ТЕСТ «СКАЗКА» (Луиза Дюсс)
тест по психологии
Проективная методика исследования личности ребенка.
Цель: выявление глубинных внутренних конфликтов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_skazka.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «СКАЗКА»
(Луиза Дюсс)
Проективная методика исследования личности ребенка.
Цель: выявление глубинных внутренних конфликтов у детей.
Правила проведения теста. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Несколько советов по проведению теста.
Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит
дождаться, чтобы ребенок сам попросил рассказать сказку, особенно если это
принято в вашей семье.
Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться,
говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или
излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос – все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.
1. Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа,
мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и
гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну
ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?
Типичные нормальные ответы:
он тоже полетит и сядет на ветку;
полетит к маме, потому что испугался;
полетит к папе, потому что папа сильный;
останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
Типичные патологические ответы:
останется на земле, потому что не умеет летать;
умрет во время падения;
умрет от голода или холода;
о нем все забудут;
на него кто-нибудь наступит.
2. Сказка «Ягненок». Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.
1-й в а р и а н т. «Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое
он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить
его. Что делать ягненку?»
Типичные нормальные ответы:
будет есть больше травки;
заплачет, потом станет есть больше травки;
пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.
Типичные патологические ответы:
умрет от голода;
уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без
молока;
будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.
2-й в а р и а н т. Начало такое же, как в 1-м, но со слов «однажды...» следует
другое продолжение. «Однажды маме принесли совсем маленького ягненка,
который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала
старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что молока
для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»
Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:
немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.
Типичные патологические ответы:
пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
постарается прогнать маленького ягненка;
притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
найдет другую маму для маленького ягненка;
побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.
3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
1-й в а р и а н т. «По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»
Типичные нормальные ответы:
неизвестный человек;
чей-то дедушка или бабушка;
тот, кто был сильно болен;
старый человек.
Типичные патологические ответы:
мальчик (девочка);
папа (мама) одного мальчика (девочки);
чей-то младший брат или сестричка.
Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить
об отъезде.
2-й в а р и а н т. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все
дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и,
может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае
будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
4. Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности, в частности, его отношение к так
называемому кастрационному комплексу. «У одного мальчика есть слоненок,
очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»
Типичные нормальные ответы:
слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;
вырос;
он сломал любимую игрушку мальчика.
Типичные патологические ответы:
у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;
слоненок вел себя плохо, и у него отвалился хобот;
слоненок умер;
вместо слоненка было другое животное.
Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит
окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.
5. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. «Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из
школы – выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
у нас будут гости;
кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
Типичные патологические ответы:
кто-то умер;
мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
мама хочет что-то запретить или за что-то наказать и т. д.;
мама сердится за то, что он опоздал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка из соленого теста
речь пойдет об использовании в работе с дошкольниками соленого и жидкого теста....
Конспект занятия в младшей группе по лепке из солёного теста по сказке Колобок
Занятие включает в себя элементы театральной и художественной деятельности,носит поучительно-игровой характер....
Тесты сказки для детей
Человеку свойственно ошибаться. Мы с удовольствием вспоминаем эту древнюю мудрость, когда речь идет о бытовых мелочах. Но в то же время мы готовы на все, лишь бы не совершать ошибок в чем-то серьезном...
Презентация.Луиза Карловна Шлегер
Презентация...
План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....
Рекомендации для педагогов "Помоги себе через любовь к себе. Луиза Хей: 100 лучших аффирмаций"
Нужно задумываться над тем, что мы говорим. Рекомендации в помощь это осознать....
Тест "Сказки читаем-финансы изучаем"
Тест разработан для проверки знаний детей старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию и формированию основ финансовой грамотности....