Терапевтические сказки: Преодоление болезни
консультация по психологии

 Ростовщикова Наталья Владиславовна

При работе с ребёнком в каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила или могла происходить в его жизни. Герои наделяются характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл terapevticheskie_skazki.docx46.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор сказок: Панфилова М.А.

Преодоление болезни.

Сказка «Братья»

(для детей от 5 до 10 лет)

ЦЕЛЬ: выявить отношение к болезни, к уколам, к лечению.

Часть 1.

«Жили-были два брата. Они любили вместе играть в прятки, бегать наперегонки, кататься на велосипедах, играть в мяч и много, многое другое, то, во что любят играть все мальчишки. Но однажды они заболели. Это была болезнь долгая, и чтобы с ней справиться, надо делать уколы. Согласятся ли братья, чтобы им делали уколы?»

Часть 2 (продолжение).

«Оба брата не то, чтобы боялись, но не любили уколы. Старший брат, чтобы показать пример сделал укол первым. А вот младший брат отказался и не стал делать укол. Мама, папа, доктор уговаривали младшего брата, а он всё твердил, что и без уколов он скоро выздоровеет. Но время шло, старшему брату становилось лучше, он уже готов был вновь играть, бегать, кататься, но младшему брату ничего этого не хотелось. Он равнодушно смотрел на прежние забавы.

Смог ли младший брат выздороветь? Согласился ли младший брат лечиться уколами?

Часть 3 (окончание придумывает ребёнок).

Что было дальше?

Сказка «Болезнь» 

(для детей от 5 до 12 лет)

ЦЕЛЬ: выявить отношение к болезни.

Часть 1.

«Жила-была Болезнь. Как-то раз она пришла к одной девочки (мальчику) и говорит: «Пусти меня к себе жить. Я с тобой дружить буду». А девочка (мальчик) и отвечает: «Как же я тебя пущу, ведь ты болезнь, зачем ты мне нужна? Я не хочу болеть». Тогда Болезнь начала уговаривать: «Да от меня много хорошего у тебя будет: тебя все станут жалеть, ты сможешь лежать и лениться целыми днями, и никто тебя не потревожит. Перестанут тебя заставлять трудиться. Разве ты этого не хочешь?». Задумалась девочка (мальчик). И отвечает» …

Что ответила девочка (мальчик)? Пустила ли к себе жить болезнь?»

Часть 2 (продолжение).

«Ну что ж давай попробуем вместе жить», - ответила девочка (мальчик). И пустила жить к себе Болезнь. Да всё сбылось, как и обещала Болезнь. Все жалели, заботились, целыми днями можно было лежать, и даже мультики смотреть никто не запрещал. Ничего не заставляли делать, и есть не заставляли. И можно было капризничать как маленькому ребёнку. Но от Болезни было и многое плохое.

Как ты думаешь, что плохого принесла болезнь?»

Часть 3 (окончание).

«С каждым днём сил у девочки (мальчика) становилось всё меньше и меньше. Хотелось играть с ребятами, так же как все дети чувствовать радость и лёгкость. Но ничего этого давно уже девочка (мальчик) не чувствовала. Болезнь стала полноценной хозяйкой, и трудно было понять, где она поселилась. Порой она заполняла собой весь организм и терпеть её у себя внутри девочка (мальчик) уже больше не могла. Надо было её прогнать. Но как? Может быть чудо-лекарствами, может быть, какими-то другими способами?

Как ты думаешь, сможет ли девочка (мальчик) полностью победить болезнь? Какие способы помогут её прогнать?

Сказки для выявления адаптационных ресурсов.

Сказка «Росток» 

(для детей от 3 до 6 лет)

ЦЕЛЬ: выявить отношение к выздоровлению, к помощи, к позитивному будущему.

«Однажды из земли появился Росток. Он был очень нежным и слабым. Увидела Росток маленькая птичка и защебетала: «Как он сможет такой слабый справиться с непогодой? А что же с ним будет, если налетит сильный ветер с дождём?». Прощебетала, да и улетела.

Как ты думаешь, сможет ли Росток справиться с непогодой? Нужна ли ему помощь? Кто ему поможет? Станет ли Росток когда-нибудь сильным? Что будет дальше?»

Сказка «Умный мышонок»

(для детей от 3 до 6 лет)

ЦЕЛЬ:        выявить        отношение        к        неизлечимому        дефекту,         адаптационные возможности.

«Жил-был Мышонок, у которого одна лапка была короче остальных. Ему трудно было быстро бегать от кошки.

Сможет ли Мышонок уберечь себя от кошки?

Зато наш Мышонок был очень смелым и умным. И он знал, как спрятаться от кошки и никогда не попадался в её когтистые лапки.

Как ты думаешь, у Мышонка были друзья?

Как относились мышки и мышата к тому, что у Мышонка одна лапка была короче остальных?»

Сказка «Телёнок»

(для детей от 3 до 6 лет)

ЦЕЛЬ: выявить отношение к выздоровлению и к рекомендациям. Часть 1.

«Жил-был Телёнок, который не умел        говорить плавно и протяжно «мууууууууу». У        него получалось «мммммммму». Когда мама Телёнка         просила его постараться и сказать правильно, то Телёнок вновь ей отвечал: «Ммммммммммму».

Как ты думаешь, захочет ли Телёнок говорить плавно и протяжно?

Часть 2 (продолжение).

«Пошла мама Телёнка к петушку и спрашивает его: «Петя, ты так протяжно поёшь, как мне этому научить Телёнка?» А петушок отвечает: «Я расскажу тебе, как помочь Телёнку. Во-первых, ему надо правильно дышать. Пусть он сделает вдох, а говорит на выдохе. Во-вторых, пусть говорит тише. А в-третьих, пусть он говорит медленнее, без спешки, и он научиться плавно говорить».

Будет ли Телёнок выполнять всё, что сказал петушок?

Часть 3 (варианты окончания придумывает ребёнок вместе с взрослым).

Что было дальше?»

Сказка «Жак» 

(для детей от 5 до 12 лет) (в соавт. с Т.Г. Никифоровой)

ЦЕЛЬ: выявить отношение к выздоровлению и к рекомендациям доктора. Часть 1.

«Во Франции в городе Париже живет мальчик. Зовут его Жак. Он, как и все дети, ходит в школу, учится в начальном классе и за свои знания получает отметки. А после школы Жак очень любит гулять на улице, кататься с горки, играть с ребятами в догонялки и прятки. В один из дней Жак после школы пошел на улицу поиграть с друзьями в догонялки. Ребята быстро бегали друг за другом и весело смеялись. Жак тоже побежал вместе со всеми, но споткнулся обо что-то, упал и повредил руку (ногу). Его положили в больницу, что бы вылечить руку (ногу)».

Как в больнице будут лечить руку (ногу)?

Часть 2 (продолжение).

В больнице Жаку забинтовали поврежденную руку (ногу). Внутри бинт смазали гипсом, который стал твёрдым и защищал больную руку (ногу) от неловких движений. Назначили разные процедуры, помогающие выздоровлению. Каждый день к нему приходил доктор, осматривал его, проверял как его самочувствие. Неожиданно доктор спросил Жака: «Ты действительно хочешь вновь стать здоровым? И готов ли ты для этого как следует потрудиться?»

Что ответил Жак?»

Часть 3(окончание).

«Для того чтобы вновь быть здоровым, играть и бегать как раньше, тебе необходимо, чтобы твоя рука (нога) зажила», - сказал доктор.

«А что же мне надо делать, чтобы она быстрее зажила, как я  должен трудиться?», - спросил Жак.

«Я расскажу тебе!» - Ответил доктор. - «Чтобы косточки были крепкими,  и  рука  (нога)        быстрее заживала, надо, во-первых, хорошо и правильно питаться, надо пить молоко, есть больше овощей, рыбы, яиц и каши. В этих продуктах находятся вещества, которые укрепляют косточки и помогут быстрее заживать. Во-вторых, нельзя мочить водой забинтованную руку (ногу) и нельзя ломать гипс. В-третьих, для того, чтобы рука (нога) заживала быстрее и правильно, надо делать специальные упражнения (сжимать и разжимать руку (ногу), поднимать ее вверх, чтобы она не отекала). В-четвертых, нельзя несколько недель напрягать руку (ногу), чтобы не повредить ее, пока она заживает. Ну а, в-пятых, если рука (нога) заболит, то надо обязательно об этом сказать маме.

Как ты думаешь, Жак захочет и будет ли выполнять рекомендации доктора? Что из сказанного доктором Жаку запомнилось больше всего?»

Сказочки Ванечке «О врачах» 

(для детей от 2 до 6 лет)

ЦЕЛЬ: создать позитивный реальный образ врача.

Сказка первая. Кто такой врач?

«Эта сказка о Ванечке, который не знал кто такой врач. А может быть это история о жизни мальчика и о его знакомстве с настоящими врачами. Итак, жил-был Ванечка. Жил он вместе с мамой и папой. Когда он научился говорить, то задавал очень много вопросов. Особенно они задавались перед сном. Не то чтобы Ванечка не хотел спать, просто за целый день накопились «что, где, зачем и почему». Все эти вопросы не дают Ванечке уснуть.

  • Папа, что такое врач? - поинтересовался Ванечка. Папа улыбнулся и ответил:
  • Не что, а кто. Это тот, кто лечит, врачует.
  • «Значит моя мама-врач», —уверенно сказал мальчик.

-Нет, твоя мама не врач, у неё другая профессия. А почему ты так решил? - удивился папа.

-Моя мама меня всегда лечит. Поит меня сиропом от кашля, мажет мои болячки зелёнкой, бррррррр,- сморщив личико, вспомнил Ванечка.

-Все мамы чуть-чуть лечат своих малышей, - продолжал объяснять папа. - Не будет же мама с каждой царапинкой бежать к врачу. К нему обращаются в сложных случаях, например, с разными болезнями. Врач знает, как победить болезнь.

  • Он что умеет сражаться с болезнью что ли? – засмеялся Ванечка и представил, как врач размахивает боевым мечом или другим оружием.
  • Можно сказать и так, - согласился папа, - Только врач сам не будет сражаться. Побеждать болезнь будет тот человек, который болен.
  • А я думал, что врач, он как волшебник, - разочарованно вздохнул Ванечка – С длинной бородой, всё может, всё знает. Как придёт такой врач, так любая болезнь убежит.
  • Врач – это человек, - терпеливо объяснял папа, - Он может быть женщиной или мужчиной, может быть в белом халате или в другой одежде. А характером или внешностью он может быть похож на меня, на твою маму, на бабушку, дедушку или на любого из твоих знакомых. Главное то, что врач знает и умеет лечить, он долго этому учился.
  • А почему у врача белый халат, а не чёрный, ведь белый так быстро пачкается, - поинтересовался Ванечка.
  • Ты сам и ответил на свой вопрос. Врачу надо быть очень чистым, и в белом халате чистота сразу заметна.

-Папа, а я смогу стать врачом, когда вырасту, - спросил Ванечка.

  • Конечно, сынок, а поиграть в него мы сможем с тобой завтра.

«А сейчас спокойной ночи!» —тихо сказал папа и накрыл сынишку одеялом.

Задание для взрослого: после сказки провести беседу с ребёнком на тему

«Кто такой врач».

Сказка вторая. Разные врачи.

На следующий день Ванечка в игре был врачом. Мама и папа купили ему «чемоданчик доктора». Там были разные медицинские инструменты. Не настоящие, конечно, а игрушечные. Кое-что они добавили туда сами, например: ватку, бинтик, мазь и зубочистку для шприца вместо иголки. Вместе с мамой и папой Ванечка «вылечил» все свои игрушки. В игре Ванечка узнал, что врачи бывают разные: педиатр лечит детские болезни, окулист лечит глазки, хирург лечит ручки, ножки. Ушки и горлышко то же лечит какой-то врач, правда Ванечка название его так и не запомнил, очень уж сложным оно оказалось.

Перед сном он ещё раз спросил маму и папу о врачах. Засыпая, повторил их названия. Мама и папа пожелали сынишке «спокойной ночи». Ванечка укрылся одеялом, прижал к себе любимую плюшевую черепаху. Как вдруг что-то вспомнил.

  • Мама, папа, а у зверюшек, черепах, кошек и собак тоже есть свои врачи? - неожиданно прозвучал голос Ванечки в ночной тишине.
  • Конечно, есть. Спи, моё солнышко, завтра поговорим, - ласково произнесла мама.

Ванечка улыбнулся, он очень любил, когда мама называла его «моё солнышко». Ванечка повернулся на бочок и стал представлять, как белые мышки лечат мышат, а белая кошка – котят. Почему-то ему казалось, что вместо белого халата у зверюшек - врачей обязательно должна быть белая шёрстка.

Задание для взрослого: после сказки провести беседу с ребёнком «Какие бывают врачи», организовать игру в доктора.

Сказка третья. Врач для зверюшек.

Утром Ванечка рассказывал маме и папе свой сон про белых зверюшек – врачей.

  • А белые птички, голуби, которые иногда прилетают к нам во двор, они тоже врачи и лечат голубят? – спросил Ванечка.
  • Возможно, так оно есть, но только у сказочных зверюшек и птичек, - улыбнувшись, ответила мама, - А у настоящих животных врач-человек и называется – ветеринар. А больница для животных – ветеринарная лечебница.
  • Мама, а можно я буду называть этого врача по-другому, Айболитом? – вспомнил Ванечка забавное имя доктора из сказки.
  • Хорошо, сынок, называй. А мы можем вместе с тобой и с папой ещё раз почитать эту сказку вечером.

Так они и сделали, перед сном почитали сказку про смелого и отважного доктора Айболита, который спешил на помощь к больным зверюшкам.

Задание для взрослого: после сказки вспомнить и почитать произведения про врачей (К. Чуковского, Н. Носова и др.), рассмотреть иллюстрации к ним.

Сказка четвёртая. Знакомство с настоящими врачами.

Наступил день, когда Ванечка познакомился с настоящими врачами в детской поликлинике. Мама привела сынишку на медицинский осмотр.

Ванечка не совсем понимал зачем, ведь чувствовал он себя вполне здоровым мальчиком. Однако согласился. Ему было любопытно встретиться с каждым врачом. А может и задать им свои любимые вопросы.

К сожалению, Айболита или как мама его называет «ветеринарного врача» в детской поликлинике не оказалось. Однако с другими врачами Ванечке даже удалось поговорить. Конечно, не все врачи охотно отвечали на Ваничкины «что, где, зачем и почему». Многие врачи были серьёзными и старались успеть помочь всем деткам, которые ждали своей очереди в коридорчике. Но некоторые врачи даже объясняли, как и чем они собираются осматривать Ванечку и других деток, показывали свои удивительные инструменты. И по правде сказать, после этих разговоров Ванечке становилось спокойнее, и он даже помогал врачам себя осматривать: поднимал рубашечку, открывал ротик, старался меньше вертеться на стульчике.

  • «У кого тебе больше всех понравилось в кабинете?» —спросила мама Ванечку по дороге домой. Ванечке трудно было сразу ответить. Очень разными были врачи. Но он немного подумал и громко крикнул:
  • Мама, я вспомнил, мне больше всех понравилось у врача окулиста. Когда мне смотрели глазки, врач со мной разговаривал, и я ему рассказал про зверюшек-врачей. И ты знаешь, что он мне сказал?
  • Нет, не знаю, - призналась мама, - я ведь сидела чуть дальше от вас и не слышала, о чём вы там говорили.
  • Врач мне сказал, - воскликнул Ванечка, - что я прав, среди зверюшек и птичек есть свои настоящие, а не сказочные врачи.

Ванечка немного задумался, а потом продолжил:

  • А ещё меня врач-окулист просил к следующей с ним встрече придумать интересные истории про врачей зверюшек, птичек и рыбок. Мама, ты мне поможешь?
  • Конечно, я и папа с удовольствием поможем тебе придумать сказочные истории про врачей-зверюшек. И пусть у них будет белая шёрстка и белые пёрышки, как в твоём сне, - засмеялась мама и обняла крепко своего любимого сынишку.

Задание для взрослого: вместе с ребёнком придумать свои короткие сказки про зверюшек-врачей.

Сказка «Починка Джо»

 (для детей от 4 до 8 лет) Автор: Царькова О.В.

ЦЕЛЬ: информировать о процедуре постановки пломбы; мотивировать ребёнка на необходимость сидеть на приёме у стоматолога без лишних движений.

«Вечер. Машинка Вжик и джип Джо ждут своего друга из ремонтной мастерской Починкина. И вот из-за поворота показались знакомые фары Бик-Бика. С высоко поднятым бампером он подъехал к друзьям, сверкая новыми зубками на шинах.

  • Привет. Ребята!

Вжик удивился, насколько уверенно произнес эти слова Бик-Бик. Джо захлопал ему своими крепкими дверцами.

  • Браво! Какие зубки на твоей резине, с ними ты будешь тормозить и срываться с места как самолет.
  • Да это оказалось так просто, поменять резину. Как у вас дела?

Вжик рассказал, как сегодня он быстро объехал весь город. А вот Джо почему-то загрустил.

  • Рассказывай Джо. Что произошло? Мы же друзья. – тихо произнес Бик - Бик.
  • Ладно, слушайте. Я ехал по проселочной дороге. Там строили дом, и кто- то разбросал гвозди по всей дороге. И вот один гвоздь проколол мою резиновую шину. Но я уже был у Починкина. Он поставил заплатку и уже все в порядке.

Вжик был вне себя от возмутительного отношения к дороге.

  • Как можно разбрасывать гвозди, ведь это очень опасно. Почему строители не думают о тех, кто ездит по этим дорогам.

А Бик-Бик так разволновался, что на его стекле даже выступила слеза.

  • Как поставили заплатку? Твои шины мазали едким клеем, надували воздух насосом?

Да, пришлось немного потерпеть, дружище. Но клей быстро выветрился. И не такой уж он едкий. Самое трудное стоять неподвижно, это нужно, чтобы заплаточка крепко сцепилась с резиной. А то она может отлететь. А надувать шину мне очень нравиться – это напоминает ветер с моря, приятно даже. Все в полном порядке, ребята. Я снова могу ездить по дорогам. Путешествовать. Это главное.

Бик-Бик и Вжик восторгались смелостью Джо. А он, он любил своих друзей и ценил их:

  • Бик-Бик ты такой любознательный. С тобой так интересно. А ты Вжик очень ловкий, находчивый. Вы тоже смогли бы, как и я. Это все могут».

Котёнок Кузька идёт в детский сад

Автор Мария Шкурина

Жил-был котёнок Кузька. Он был серенький, только ушки у него были беленькие. И была у Кузьки мама, большая полосатая кошка Мурка.

Как-то раз мама сказала Кузьке:

— Завтра ты в первый раз пойдёшь в детский сад для котят.

— Детский сад?! А что это такое? — немного испугавшись, спросил котёнок.

— Детский сад — это такое место, где все котята вместе играют, кушают и спят, — улыбнулась мама-кошка.

— Мамочка, а мой друг Дружок тоже там будет?

— Нет, Кузька. Дружок будет ходить в детский сад для щенков. А по вечерам и в выходные вы будите встречаться и рассказывать друг другу, как вы хорошо провели время в садике, что нового узнали, в какие игры играли, — объяснила мама Кузьке.

— Мамочка, мне грустно будет без Дружка. «А ты со мной будешь?» —спросил малыш-котёнок.

— Нет, любимый мой, я тебя отведу в садик, а затем уйду домой. Ты там будешь играть с другими котятами и воспитательницами, пить молочко, спать. Не заметишь, как время пролетит, и я приду за тобой.

Кузька внимательно выслушал маму, всё понял, но всё равно, ему не очень хотелось идти в садик. Он не мог представить себе, что столько времени будет один, без мамы. Тем более что Дружка там с ним не будет. Котёнок долго не мог заснуть, ворочался в кроватке и думал, думал про детский сад.

— Кузенька, просыпайся, вставай, пей молочко, чисть зубки, и идём в садик! — услышал котёнок с утра мамин голос. Вставать с постели совсем не хотелось, но и маму расстраивать не хотелось.

На самом деле, Кузька надеялся, что мама Мурка передумает и вместо того, чтобы идти в этот самый детский сад, они вместе пойдут на прогулку. По дороге котёнок молчал, а мама рассказывала ему о том, что он найдёт в садике новых друзей.

— Мамочка, но ведь у меня уже есть Дружок! Зачем мне другие друзья?! — сказал он кошке.

— Так ведь это совсем не плохо — иметь много друзей! Это ведь не значит, что ты Дружка забудешь! — рассмеялась мама.

В этот момент они подошли к детскому саду. Навстречу им вышла пушистая серая кошка.

— Я твоя воспитательница, а зовут меня Пушинка, — произнесла она. — А вон там другие котята, с которыми ты сможешь играть в разные игры.

— Привет, я Мурзик! Пошли играть в догонялки! — один чёрненький котёнок подбежал к Кузьке и потянул его за собой.

Мама Мурка помахала своему сыночку на прощание и вышла. Кузьке стало немного грустно, но Мурзик торопил его начать игру. Сначала они поиграли в догонялки, затем в прятки и в мячик, потом тётя Пушинка почитала им сказку «Кто сказал мяу», затем они выпили молочко и легли отдыхать. После сна игры продолжились. Кузька познакомился с другими котятами, было так интересно и весело, что он не заметил, как пришло время, чтобы идти домой.

— Мама, это было так здорово! — сказал он своей маме по дороге домой. — Как мне хочется всё-всё рассказать Дружку!

— Я думаю, что и ему есть чем с тобой поделиться, — ответила Кузькина мама.

Действительно, Дружок уже ждал котёнка около дома, чтобы рассказать о своём дне, а также поиграть со своим лучшим другом. Они играли до самого вечера, но постарались пораньше лечь спать, чтобы не проспать и не опоздать в садик.

На следующее утро Кузька встал раньше мамы и помчался пить молоко и чистить зубы. Он знал, что его ждёт ещё один замечательный день в детском саду.

Бабочка Анюта

(Мотивация)

Жила-была на свете бабочка, и звали ее Анюта. У нее были очень красивые крылышки – желто-фиолетовые, с черными крапинками-ресничками, просто загляденье!

Анюта родилась в чудесном местечке, в ветвях старой Сирени, и по праву считала ее своей крестной. Сирень любовалась малышкой и при каждом удобном случае учила ее уму-разуму.

Бабочка Анюта была совершеннейшей непоседой, она ни минутки не могла усидеть на месте – все время порхала, кружилась, куда-то летела, потому что ей было очень интересно жить. У нее было много знакомых, и еще закадычная подружка – Тополиная Моль, такая же юная и непоседливая, как она сама. Она родилась по соседству, на Тополе, и сошлась с бабочкой Анютой на почве общих интересов: обе любили танцевать и часто кружились в Танце Радости, придумывая все новые и новые па.

Время от времени бабочка залетела в открытые форточки жилых домов, чтобы посмотреть – а как там, у людей? Она уже неоднократно проникала в их жилища, и знала, что у всех все устроено по-разному и совсем не так, как у бабочек. Но тем не менее ее все равно тянуло к людям.

- Зачем ты это делаешь? – недоумевала старая Сирень. – Люди – это же так опасно! Они могут тебя раздавить и даже не заметят.

- Ничего подобного, — вмешивалась юная Моль. – Вот я залетела тут к одним и станцевала для них свой Танец Радости, так они были просто в восторге! Они все повскакивали с мест и стали мне аплодировать! И еще бегали за мной – наверное, автограф взять хотели! Так и хлопали, пока я не скрылась со сцены в открытую форточку.

- Ты просто звезда! – в восторге хлопала нежными крылышками бабочка Анюта. – Тебе уже рукоплещут зрители!

- Рукоплещут им, — ворчала Сирень. – Хлопают им… Смотрите, как бы вовсе не прихлопнули!

Но подружки беспечно отмахивались и снова куда-нибудь разлетались, потому что в мире было столько интересного, чего они не видели!

И вот однажды бабочка залетела в распахнутое окно и увидела девочку. Очень грустную девочку, бледную, худенькую и с печальными глазами. Девочка лежала в кроватке и смотрела в потолок. Но тут она заметила красивую бабочку и очень обрадовалась. Даже чуть-чуть улыбнулась.

- Привет! – сказала она, во все глаза глядя на бабочку.

- Привет! – охотно отозвалась та. – Я – бабочка Анюта. А ты кто?

- Я??? Я тоже Анюта, — удивилась девочка. – А разве бабочки Анютами бывают???

- Еще как бывают, — успокоила ее бабочка. – Я же есть? Значит, бывают! А ты чего среди бела дня лежишь в постели? Давай, вылезай, выходи на улицу, там такой чудесный денек!

- Я не могу, — опечалилась девочка. – Я больна, и у меня постельный режим.

- И давно он у тебя? – поинтересовалась бабочка.

- Давно. У меня от болезни а-не-мия. Это когда слабость, грустно, нет аппетита и ничего не хочется.

- По-моему, это не от болезней бывает, а от недостатка впечатлений, — со знанием дела сказала бабочка. – Если бы я только и делала, что сидела на ветке, у меня давно бы крылышки завяли. Их же постоянно тренировать надо!

- А мама говорит, что мне надо лежать, — вздохнула девочка Анюта. – А еще надо слушаться врачей и пить горькие лекарства. Тогда я, может быть, еще и выздоровею. Хотя они очень противные и совсем невкусные.

- Врачи или лекарства? – задрожала от смеха бабочка. – Впрочем, я думаю, и те, и другие! Знаешь, по-моему, тебя как-то неправильно лечат, поэтому тебе и невкусно. Тебе надо срочно возвращать вкус к жизни!  Хочешь, я научу тебя Танцу Радости? Мы, бабочки, замечательно умеем его танцевать! Знаешь, как это красиво, когда много-много бабочек кружатся в Танце Радости? Хочешь с нами?

- Хочу. «Только не могу», —жалобно сказала девочка Анюта. – У меня ножки не ходят.

- Как? Совсем не ходят? – поразилась бабочка. – Такие молодые ножки – и не ходят? Не может быть!!! Наверное, они просто уснули. И видят сладкий сон. Поэтому им просыпаться не хочется.

- Наверное, — уныло отозвалась Анюта, и на глазах ее показались слезы.

- Эй, эй! А ну-ка, не реви! – обеспокоилась бабочка Анюта. – Слезами горю не поможешь! Тут надо по-другому действовать!

- А как? – с надеждой глянула на нее девочка Анюта.

- Не знаю пока. Надо подумать! – ответила бабочка. — Я, пожалуй, сейчас полечу. Посоветуюсь кое с кем… А ты меня жди! Прилечу завтра, в это же время!

- Хорошо, я буду ждать! – прошептала ей вслед девочка, совершенно очарованная полетом дивной бабочки.

… Моль и бабочка Анюта держали совет, устроившись на ветви старой Сирени.

- Ну зачем вам это надо? – вразумляла их Сирень. – Можно подумать, вы что-то понимаете в человеческих болезнях! Занимайтесь своим делом, что вам до этой девочки?

- Но ведь и правда жалко, что она не может своими глазами увидеть, как красив мир! – возражала Тополиная Моль.

- А вы-то тут при чем? Вы – создания крылатые, ваше дело – летать! Нет вам до нее никакого дела! – упорствовала Сирень.

- А мне есть до нее дело! – упрямо сказала бабочка Анюта. – Маленькие девочки должны порхать и веселиться, как бабочки, а вовсе не скучать, лежа в постели. И мне кажется, я кое-что придумала…

На следующий день бабочка Анюта прилетела к своей новой подружке и сразу заявила:

- Знаешь что? Я тут подумала, что учиться танцевать можно и лежа. Танец Радости – это такая заразительная штука! Ты будешь мысленно танцевать, и рано или поздно твои ножки сами захотят пуститься в пляс. Ты как, согласна?

- Согласна! Согласна! – обрадовалась Анютка. – Только… А вдруг не захотят?

- Ну, по крайней мере, удовольствие получишь! – заявила ей бабочка Анюта. – Не робей, тезка, все у нас получится! Познакомься, вот это моя подружка – Моль. Сейчас мы тебе покажем разные фигуры этого танца. А ты смотри и повторяй!

И бабочка Анюта вместе с Тополиной Молью закружились по всей комнате, вверх, вниз и по диагонали, выписывая самые замысловатые фигуры и пируэты.

- Примечай, повторяй, не ленись, успевай! – напевала в такт бабочка Анюта. – Этот Танец Радости прогоняет гадости! Кто умеет танцевать – того болезням не догнать! Летаем, порхаем, о хворях забываем! Ножки, просыпайтесь, к танцу подключайтесь!

Наконец, Моль и Бабочка вдоволь напорхались и присели на стенку прямо возле девочки Анюты.

- Ну как? – спросила запыхавшаяся Моль, отряхивая крылышки.

- Здорово! – засмеялась девочка. – Мне кажется, что я и сама летала вместе с вами. Но вот ножки… Они так и не проснулись!

— Это ничего, — утешила ее бабочка Анюта. – Значит, просто слишком крепко спят. Но им все равно снится, что они танцуют. Проснутся, дай срок!

Теперь каждый день неугомонные подружки прилетали к девочке Анюте, чтобы поупражняться в Танце Радости. И с каждым днем они отмечали новые перемены, происходящие в Анюте. Вот она уже стала частенько улыбаться… Вот похвасталась, что к ней вернулся аппетит… Вот и румянец заиграл на ее щечках… А вот и ножки в первый раз шевельнулись! Танец Радости явно приносил свои плоды.

Конечно, Анюта рассказывала маме о своих новых подружках. И несколько раз мама даже видела бабочку Анюту своими глазами.

- Да, очень красивая бабочка, — согласилась мама. – Не обижай ее, ладно? У бабочек очень хрупкие крылышки. А так – пусть сидит. Хорошо, что у тебя теперь есть подружка!

В то, что бабочка умеет разговаривать и даже преподавать уроки танцев, мама, разумеется, не поверила. Ох уж эти взрослые! Они верят в горькие таблетки, но не верят в чудеса! Но Анютка расстроилась так, самую малость. Потому что Танец Радости приносил свои плоды, и она теперь вообще редко грустила! Потанцуй-ка каждый день, хоть и мысленно – времени на всякие глупости вроде грусти просто не останется!

… А потом стало холодать. Как известно, жизнь бабочек, как, впрочем, и молей, длится совсем недолго – только пока тепло. А потом они должны уснуть, потому что так устроено в природе.

- Что же делать? – обеспокоенно вопрошала Тополиная Моль. – Мы же не довели начатое дело до конца! Мы-то уснем, мы привычные, а как она без нас?

- Говорила я вам, неразумные вы создания, — ворчала давно отцветшая, готовящаяся на зимовку Сирень.  – Вечно встряпаетесь куда-то, а потом уж думать начинаете. Одним словом, мозгов – как у насекомых! Слышь, крестница! Ну и как ты ей скажешь, что скоро умрешь??? Вот как теперь она отвыкать от вас будет? Небось, плакать начнет, печалиться! Еще хуже ей станет, чем было!

- Не станет, — решительно встряхнула крылышками бабочка. – Я кое-что придумала!

И на следующий день она прилетела к своей маленькой тезке и с воодушевлением сообщила:

- Ты знаешь, Анютка, меня срочно вызвали в теплые страны! Я должна улететь. Буду преподавать там Танец Радости.

- А я??? – в панике приподнялась с постели Анюта. – Как же я??? Я же еще не разбудила свои ножки!!!  И потом… Я что, больше тебя никогда не увижу?

- Тихо, моя дорогая.  Без паники! Я как раз хотела сообщить тебе радостную новость: все идет отлично!  Зимой ты будешь тренироваться самостоятельно. Весной ты уже начнешь вставать – это я тебе точно говорю! А когда станет совсем тепло… Ты подойдешь к окну – только обязательно сама, на своих ножках!  Выглянешь и увидишь там… не скажу — что, сама увидишь. Я подам тебе Знак, ты сразу поймешь, что это от меня.

- А что потом?

- А потом ты сможешь танцевать Танец Радости каждый день и научить ему других. И однажды ты приедешь ко мне, в теплые страны, где мы обязательно станцуем вместе! Как тебя такая идея?

- Мне жалко, что тебе надо улетать, — проговорила девочка. – Но я очень, очень хочу увидеть дальние страны!

- Тогда танцуй! – взмахнула крылышками бабочка Анюта. – Танцуй каждую свободную минутку! Танцуй даже во сне! И разговаривай со своими ножками, объясняй им, как это хорошо – двигаться, бегать, танцевать! И знай – НИЧЕГО!!! НЕВОЗМОЖНОГО!!! НЕТ!!!

… Всю зиму девочка Анюта радовала маму и врачей своими достижениями. Все они были удивлены, потому что Анюта уверенно шла на поправку. А ее ножки… Они все чаще просыпались и начинали двигаться! Анюта разговаривала с ними, рассказывала им разные истории, гладила их и приглашала потанцевать. Ну, хоть полчасика! А потом мысленно, помогая себе руками, старательно вспоминала фигуры Танца Радости. Ей очень, очень хотелось научить ножки танцевать его!

И однажды ножки согласились!  Они послушно свесились с кроватки и удержали Анюту, когда она оперлась на них. В следующий раз ей удалось сделать несколько шажков. Потом повернуться.… И в один прекрасный день она сумела самостоятельно дойти до окна. Рядом с ней шла мама, готовая, если что, подхватить ее на руки. Но Анюта не упала! У нее все получилось, она смогла!!!

Больше всего она боялась, что бабочка Анюта ее обманула, и там, за окном, она не увидит ничего такого, что было бы похоже на Знак. Но это оказалось не так!  Там, под окном, было много-много бабочек Анют, с фиолетово-желтыми крылышками в черную крапинку. Они все смирно сидели на земле, никуда не взлетая, и это было очень, очень красиво!

- Мама, мамочка! Смотри, какие бабочки! – восторженно закричала девочка. – И сколько же их!  Наверное, она пригласила всех своих друзей, чтобы мы вместе станцевали Танец Радости!

— Это не бабочки, милая моя фантазерка, — покачала головой мама. – Это цветочки такие.

- Цветочки? Какие цветочки? – не могла поверить девочка.

- Они называются «анютины глазки», — пояснила мама. — Красивые, правда? Они будут радовать нас все лето. Хотя меня больше всего радует то, что нам тебя удалось поднять на ноги. Это просто чудо какое-то!

- Я все поняла, это Знак! – сообразила Анюта. – Это Знак от моей подруги, бабочки Анюты. Анютины глазки! Ну, точно – она прислала! Из теплых стран! Мама, а мы можем спуститься туда, вниз? И немного потанцевать?

- С удовольствием! – обняла ее мама. – Я так давно мечтала, что мы когда-нибудь сможем вместе потанцевать!!!

- А еще я должна научить Танцу Радости других людей, — пробормотала девочка Анюта. – Я же обещала!

И вскоре старая Сирень, благоухающая на весь белый свет, любовалась, осыпала двух женщин – маленькую и большую – своими лепестками и тихо шептала:

- Ах! Как танцуют! Как порхают! Бабочки! Чисто бабочки! Нет, все-таки нет в этом мире ничего лучше, чем Танец Радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терапевтические сказки в ДОУ

 Работая над развитием речи посредством театрализованной деятельности, я познакомилась с терапевтическими сказками. Это такие сказочные истории,     ...

Терапевтические сказки для будущих дошкольников

Поступления вашего ребенка в детский сад – очень важный для вас и вашего малыша этап. И он сопряжен с возможным появлением детских страхов (одиночества, общения, новых знакомств, отрыва от привычной ж...

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?

КАК СОСТАВИТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ ДЛЯ РЕБЕНКА?(Конструктор сказок)В мире существует огромное количество сказок. Однако, читая книгу за книгой вы, вероятно, уже заметили, что сюжеты некоторых из них...

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле.

Терапевтические сказки: Сказка о двух братьях и сильной воле...

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться

Терапевтические сказки: Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться ...

Игры на преодоление болезней носа и горла

Игры на преодоление болезней носа и горла...

Терапевтическая сказка "Сказка о глупенькой маме" Продолжение сказки о Зайчике, который обиделся на маму..

Сказкотерапия возникла в качестве направления психотерапии и зарекомендовала себя как очень эффективный метод....