ТЕСТ «СКАЗКА» (Луиза Дюсс)
тест по психологии

 Ростовщикова Наталья Владиславовна

Проективная методика исследования личности ребенка.

Цель: выявление глубинных внутренних конфликтов у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_skazka.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ «СКАЗКА»

(Луиза Дюсс)

Проективная методика исследования личности ребенка.

Цель: выявление глубинных внутренних конфликтов у детей.

Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Несколько советов по проведению теста.

Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит

дождаться, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку, особенно если это

принято в вашей семье.

Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться,

говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или

излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа,

мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и

гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну

ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?

Типичные нормальные ответы:

 он тоже полетит и сядет на ветку;

 полетит к маме, потому что испугался;

 полетит к папе, потому что папа сильный;

 останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

Типичные патологические ответы:

 останется на земле, потому что не умеет летать;

 умрет во время падения;

 умрет от голода или холода;

 о нем все забудут;

 на него кто-нибудь наступит.

2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.

1-й в а р и а н т. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое

он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить

его. Что делать ягненку?»

Типичные нормальные ответы:

 будет есть больше травки;

 заплачет, потом станет есть больше травки;

 пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.

Типичные патологические ответы:

 умрет от голода;

 уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;

 не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без

молока;

 будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.

2-й в а р и а н т. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует

другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка,

который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала

старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что молока

для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»

Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:

 немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.

Типичные патологические ответы:

 пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;

 постарается прогнать маленького ягненка;

 притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;

 найдет другую маму для маленького ягненка;

 побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.

3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

1-й в а р и а н т. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»

Типичные нормальные ответы:

 неизвестный человек;

 чей-то дедушка или бабушка;

 тот, кто был сильно болен;

 старый человек.

Типичные патологические ответы:

 мальчик (девочка);

 папа (мама) одного мальчика (девочки);

 чей-то младший брат или сестричка.

Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить

об отъезде.

2-й в а р и а н т. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все

дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и,

может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае

будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

4. Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так

называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок,

очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»

Типичные нормальные ответы:

 слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;

 вырос;

 он сломал любимую игрушку мальчика.

Типичные патологические ответы:

 у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;

 слоненок вел себя плохо, и у него отвалился хобот;

 слоненок умер;

 вместо слоненка было другое животное.

Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит

окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.

5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из

школы – выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»

Типичные нормальные ответы:

 у нас будут гости;

 кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;

 мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.

Типичные патологические ответы:

 кто-то умер;

 мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;

 мама хочет что-то запретить или за что-то наказать и т. д.;

 мама сердится за то, что он опоздал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка из соленого теста

речь пойдет об использовании в работе с дошкольниками соленого и жидкого теста....

Конспект занятия в младшей группе по лепке из солёного теста по сказке Колобок

Занятие включает в себя элементы театральной и художественной деятельности,носит поучительно-игровой характер....

Тесты сказки для детей

Человеку свойственно ошибаться. Мы с удовольствием вспоминаем эту древнюю мудрость, когда речь идет о бытовых мелочах. Но в то же время мы готовы на все, лишь бы не совершать ошибок в чем-то серьезном...

План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....

Рекомендации для педагогов "Помоги себе через любовь к себе. Луиза Хей: 100 лучших аффирмаций"

Нужно задумываться над тем, что мы говорим. Рекомендации в помощь это осознать....

Тест "Сказки читаем-финансы изучаем"

Тест разработан для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности....