Презентация.Луиза Карловна Шлегер
презентация по теме

Агамалян Регина Размиковна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shleger_prezentatsiya.pptx853.18 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти . С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “ Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким . Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма . Результаты своего опыта работы Л.К. Шлегер оформила в книгах «Материалы для бесед с маленькими детьми» и «Практическая работа в детском саду» , которые долго служили популярным пособием для руководительниц детских садов России.

Слайд 2

Детский сад, которым руководила Л.К . Шлегер , представлял собой своеобразную педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания дошкольников, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии.

Слайд 3

“Материалы для бесед с маленькими детьми”. Л.К. Шлегер разработала материал для бесед с дошкольниками природоведческого содержания. В ее книге разработаны беседы, которые помогают разобраться ребенку в уже накопленном им материале. Беседами о животных, растениях направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания и воображения те факты из своего опыта, которые имеют связь с предметом разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль ребенка работать в определенном направлении. Беседы с дошкольниками можно проводить везде, но методика их проведения различается . Выделяют различные типы бесед о природе : беседы, совмещенные с непосредственным восприятием (в процессе наблюдений, экскурсий, прогулок); беседы в процессе деятельности детей (во время труда в природе); беседы на основе имеющихся данных

Слайд 4

Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. « Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Слайд 5

Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала: «Мы пришли к следующим выводам -дети имеют право на собственную жизнь; -каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст; - детям нужно дать полную свободу в работе и игре; - свободная работа служит нам показателем роста; - материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать; -думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы для этого возраста, невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность; - наша роль — помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

Слайд 6

Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции . 1. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях. 2. И ндивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях. 3. В нимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии. 4. П оиски новых форм педагогического воздействия на детей, -развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь. 5. П остоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми. В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения .

Слайд 7

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. « Ребенку нужно дать широкую возможность играть ... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

Слайд 8

Очень важным в воспитательном отношении является, ручной труд (особенно работы по дереву ). « .. Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства — зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее».

Слайд 9

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей Ритмические движения под музыку П одвижные игры Ручной труд Деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

Слайд 10

В книге “Практическая работа в детском саду” были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.) В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы . « Кукла - живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней ,- писала Шлегер . Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою жизнь , жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться».

Слайд 11

Заключение Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер , представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер , этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет.

Слайд 12

Спасибо за внимание