Применение знаний психологии в образовательном процессе.
статья по психологии
Эссе на тему: Применение знаний психологии в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение знаний психологии
в образовательном процессе.
«Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.» (В.Г. Белинский). И это не просто слова. Ведь воспитатель (педагог) имеет огромное влияние на то, как формируется личность, какая закладывается основа для будущих свершений.
Образовательный процесс - это комплекс воспитательных, учебных и самообразовательных процессов, направленный на решение задач образования, воспитания и развития личности. Это важный этап в формировании личности и ее участии в жизни общества. Образовательный процесс непрерывен и предусматривает обучение на всех этапах взросления ребенка.
Основной задачей образовательного процесса является не только передача знаний, но также и их осмысление, понимание сущности учебного материала и формирование критического мышления у обучающихся. Кроме того, образовательный процесс направлен на развитие творческих способностей и самореализации личности в обществе.
Психология (от греческих слов «психе» (душа, характер) и «логос» (наука) – это наука, изучающая человеческую психику, закономерности в поведении отдельных людей и их групп, а также особенности их взаимодействия между собой.
Психология может служить для педагогов основой знаний о ресурсах и резервах человеческого развития и факторах, определяющих изменение человеческой природы.
Одна из задач обучения и воспитания – это развитие природных задатков человека в его способности. Такую сложную задачу без знания психологии, решить практически невозможно.
Как же педагог может использовать знания психологии в своей практике?
Например, применение различных методов психологического тестирования детей. В настоящее время работа педагога невозможна без диагностики. Способность преподавателя опираться в своей деятельности на данные психологической диагностики повышают качество обучения, воспитания и улучшают эффективность труда учителя. Обучение и воспитание имеет смысл, когда психологическое развитие детей идет по нарастающей. На начальных этапах работы важно правильно определить уровень развития ребенка, чтобы понять в каком направлении идет прогресс.
Для того, чтобы учить, воспитывать, оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей, нужно обладать объективными знаниями об их индивидуальных особенностях. Эти знания можно получить, если использовать методы научной психологической диагностики. Педагог в своих действиях должен исходить не столько из субъективного мнения или интуиции, сколько из анализа объективной и всесторонней информации, полученной в ходе психодиагностики (комплексного изучения ребенка).
Знания в области психологии приводят педагога к пониманию значения разных форм и методов при организации различных видов деятельности детей, применять их с умом и определять пути обучения, которые позволят развивать психическую и умственную составляющую.
Большую ценность представляют собой обучение и воспитание, если они ведут к повышению уровня психологического развития ребенка. Важно правильно понять данный уровень и сопоставить его с определенной нормой чтобы понять в какую сторону идет развитие (положительную или отрицательную)
Каждый педагог обязан использовать психологические знания в своей деятельности. В настоящее время, учитывая перспективы технического прогресса и общественного развития, перед наставником должны быть, поставлены задачи воспитания гармонично развитого ребенка, который усваивал бы навыки не только умственного труда, овладев нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым и духовно, и физически.
В то же время знание психологических особенностей крайне важно воспитателю, чтобы найти общий язык с детьми, добиться взаимопонимания. Без знания психологии невозможно организовать сотрудничество ни в одном из видов совместной деятельности, определить комфортную дистанцию. Знание психологии позволяет правильно выбрать способы общения, которые должны быть основаны на понимании, признании и принятии ребёнка как личности, стать на его позицию, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития.
Современный учитель особенно нуждается в знании психологии, поскольку на сегодняшний момент на первый план в воспитании и обучении выходит всестороннее развитие ребенка. А чтобы воспитать, нужно прежде всего изучить. Правильно изучать своих воспитанников, педагог сможет, если хорошо знает общие закономерности развития ребёнка, психологические особенности его способностей, интересов, склонностей и других индивидуальных и личностных качеств. Именно навык психодиагностики ощутимо помогает педагогам, влияет на качество учебного и воспитательного процессов, а также на результаты, которые демонстрируют воспитанники.
Педагогу в условиях перестройки образования необходимо многому научиться заново. Например, научиться слушать, а главное - слышать каждого ученика, видеть его внутренние побуждения и стремления, направленность его потребностей и мотивов, уметь влиять на эту направленность.
В своей работе педагоги сталкиваются со множеством трудностей: кто-то не умеет увидеть в ученике целостную личность, учесть все его проявления, выявить причинно-следственные отношения и наметить пути развития; а кто-то оценивает способности ученика только исходя из показателей успеваемости.
Системные знания по психологии помогут избежать этих ошибок и добиться наилучшего результата в профессиональной деятельности.
Знания психологии также помогут педагогу:
- стать надежным другом каждому ребенку;
- учитывать в процессе обучения хрупкость и ранимость детской психики;
- понимать сильные и слабые стороны ученика;
- выявить внутренние стремления ребенка, его потребности и мотивы;
- уметь не только слушать, но и слышать каждого воспитанника;
- создать для детей комфортную среду для обучения, творчества и дружбы;
- тактично и бесконфликтно общаться и взаимодействовать с коллегами;
- выстроить доверительные отношения с родителями.
Все вышесказанное дает абсолютную уверенность в том, что современные педагоги остро нуждаются в психологических знаниях.
Знание и применение психологии поможет педагогу понять поведение детей, проектировать личностное развитие, видеть ошибки и вовремя исправлять их. Также эти знания помогут работать с детьми индивидуально и привести к пониманию того, какие индивидуально-психологические качества воспитанника подлежат развитию и являются отличительной чертой ребенка.
Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка, как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори — итальянский педагог, врач, философ и учёный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат участника III Всероссийского конкурса педагогическое мастерство по применению ЭОР в образовательном процессе "Формула будущего - 2013"
Сертификат участника III Всероссийского конкурса педагогическое мастерство по применению ЭОР в образовательном процессе "Формула будущего - 2013"...
Применение ИКТ в образовательном процессе
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса....
Применение знаний психологии в образовательном процессе
Эссе на тему «Применение знаний психологии в образовательном процессе». Рассуждение на данную тему....
МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.Задачи:1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошко...
«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательн...
Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ....
Чать опыта работы - мастер класс на тему «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».
Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест технологии в условиях реализации ФГОС ДО Задачи: 1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду. 2. Практич...