Коррекционно-развивающая работа с детьми (развитие познавательной сферы)
календарно-тематическое планирование по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми, направленной на развитие познавательной сферы ребенка.
Тема | Характеристика деятельности | Пример заданий, игр, упражнений |
Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков. | Выполнение пальцевой гимнастики, выполнение действий по инструкции (штрихование, раскладывание, нанизывание, шнуровка, обведение по контуру, раскрашивание и проч.), подражание взрослому, следование образцу, сличение результата с образцом. Рисование ладошками, пальцами, пластилином, выкладывание узоров из мозаики. Проведение линии через лабиринты различной степени сложности. Использование ножниц для вырезания из бумаги предметных изображений по контуру по образцу (без образца). Выполнение графического диктанта по показу (без показа). | «Собери картинку», «Дорисуй картинку», «Лабиринт», «Графический диктант». |
Развитие восприятия основных характеристик предметов (формы, цвета, величины, веса, фактуры). | Узнавание с помощью зрения и на ощупь знакомых предметов, плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал) и объемных фигур (шар, куб), определение величины предметов (большой – маленький – самый маленький), подбор предметов к образцу. Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета (по образцу, по словесной инструкции), подбор оттенков к основным цветам. Определение температуры предмета на ощупь и по картинке («теплый», «холодный», «горячий»), определение фактуры предмета: «шершавый», «гладкий», «мягкий», использование словесных обозначений. Выкладывание картинок из мозаики по образцу (без образца). Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов. Соотнесение цвета предмета с эталоном. Использование сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Называние геометрических фигур. | «Подбери», «Подбери и назови», «Соедини предметы одинакового цвета (формы, величины, фактуры), «Найди такой же», «Волшебный мешочек», «Сложи из мозаики», «Что бывает…(мягкое)». |
Развитие восприятия пространственных отношений. | Ориентировка в схеме собственного тела. Ориентировка в помещении, на листе бумаги (слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу, дальше-ближе). Определение положения предметов в пространстве. Выполнение движений по инструкции педагога и самостоятельно, выполнение заданий по определению положения предмета в помещении, на листе бумаги. | «Собери картинку», «Дорисуй картинку», «Покажи, где», «Положи на место», «Помоги найти дорогу к домику», «Зеркало». |
Развитие восприятия времени. | Выполнение заданий на определение частей суток, дней недели, времен года. Ориентировка во времени с использованием названий времен года, месяцев, дней недели. Определение времени по часам. | Неделька», «В какое время суток это бывает?», «В какое время года это бывает?». Загадки. |
Развитие внимания и памяти. | Выполнение упражнений на зрительную память, на различение наложенных, зашумленных изображений предметов. Нахождение изменений на картинках, в действиях учителя и товарищей самостоятельно и с помощью педагога. | «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что было нарисовано на картине», «Что спрятал художник?», «Повтори за мной», «Запомни и покажи», «Запрещенное движение». |
Развитие мыслительных операций. | Сравнение фигур (их изображений) по разным параметрам величины (высоте и толщине, длине и ширине) с помощью учителя и самостоятельно. Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины. Составление геометрических фигур из частей по расчленённому образцу. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3-4 группы с помощью взрослого и самостоятельно. Выделение и различение частей знакомых предметов (5 деталей). Сравнение наглядного материала, нахождение отличий. Сравнение предметов, имеющих разную массу: «тяжелее», «легче». Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Сравнение и группировка предметов по форме, цвету и величине (по самостоятельно выделенному признаку). Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов по длине, ширине, высоте; | «Кто лишний?», «Недостающий элемент», «Что изменилось», «Что подходит», «Собери картинку», «Найди отличия» «Собери фигуру», пазлы, настольный «Лего». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Коррекционно-развивающее занятие педагога - психолога по развитию когнитивной сферы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:- развивать дивергентное мышление, мыслительные операции, связную речь, скорость реакции, творческие способности, память, воображение и внимание детей;- способствовать развитию психических ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии и техники правополушарного рисования.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию и развитию познавательной и эмоциональной сфер детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет) с использованием элементов сказкотерапии итехники пра...