Игры с камнями в работе педагога-психолога
статья по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

 Спиринцева Ольга Петровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kamnyami_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с камешками

в профессиональной деятельности

педагога-психолога

Человек — часть природы. Конечно, ритм жизни отрывает нас от нее, но, когда, выпадая из суеты дней, мы оказываемся в лесу, в горах, на берегу реки или моря, мы вновь восхищаемся ее красотой и мощью. В эти мгновения происходят удивительные метаморфозы: неожиданно мы находим ответы на терзающие нас вопросы или нас накрывает постижение своей истинной жизненной цели, того самого смысла бытия. Порой, во время занятий с детьми или взрослыми, наблюдается нечто подобное, и чаще всего это происходит во время применения арт-терапии или же работы с природными материалами — песком, глиной, камнями.

В коррекционно-развивающей деятельности наравне с общепринятыми технологиями (песочной терапией, глинотерапией, арт-терапией с использованием природных материалов) может применяться камнетерапия — работа с камнями.

Известно, что камни всегда привлекают человека. Достаточно вспомнить, как мы ведем себя на морском побережье. Среди множества людей на пляже обязательно найдутся те, кто строит замки из песка или собирает камешки, ракушки, и те, кто рассматривает этот результат творчества, испытывая при этом полную гамму эмоций.

Камешки — интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы.

Включать камни можно в любую форму работы, будь то индивидуальное или групповое занятие, взрослая или детская целевая группа. Это может быть активное упражнение («Попади в цель», «Классики») и упражнение, требующее особой концентрации («Чаша весов», «Башня», «Выбей камешки из круга»). С помощью тех же камней можно подтолкнуть клиента к творческой самореализации и поиску своего «Внутреннего Я» (камни можно разрисовывать, из камней можно выкладывать узоры, можно предложить участникам выбрать камешек и затем обсудить в парах, чем камни похожи друг на друга) или сплотить коллектив и нацелить его на решение какой-либо задачи («Собери камни»). Различные манипуляции с камешками помогут ребенку в развитии когнитивных процессов, коммуникативных навыков, устранении поведенческих расстройств.

Таким образом, терапевтические возможности применения камней многогранны. Так, игры и различные упражнения с камешками можно использовать в целях оказания психологической помощи детям, испытывающим трудности в общении и адаптации, в психокоррекции и психопрофилактике конфликтности, замкнутости, тревожности. Перебирая камешки в руках, воспитанники становятся более спокойными, уравновешенными, развивают свои познавательные процессы, речевую активность, кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Эффективно применение камней в индивидуальном психологическом сопровождении детей с повышенной двигательной активностью, поведенческими нарушениями.

Также действия с камнями стимулируют формирование активного словаря, развивают воображение, способствуют гармоничному развитию личности.

Математическое и сенсорное развитие

Чтобы развивать математические способности, можно предложить ребенку:

  • Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленькие камешки и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
  • Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а малыш будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот.

Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

  • Порядковый счет и математические термины. Считаем количество камешек и динозавров.
  • Различаем и сравниваем цвета, формы, геометрические фигуры.

Сортировка камней:

  • По цвету: можно заранее подготовить цветные тарелочки (емкости), и малыш будет подбирать каждой тарелке свои камешки;
  • По размеру: можно поставить несколько коробок с указателями для различного размера — для маленьких, средних, больших камней;
  • По форме: можно оформить коробку, проделав в нем несколько отверстий различного диаметра — для овальных камней, круглых;
  • По весу: Можно поставить опыт: сколько камней потребуется, чтобы уравновесить один большой и тяжелый камень. Попробуйте сначала определить вес по внешнему виду, или взвешиванием на руке, а затем проверьте результат на «весах»;
  • По фактуре: сделайте «тактильный мешочек» — насыпьте в непрозрачный мешок камешки различной величины, формы и фактуры. Пусть ребенок по вашей просьбе на ощупь ищет гладкий камешек, а затем длинный, шершавый, круглый, маленький.

Развитие восприятия:

Для того, чтобы познавать мир, малышу необходимы новые ощущения.

Используя камешки, можно:

  • выкладывать «дорожки» для пальчиков;
  • сделать сенсорную коробку, в которой может быть, к примеру большие камни, маленькие камешки, гладкие и шершавые камни — отыскивать ручками нужные вам камешки;
  • сделать тактильный мешочек с различными предметами, среди которых необходимо найти камешки на ощупь;
  • стучать камешками по различным поверхностям — друг о друга, по дереву, пластику, металлу. Выяснить, какой звук звонче, какой ниже, какой звук выдает большой камень, а какой маленький.

Игры с камнями:

Игра «Собери камни»

На ровной поверхности (асфальт, пол и пр.) нарисуйте круг диаметром 1 метр. В круге каждый участник игры рисует поле произвольной формы и размера, раскрашивает его или заштриховывает определенным цветом. Каждый игрок получает 5 камней, отмеченных цветом или штриховкой, соответствующей цвету (штриховке) поля игрока. Ведущий игры (он же судья) распределяет камни игроков в не занятой никем зоне круга. Цель игрока — собрать «свои» камешки на «своем» поле.

Игроки в порядке очередности бросают камни в пределах круга. При попадании камня в «чужое» поле игрок договаривается с хозяином поля о возможности переждать или о разрешении на следующий ход. Если прийти к договоренности не удается, камень игрока «сгорает» — ведущий его забирает. Выигрывает тот, кто быстрее и в большем количестве соберет свои камни на свое поле.

Эта игра имеет различные вариации: игрок и хозяин договариваются без слов; у каждого игрока свой язык общения и др.

Игра «Выбей камешки из круга»

На ровной поверхности рисуют одинакового размера окружности по количеству игроков. У каждого игрока четное количество камешков, половину камней кладут в центр окружности, а второй половиной выбивают камни из круга. При этом количество попыток выбить камни ограничено количеством камней в руках игрока. Побеждает тот, кто выбил больше всего камней из круга.

Упражнение «Чаша весов»

Может использоваться как в группе, так и индивидуально. Необходимо распределить камни, имеющиеся у команды или игрока, на импровизированных весах (уравновесить камни). Данное упражнение также имеет свои вариации: можно ограничивать количество попыток распределения камней или исключить возможность вербального общения в команде и т.д.

Упражнение «Башня»

Игроку (команде\командам) раздаются камни различных формы и размера. Из этих камней необходимо построить башню. При этом оговариваются некоторые условия, например: башня строится укладыванием камней друг на друга в один ряд, или строится произвольная башня, но без вербального общения в команде, или вся команда по сигналу ведущего одновременно строит башню и др. Включите в свою психологическую деятельность камни, и вы увидите, как они увлекут ваших маленьких и взрослых клиентов. А увлеченный человек на время забывает о своих тревогах и проблемах. Более того, в какой-то момент человек либо находит решение этих проблем, либо меняет свое восприятие.

Игры с камнями во дворе:

Жары

Пять камешков игрок берёт в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе или на земле. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока он летит, нужно успеть коснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

Верты

Та же самая игра, но рассыпанные камешки нужно перевернуть или просто сдвинуть с места.

Из руки в руку

Та же игра, но нужно успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все камешки играющие обменяют.

Чёт и нечет

Один из играющих берёт в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: «Чёт или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

Царапки

Для этой игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон (место, где проходит игра). Игрок подкидывает один камешек и, прежде чем поймать его, хватает с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, игрок откладывает в сторону все камешки, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки. Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционный подход в работе педагога-психолога: работа с камнями».

Работа с камнями в коррекционно-развивающем напрвлении работы педагога-психолога....

Игры с мячом в работе педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с ОВЗ

Актуальность игр с мячом в работе специалистов в ДОУ для детей с ОВЗ, примеры игр....

Камни Марблс в работе педагога-психолога с дошкольниками

Всё большую популярность в работе с детьми дошкольного возраста получают нетрадиционные методы, средства, приемы. Одним из таких инновационных средств я считаю организованную деятельность с использова...

Мастер-класс для педагогов "Камни Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Камешки Марблс-прекрасное, яркое, красочное, полифункциональное пособие, которое доставляет радость детям и одновременно развивает их. Камни Марблс, это нетрадиционный метод коррекционно-развивающей р...

Применение техники sand-tray (игры в песочнице) в работе педагога-психолога.

Песочница – замечательно универсальный рабочий инструмент психолога. В ней можно работать индивидуально, парами и группами, практически без возрастных ограничений. В песочницу можно переносить р...

Использование камней Марблс в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства» по теме: «Использование камней Марблс в ...