмотр любимых мультфильмов.
4. Участие детей в фотовыставке «Та, что зовется мамой моей».
Ход НОД
Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть В. – Ребята, по дороге в детский сад я нашла цветок. Бутон цветка был закрыт. Когда я его подняла, то услышала тоненький голосочек, оглянулась вокруг – никого. Стала прислушиваться. Оказывается это цветок что – то хотел сказать. А рассказал он вот что. То был волшебный цветок, который вырастила Фея Доброты, чтобы подарить всем мамам в День матери. Его украл злой волшебник, чтобы люди стали злыми, сердитыми и упрямыми. Но когда он нес его , то цветок случайно выпал и остался лежать на дороге в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых и заботливых детей, которые умеют жалеть, ни кого не обижают, всем помогают, приходят на помощь, тогда когда кому – нибудь плохо и не бросают ни кого в беде. - Правильно ли я поступила, что принесла цветок к нам в группу? Предлагаю помочь цветку распуститься от наших добрых дел. | Дети сидят на стульчиках. -Правильно. |
Основная часть Беседа о маме и бабушке. В. – Ребята, ответьте на мой вопрос: Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит. Кто заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? В России День матери вошел в наши дома недавно. Это праздник вечности. Из поколенья в поколенье для каждого человека мама – самый главный человек в жизни. Только мама несет в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. По традиции мы поздравляем тех кого называем мамами. - Кто такая мама? Кого можно назвать мамой? В. – Подойдите, пожалуйста, к столам, на которых лежат счетные палочки и выложите слово «Мама». В.- Вспомните, когда за вами приходит мама, от ее улыбки вам становится хорошо, радостно, светло, весело. Недаром маму называют «солнышком», потому что от ее улыбки всем тепло как от солнышка. - Ребята, покажите, как улыбаетесь своим мамам - Какие ласковые слова вы говорите им? - Посмотрите на наш цветок, один лепесток уже ожил и открылся. Дети, кто еще вас очень любит, балует, печет вкусные пирожки? В. Как зовут вашу бабушку? Чья она мама? Как звать другую бабушку? Чья она мама? Сколько лет одной и другой бабушке? Работают ли бабушки? Кем работают или работали? Вы заботитесь о них? Как? Решение проблемной ситуации. В. Представьте себе: вы дома с бабушкой, она заболела. Что вы будете делать? - Вы можете дать не то лекарство, вы не ее врач. - Вы не пользуетесь телефоном или его у вас нет. -Как вы себя будете вести , если бабушка заболела? Этюд «Бабушка заболела» В. – Представьте, что у бабушки за дверью в комнате тишина. Вы осторожно подходите к двери. Прислушиваетесь. Открываете дверь. Подходите к кровати бабушки. Садитесь рядом на стул. Внимательно смотрите на нее .Гладите бабушкину руку. Инсценировка стихотворения «Бабушка заболела». В. – Молодцы, ребята, позаботились о бабушке. - Посмотрите, на нашем цветке открылся еще один лепесток. - Ребята, Фея Доброты осталась без волшебного цветка. Злому волшебнику помогала Баба Яга, которая держит Доброту в заколдованном лесу. Предлагаю освободить ее. Для этого мы отправимся в путешествие по сказкам и увидим, к чему привели добрые поступки сказочных героев. Рассматривание обсуждение иллюстраций: «Добрые поступки героев сказок и их последствия» В.- Обратите внимание на волшебный цветок. Как только мы выполнили задание, исчез заколдованный лес и Фея Доброты стала свободной, раскрылся третий лепесток. В. Ребята, мы очень любим наших мам и бабушек, чем можем их порадовать? В. Ребята, вы еще маленькие и не все умеете делать, кого можно попросить о помощи? В. Конечно, я думаю, не один папа вам в помощи не откажет, чтобы порадовать маму. Например, отремонтировать стульчик. Пальчиковая гимнастика. «Мы – ребята – мастера». Стул сломали мы вчера Мы – ребята – мастера. Молотком тук – тук стучали Гвозди долго забивали. Получилось как - то криво, Отпилили мы красиво. Зачищали шкуркой долго, Покрывали лаком стойким. Верх узором украшали, Папу мы помочь позвали. В. Молодцы, ребята, вы настоящие мастера. Вот и четвертый лепесток раскрылся. По традиции на праздник дарят подарки. Какой букет цветов вы хотели бы подарить своим мамам и бабушкам? Рядом с детским садом открыт магазин цветов, в котором можно выбрать цветы для букета и вазочку или корзинку. Я предлагаю составить букеты для мам и бабушек и выбрать самую красивую вазочку. В. Замечательные получились букеты. Цветы любят все и конечно мамы и бабушки. Полученные в подарок цветы, радуют, вызывают чувства благодарности. Этими букетами цветов мы поздравим мам, бабушек и сотрудников нашего детского сада, потому что они чьи – то мамы и бабушки. В. Посмотрите наш цветок весь раскрылся. Какой он красивый и мы можем вернуть его Фее Доброты. | - Мама. Это женщина, которая растит и воспитывает своих детей, заботится о них. Та, которая дороже всего на свете, она одна. Дети выполняют задание и одновременно читают стихотворение «Просто слово». 1р. На свете добрых слов живет не мало, 2 р. Но всех добрее и важней одно. 3 р. Из двух слогов простое слово «Мама» 4 р. И нету слов нужнее , чем оно! Дети улыбаются. Дети произносят ласковые слова для мам. Дети смотрят на цветок и улыбаются ему. -Это наши бабушки. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Лекарства дадим. Тогда надо вызвать «скорую помощь», набрать «03». Сообщить соседям, чтобы позвонили маме и папе и вызвали врача. Можно тихо посидеть рядом. Дети выполняют движения в зависимости от текста. Реб. А у бабушки за дверью Почему – то тишина. Может быть она больна? Я вскочила. - Бабушка, ты что лежишь? «Неотложку» вызвать на дом? - « Нет» - ответила, «не надо», Лучше всякой «неотложки», Если рядом посидишь».
Дети рассматривают иллюстрации и обсуждают последствия поступков героев сказок. Оказать посильную помощь, подарить подарок. Можно попросить папу. Левую руку сгибают в логте и поднимаю. Указательным жестом показывают на себя Кулачок на кулачок. Стучат об вытянутый молоточек. Вытягивают руку, показывая диагональ. Показывают поступательные движения ребром ладони. Потираем ладонь о ладонь. Потирают по руке вверх – вниз ладонью. Указательным пальцем рисуют волнистую линию. Делаем зовущее движение рукой. Розы, ромашки, и т.д. Дети собирают букеты в вазы и корзинку. Дети ставят букеты для поздравления. |
Заключительная часть В. Ребята, вашими добрыми поступками вы помогли Фее Доброты, а этим поступкам вас научили ваши родные и близкие люди. Спасибо им за это, а вам за то, что вы растете чуткими и отзывчивыми детьми. А подарками можно радовать не только в праздники, но и каждый день, что войдет в традицию в вашей семье. | Дети выносят букеты и ставят на столик в приемной под поздравлениями. |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как правильно научить ребенка читать»
Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор, чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок.
И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.
Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
- у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
- ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
- фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса?Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут.Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.
прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается – ему нужно помочь.
Как легко научить ребенка читать по слогам
Вы можете ознакомиться с современными методиками обучению дошкольников правильному чтению - 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:
СОВЕТ 1.
Какой методики обучения чтению придерживаться? Обучая своего ребенка читать по слогам, отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
СОВЕТ 2.
В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите, чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
СОВЕТ 3.
Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.
СОВЕТ 4.
Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.
Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
СОВЕТ 5.
Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
СОВЕТ 6.
Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
СОВЕТ 7.
После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».
СОВЕТ 8.
Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.
СОВЕТ 9.
В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.
СОВЕТ 10.
Ч Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.
Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как правильно научить ребенка читать»
Многие из нас еще помнят тот самый синий букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор, чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними - и их ребенок.
И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.
Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
- у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
- у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
- ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
- фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса?Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут.Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.
прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается – ему нужно помочь.
Как легко научить ребенка читать по слогам
Вы можете ознакомиться с современными методиками обучению дошкольников правильному чтению - 10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:
СОВЕТ 1.
Какой методики обучения чтению придерживаться? Обучая своего ребенка читать по слогам, отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
СОВЕТ 2.
В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите, чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
СОВЕТ 3.
Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.
СОВЕТ 4.
Как научить ребенка читать по слогам. Когда ваш ребенок освоил часть звуков, можно начинать учить его складывать буквы в слоги. Это совсем не сложно, как кажется сначала.
Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
СОВЕТ 5.
Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
СОВЕТ 6.
Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
СОВЕТ 7.
После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы - ло».
СОВЕТ 8.
Как легко научить ребенка чтению по слогам ? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.
СОВЕТ 9.
В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.
СОВЕТ 10.
Ч Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.
Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму
Наблюдая дошкольников 5-6 лет, в «период активного рисования», мы отмечаем, что многие дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены, с трудом ориентируются в пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри, «выходят» за контуры фигуры, имеют слабый нажим.
По результатам предварительной диагностики, дошкольники к началу поступления в школу обнаруживают зажатость, слабость кисти руки, несогласованность действий руки и глаза, недостаточно сформированный графический навык, что в период освоения грамоты приводит к трудностям в написании букв.
Школьное обучение предполагает активное использование не только устной речи, но и письменной. Следовательно педагоги и родители должны представлять, что такое процесс письма, какие психофизиологические факторы лежат в его основе и какими навыками должен владеть ребёнок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко – координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определённой функциональной зрелости коры головного мозга.
Следовательно, подготовить ребёнка к письму - является одной из задач дошкольного учреждения. Задача воспитателя – своевременно разъяснить родителям важность именно подготовки детей к письму, а не к его непосредственному обучению, что приводит к формированию неправильной техники письма.
Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого опыта, развития психических и сенсорных процессов, что впоследствие должно оказать положительное влияние на процесс обучения в школе.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебной деятельности, тревожного состояния в школе.
Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили зависимость развития руки детей от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс созревания мозга, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Ручная моторика является эффективным средством для развития интеллекта и психики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребёнка. Движение пальцев руки оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения навыком письма. Мелкая моторика очень важна, поскольку посредством неё и вместе с ней развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В современном обществе, неотъемлемой частью которого является компьютер, просходит повседневная замена игровых упражнений и « ручных» движений на облегчённое нажатие клавиш, что не способствует полноценному развитию моторики пальцев рук.
Большинство родителей уделяют недостаточное внимание развитию детского «ручного» творчества - лепке, аппликации, рисованию; недооценивают возможности детского труда при выполнении домашних обязанностей ,отказываются от посильной помощи ребёнка в быту; что не лучшим образом сказывается на его двигательном опыте, а часто и эмоциональном состоянии.
Исходя из этого, считаю важной составляющей дошкольного образования работу по развитию мелкой моторики, как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму, и в дальнейшем успешное обучение в школе.
Работа по развитию мелкой моторики и подготовке руки дошкольника к письму начинается задолго до поступления в школу и включает следующие направления:
- Развитие «ручных навыков» (создание поделок с помощью различных материалов: пластилин, глина, цветная бумага и др., ручной труд, конструирование, шнуровка, собирание бус, игры с предметами, отработка навыков самообслуживания)
- Развитие зрительно - пространственной ориентации (упражнения на определение местоположения предмета, игры со счётными палочками, рисование узоров, рисование по точкам, штриховка, знакомство с разлиновкой тетрадей)
- Развитие изобразительных и графических навыков (использование различных приёмов рисования, декоративное рисование, раскрашивание, штриховка, графические диктанты)
- Развитие ритмических и темповых движений (пальчиковые игры, выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов, игра на музыкальных инструментах, танцевальные упражнения)
- Развитие физических качеств (игры и упражнения с мячом, отжимание, подтягивание, гимнастика для рук, подвижные игры с использованием движений рук, упражнения с кистевым эспандером)
Работа по развитию мелкой моторики представляет собой единую систему игровых развивающих упражнений и строится с учётом ряда принципов:
- систематичности;
- последовательности (от простого к сложному);
- индивидуальности (с учётом индивидуального личностного и познавательного развития каждого ребёнка);
- интеграции (взаимосвязи образовательных областей);
- положительной мотивации.
Каждый возрастной период имеет свои особенности физического и психического развития и требует индивидуального плана развития и обучения.
Дети в возрасте 4-5 лет (средняя группа) испытывают потребность в общении со взрослыми и сверстниками, стремятся к самостоятельной деятельности. В этом возрасте у детей появляется особая познавательная активность, поэтому и назвали этот возраст возрастом «почемучек». Дошкольники уже способны осознавать и ставить цели, преодолевать некоторые препятствия на пути её достижения. Совершенствуется координация движений и зрительно - пространственное восприятие, что позволяет детям хорошо копировать. Они умеют передавать пропорции фигур, ограничивать протяжённость линий и рисовать их относительно параллельным. К 4 годам, как правило, ребёнок умеет правильно держать карандаш и свободно манипулирует им. Это благоприятный период для развития изобразительной деятельности, в процессе которой ребёнок учится наблюдать, сравнивать, фантазировать.
Развитие изобразительных навыков осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности в различных режимных моментах (рисование на асфальте, на песке, на снегу, с использованием пальчиков и ладошек).
Вырезание ножницами упражняет ребёнка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки, что помогает формированию правильного распределения мышечной нагрузки. Поддержать интерес к этому виду деятельности помогают игровые ситуации: «Вырежи что-то интересное», «Вырежи фигуру больше, меньше данной», «Придумай узор». Используются различные виды материалов – бумага, открытки, журналы, ткань.
Широко используется работа с пластилином. Дети лепят по представлению, по впечатлению от литературных произведений, придумывают необычных сказочных героев.
Систематической тренировкой для пальцев рук является овладение навыками самообслуживания (застёгивание и растёгивание пуговиц, молний, липучек, завязывание шнурков, бантиков, одевание колготок, носков).
Развитию ручной умелости способствует выполнение практических дел (сервировка стола, уборка комнаты, стирка кукольной одежды, купание кукол , мытьё машин и другого оборудования и т.д.).
Неотъемлемой частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения», которые очень эмоциональны и увлекательны. Одновременно эти игры способствуют развитию речевого аппарата дошкольников, снимают эмоциональное напряжение. Особенно детям нравятся пальчиковые игры с использованием атрибутов (пальчиковый театр, теневой театр).
Развитию зрительно - пространственной ориентации помогают различные виды штриховок, в процессе работы с которыми формируется пространственно - образное мышление, творческое воображение, внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
В средней группе целесообразно использование следующих упражнений:
- Дорисовка ( превращение геометрических фигур дорисованными деталями в определённые предметы);
- Штриховка (прямыми линиями, волнистыми линиями, круговая, с различным направлением штриха, разнообразными фигурами);
- Игры со счётными палочками ( выкладывание фигур, предметов, составление композиций);
- Рисование орнаметров;
- Рисование по клеткам;
- Рисование по точкам;
- Игры с пуговицами;
- Занятия с крупой и зернобобовыми;
- Определение предметов на ощупь;
- Игры с водой и песком;
- Собирание разрезных картинок;
- Обрывание бумаги;
- Составление бус;
- Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок;
- Катание массажных мячей;
- Шнуровка ;
- Конструирование;
- Игры с ладонями.
В старшей и подготовительной группах работа по развитию мелкой моторики является частью комплексной работы по подготовке ребёнка к обучению в школе. В этот период необходимо формировать у детей мотивацию будущего обучения в школе, развивать необходимые умения и навыки.
Усложняются упражнения по развитию мелкой моторики , расширяются виды детской деятельности.
У старших дошкольников возрастает возможность точных согласованных движений, поэтому детям становятся доступными такие виды творческой деятельности, как техника оригами, вышивание, плетение.
Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма, которая включает:
- Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.
Упражнения :
- « На что похожа буква»;
- Конструирование буквы из пальцев рук;
- Поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте;
- Выкладывание букв из элементов;
- Рисование буквы в воздухе;
- Воспроизведение контура буквы (по точкам, из ниток, из палочек, из подручных материалов);
- Вырезание буквы.
2. Развитие чувства ритма.
Упражнения :
- Стихотворная ритмика;
- Движения под музыку;
- «Продолжи узор»;
- «Придумай узор»;
- Штриховка;
- « Проведи дорожку»;
- «Нарисуй фигуру по стрелкам».
3. Аналитико – синтетическая деятельность (умение проводить анализ и синтез графического образа букв).
Упражнения:
- Определение количества элементов в букве;
- Характеристика элементов буквы;
- Определение пространственного расположения элементов в букве;
- Нахождение сходства и различия в образе букв;
- Собирание буквы из элементов;
- Воспризведение недостающих элементов буквы;
4. Формирование графических умений.
Упражнения :
- Обводка по шаблону или трафарету;
- Обводка по контуру, по точкам;
- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
- Рисование орнаметров;
- Письмо элементов букв;
- «Клубочки», «Дорожки», «Волны»;
- « Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формируется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе часто дети испытывают затруднение с письмом...
«Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста с НОДА через продуктивную деятельность»
Методическая разработка: «Развитие мелкой моторики у детей старшего возрастас НОДА через продуктивную деятельность»...
Консультация по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики....
Консультация "Способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Материал иожет быть использован для выступления на педагогических советах и как консультация для родителей....
Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста.
Примерная схема ИОМ по развитие мелкой моторики у детей старшего возраста.в ДОУ ...
Консультация "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Проект по мелкой моторике для детей старшего возраста ДОУ
образовательный проект, рассчитанный на учебный год. обучение дошкольников овладению шитьем иголкой с ниткой...