Игры для развития произвольности поведения
картотека по психологии

Анисимова Татьяна Владимировна

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

 

«Давайте поздороваемся»

Эта игра позволяет подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Содержание: Дети, по сигналу ведущего, хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встре­чается на их пути (возможно, кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,

два хлопка — здороваемся плечиками,

три хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

 

«Гвалт»

Цель:  развитие внимания.

Содержание: Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.

Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

 

«Слалом-гигант»

Ход: Из стульев делаются параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторения попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

 

«Гонка за лидером»

Ход: Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если кто-то три раза задел за стул, он считается побежденным.

 

«Запомни ритм»

Ход: Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил образец, дается ориентир в виде цифровой записи, где цифра изображает число непрерывно следующих через равные интервалы хлопков, а тире между ними — паузы (например, 1—1—3—4—2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу сначала в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

 

 

 

«Кто быстрее»

Цель: развивает зрительное внимание, контроль над двигательными реакциями.

Ход: Двое детей садятся за стол друг против друга и кладут правую руку перед собой. Один ребенок должен попытаться дотронуться до руки сидящего напротив. За­дача второго игрока — успеть вовремя отдернуть кисть. Если первому удается дотронуться до руки соперника, место проигравшего занимает другой ребенок.

Выигрывает тот, кто оказался более внимательным и ловким. Педагог может устроить в группе соревнование, распределив всех детей по парам. Победители в парах продолжают игру до тех пор, пока не останется один — самый ловкий и внимательный.

 

«Повтори за мной»

Ход: Участники делятся на пары. Первый игрок демонстрирует сопернику собственный ритм или пантоми­мическую модель, в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не смог точно воспроизвести задание, инициатор сам должен в точности повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает свой образец для повтора.

 

«Шапка-невидимка»

Материал: 6—7 небольших предметов, шапка.

Ход: Ребенку на три секунды показывают предметы, спрятанные под шапкой, затем накрывают их снова. Ребенок должен запомнить увиденные предметы и перечислить их.

 

 

«Море волнуется...»

Цель: развитие воображения, выразительных движе­ний, умения контролировать двигательную активность. Ход игры: Водящий произносит считалку:

Море волнуется раз!

Море волнуется два!

Море волнуется три!

Морская фигура на месте замри!

Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это.

 

«Живая картина»

Ход: Выбирается водящий. Остальные участники должны создать какую-либо сюжетную сценку, а затем замереть до тех пор, пока водящий не разгадает ее.

 

«Да» и «нет» не говори

Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.

Ход: Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Например: «Какого цвета зубы?», «Тебя зовут Таня?». Проигравшие отда­ют «фанты». В конце игры эти фанты выкупаются (дети читают стихи, поют песни и др.)

 

 

«Запрещенное движение»

Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Кроме того, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание: Дети стоят лицом к ведущему и под му­зыку повторяют движения, которые он им показывает. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий демонстрирует его. Тот, кто все же случайно повторит, выходит из игры.

Существует и такой вариант: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет зап­рещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

 

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра регулирует поведение возбужденных или лег­ковозбудимых детей, успокаивает их. Развиваются на­блюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание: Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони — красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; если желтую ладонь — «шепталку» — разрешается тихо передвигаться и шептаться; при виде синей ладони — «молчалки», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчал-кой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

 

«Плавает, летает, рычит...»

Цель: развивает зрительное и слуховое внимание, умение действовать по правилу, произвольность поведения.

Материал: карточки с изображениями птиц, зверей, рыб; бубен.

Ход: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог объясняет и показывает, как можно изобразить то или иное движение: рыба плавает, птица летает, зверь рычит.

Затем педагог показывает одну из картинок, и дети са­мостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены кар­тинки педагог ударяет в бубен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_proizvolnosti_povedeniya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

«Давайте поздороваемся»

Эта игра позволяет подвижному ребенку почувствовать свое тело и снять мышечное напряжение. Смена партнеров помогает преодолевать отчужденность.

Содержание: Дети, по сигналу ведущего, хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,

два хлопка — здороваемся плечиками,

три хлопка — здороваемся спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры.

«Гвалт»

Цель:  развитие внимания.

Содержание: Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни. Каждому участнику достается одно слово. Входит водящий, и игроки одновременно громко повторяют каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня.

Желательно, чтобы каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово еще до прихода водящего.

«Слалом-гигант»

Ход: Из стульев делаются параллельные «трассы» слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторения попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

«Гонка за лидером»

Ход: Двое участников состязания стоят за кругом из расставленных стульев. Они находятся по оба конца диаметра круга. Одновременно взяв старт, игроки бегут змейкой, вперед спиной, стараясь догнать соперника. Победитель выявляется через пять кругов. Если кто-то три раза задел за стул, он считается побежденным.

«Запомни ритм»

Ход: Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил образец, дается ориентир в виде цифровой записи, где цифра изображает число непрерывно следующих через равные интервалы хлопков, а тире между ними — паузы (например, 1—1—3—4—2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу сначала в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

«Кто быстрее»

Цель: развивает зрительное внимание, контроль над двигательными реакциями.

Ход: Двое детей садятся за стол друг против друга и кладут правую руку перед собой. Один ребенок должен попытаться дотронуться до руки сидящего напротив. Задача второго игрока — успеть вовремя отдернуть кисть. Если первому удается дотронуться до руки соперника, место проигравшего занимает другой ребенок.

Выигрывает тот, кто оказался более внимательным и ловким. Педагог может устроить в группе соревнование, распределив всех детей по парам. Победители в парах продолжают игру до тех пор, пока не останется один — самый ловкий и внимательный.

«Повтори за мной»

Ход: Участники делятся на пары. Первый игрок демонстрирует сопернику собственный ритм или пантомимическую модель, в расчете на то, что их сложно повторить. Если соперник не смог точно воспроизвести задание, инициатор сам должен в точности повторить свои действия, в противном случае он же и выбывает. Если автор воспроизвел свою модель, выбывает соперник. Если же последний справился с заданием, то уже он предлагает свой образец для повтора.

«Шапка-невидимка»

Материал: 6—7 небольших предметов, шапка.

Ход: Ребенку на три секунды показывают предметы, спрятанные под шапкой, затем накрывают их снова. Ребенок должен запомнить увиденные предметы и перечислить их.

«Море волнуется...»

Цель: развитие воображения, выразительных движений, умения контролировать двигательную активность. Ход игры: Водящий произносит считалку:

Море волнуется раз!

Море волнуется два!

Море волнуется три!

Морская фигура на месте замри!

Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это.

«Живая картина»

Ход: Выбирается водящий. Остальные участники должны создать какую-либо сюжетную сценку, а затем замереть до тех пор, пока водящий не разгадает ее.

«Да» и «нет» не говори

Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.

Ход: Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Например: «Какого цвета зубы?», «Тебя зовут Таня?». Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти фанты выкупаются (дети читают стихи, поют песни и др.)

«Запрещенное движение»

Эта игра имеет четкие правила, поэтому она дисциплинирует детей. Кроме того, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает положительные эмоции.

Содержание: Дети стоят лицом к ведущему и под музыку повторяют движения, которые он им показывает. Затем выбирается одно движение, которое запрещено выполнять, даже если ведущий демонстрирует его. Тот, кто все же случайно повторит, выходит из игры.

Существует и такой вариант: ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, дети должны просто хлопнуть в ладоши.

«Кричалки-шепталки-молчалки»

Эта игра регулирует поведение возбужденных или легковозбудимых детей, успокаивает их. Развиваются наблюдательность, умение действовать по правилу, волевая регуляция.

Содержание: Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони — красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; если желтую ладонь — «шепталку» — разрешается тихо передвигаться и шептаться; при виде синей ладони — «молчалки», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчал-кой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

«Плавает, летает, рычит...»

Цель: развивает зрительное и слуховое внимание, умение действовать по правилу, произвольность поведения.

Материал: карточки с изображениями птиц, зверей, рыб; бубен.

Ход: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог объясняет и показывает, как можно изобразить то или иное движение: рыба плавает, птица летает, зверь рычит.

Затем педагог показывает одну из картинок, и дети самостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены картинки педагог ударяет в бубен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игра и развитие произвольного поведения»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Произвольность поведения– умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.Произвольность поведения является  необходимым компонент готовности ребёнка к...

Игры и упражнения для развития произвольности поведения

Произвольность поведения, как развивать?...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для развития произвольного поведения"

Для психологической готовности к школе детей 6-7 лет, необходимо развивать у них произвольное поведение (произвольную память, внимание)....

Игры для развития произвольного внимания и поведения

Под произвольностью в психологии понимают сознательную саморегуляцию поведения, иными словами – умение подчинить себя правилу. Она является одним из ключевых компонентов психологической готовнос...

Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"

Данный буклет адресован родителям  и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....

Игры и упражнения для развития произвольного поведения и самоконтроля у дошкольников

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения в школе.Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционн...