Ложь и фантазия: отличия, причины возникновения, условия развития и меры профилактики
консультация по психологии

Кутеева Оксана Алексеевна

Ложь и фантазия: отличия, причины возникновения, условия развития и меры профилактики

Ранний и дошкольный возраст - это тот временной период в развитии личности, когда активно развиваются и формируются все психические процессы (речь, мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

В младенческом возрасте все психические процессы являются одним целым и только постепенно начинают выделять в отдельные функции. Одной из первых появляется речь, мы ее можем наблюдать уже около года. Воображение – более сложный психический процесс и формируется позднее. Потому что основывается на объективной картине мира и возможности выйти за ее рамки.

Воображение – это способность представлять несуществующий образ предмета.

Для того, чтобы представить несуществующий образ предмета, необходимо иметь представления о предметах, их свойствах и связях между собой.

*(сноска) Если ребенок в раннем дошкольном возрасте проявляет фантазию или врет, это говорит о его незаурядных когнитивных способностях. Видео Черниговская.

Диагностика развития воображения «Несуществующее животное» для 4, 5, 6,7 лет.

Лучше всего мы можем замечать проявление воображения (и всех остальных психических процессов) в ведущем виде деятельности дошкольника – игре, где ладошка может быть телефоном, веточка ложкой, листики купюрами.

Условия для развития воображения:

  • Постоянное эмоциональное общение со взрослым;
  • Организация предметно-манипулятивной деятельности ребенка;
  • Организация различных видов деятельности ребенка.

Расширяя представления детей об окружающем мире, предлагая нестандартные решения задач,  положительно подкрепляя самовыражение, мы развиваем личность и способствуем раскрытию ее потенциала.

Видео «Мост в Терабитию»

В чем отличие воображения от лжи? Что такое – ложь?

Ложь – это умышленное введение в заблуждение с целью получения выгоды. Если в сухом остатке человек получил привилегии, удовлетворил свои потребности за счет других, он - лгал.

Как могла бы выглядеть эта ситуация, если бы девочка была лгуньей? Она бы не сказала правду, продолжала бы врать. В чем выгода? Повышение социального статуса.

Почему дети врут? Из страха что-либо потерять или из желания, что-либо получить (любовь, внимание, признание, свободу действий, статус, доверие или что-либо другое важное).

Именно поэтому, когда ребенок врет, он волнуется, его дыхание сбивчиво, речь неуверенная, движения скованны. По этим внешним признакам тоже можно понять, что ребенок врет.

Ложь истощает.

Видео Т.В.Черниговская … энергозатратное дело – врать.

Ложь – энергозатратное и невыгодное дело в текущем моменте и в перспективе и, если на нее реагировать не правильно в детском возрасте, она может пустить корни, заразить эго и принести в будущем вред и личности, и обществу.

Как реагировать на ложь/Меры профилактики.

1.Сказать правду (без угроз, спокойно): «Я вижу твою ложь и понимаю твои выгоды» (ты хочешь пообниматься; тебе нравится эта машинка, и ты хочешь её иметь; ты боишься быть наказанным за неправильный поступок)

2.Предложить экологичный вариант удовлетворения потребности (ты можешь подойти ко мне и попросить обнять; ты может попросить поиграть в машинку или попросить ее тебе купить; ты можешь не начинать драку и не будешь наказан)

3.Положительно подкреплять экологичные шаги.

Вывод:

Воображение развивает, приносит личную пользу и в перспективе социальную пользу. Ложь истощает, приносит личный вред и в перспективе социальный вред.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ложь и фантазия22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Ложь и фантазия: отличия, причины возникновения, условия развития и меры профилактики

Ранний и дошкольный возраст - это тот временной период в развитии личности, когда активно развиваются и формируются все психические процессы (речь, мышление, память, внимание, восприятие, воображение).

В младенческом возрасте все психические процессы являются одним целым и только постепенно начинают выделять в отдельные функции. Одной из первых появляется речь, мы ее можем наблюдать уже около года. Воображение – более сложный психический процесс и формируется позднее. Потому что основывается на объективной картине мира и возможности выйти за ее рамки.

Воображение – это способность представлять несуществующий образ предмета.

Для того, чтобы представить несуществующий образ предмета, необходимо иметь представления о предметах, их свойствах и связях между собой.

*(сноска) Если ребенок в раннем дошкольном возрасте проявляет фантазию или врет, это говорит о его незаурядных когнитивных способностях. Видео Черниговская.

Диагностика развития воображения «Несуществующее животное» для 4, 5, 6,7 лет.

Лучше всего мы можем замечать проявление воображения (и всех остальных психических процессов) в ведущем виде деятельности дошкольника – игре, где ладошка может быть телефоном, веточка ложкой, листики купюрами.

Условия для развития воображения:

  • Постоянное эмоциональное общение со взрослым;
  • Организация предметно-манипулятивной деятельности ребенка;
  • Организация различных видов деятельности ребенка.

Расширяя представления детей об окружающем мире, предлагая нестандартные решения задач,  положительно подкрепляя самовыражение, мы развиваем личность и способствуем раскрытию ее потенциала.

Видео «Мост в Терабитию»

В чем отличие воображения от лжи? Что такое – ложь?

Ложь – это умышленное введение в заблуждение с целью получения выгоды. Если в сухом остатке человек получил привилегии, удовлетворил свои потребности за счет других, он - лгал.

Как могла бы выглядеть эта ситуация, если бы девочка была лгуньей? Она бы не сказала правду, продолжала бы врать. В чем выгода? Повышение социального статуса.

Почему дети врут? Из страха что-либо потерять или из желания, что-либо получить (любовь, внимание, признание, свободу действий, статус, доверие или что-либо другое важное).

Именно поэтому, когда ребенок врет, он волнуется, его дыхание сбивчиво, речь неуверенная, движения скованны. По этим внешним признакам тоже можно понять, что ребенок врет.

Ложь истощает.

Видео Т.В.Черниговская … энергозатратное дело – врать.

Ложь – энергозатратное и невыгодное дело в текущем моменте и в перспективе и, если на нее реагировать не правильно в детском возрасте, она может пустить корни, заразить эго и принести в будущем вред и личности, и обществу.

Как реагировать на ложь/Меры профилактики.

1.Сказать правду (без угроз, спокойно): «Я вижу твою ложь и понимаю твои выгоды» (ты хочешь пообниматься; тебе нравится эта машинка, и ты хочешь её иметь; ты боишься быть наказанным за неправильный поступок)

2.Предложить экологичный вариант удовлетворения потребности (ты можешь подойти ко мне и попросить обнять; ты может попросить поиграть в машинку или попросить ее тебе купить; ты можешь не начинать драку и не будешь наказан)

3.Положительно подкреплять экологичные шаги.

Вывод:

Воображение развивает, приносит личную пользу и в перспективе социальную пользу. Ложь истощает, приносит личный вред и в перспективе социальный вред.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как отличить ложь от фантазии?»

Ученые утверждают, что взрослые позволяют себе лгать около тридцати раз в неделю, и многие из них делают это, чтобы лучше взаимодействовать с людьми. На вопрос: «Как дела?» мы можем ответить: «Нормаль...

КАК ОТЛИЧИТЬ ДЕТСКУЮ ЛОЖЬ ОТ ФАНТАЗИИ

Все дети любят фантазировать. Иногда фантазировать лю­бят и взрослые, но это уже называется ложью. И если фантазия вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, размол­вок и крупных ссор. Где в т...

Причины возникновения нарушения развития ребенка.

Причины возникновения нарушения развития ребенка....

Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи.

Ложь, будь она детская или взрослая - это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий.В большей или меньшей степени искажение действительности встр...

Причины возникновения нарушения развития ребенка.

Причины возникновения нарушения развития ребенка....

Что же такое детская ложь? Причины возникновения лжи?

Ложь, будь она детская или взрослая — это искажение действительности ради достижения желаемой цели, либо искажения не желаемых последствий....