«Мандалотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Юсупова Ляйсан Разифовна

МандАла – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В переводе с древнего индийского языка - означает «круг, центр» и символизирует нашу Вселенную. С помощью мандалы можно не только узнать себя, свои чувства и избавиться от тревожности и негативных чувств, но и найти ответ на интересующий вас вопрос. Более подробно об этом вы узнаете в моем докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mandaloterapiya_birsk_28.11.24g.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

 IX Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей в период детства»

Бирский филиал УУНиТ

Выступление на тему: «Мандалотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Докладчик:

 педагог-психолог МАДОУ ДС № 6

 «Василек» г. Янаул Л.Р.Юсупова

28.11.2024г

г.Бирск

СЛАЙД 1 Доклад «Мандалотерапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

СЛАЙД 2  МандАла – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругОв, или вписанный в круг.
            В переводе с древнего индийского языка
- означает «круг, центр» и символизирует нашу Вселенную.

МандАла изображается по-разному, но чаще всего в ее основе находится именно окружность, в которую вписан квадрат, декорированный всевозможными фигурами, цветами, завитушками и орнаментами, а в квадрате находится еще один круг. Интересно то, что все узоры расположены симметрично.

СЛАЙД 3  Эксперты утверждают, что МандАла - это инструмент познания внутреннего «я» и способ повлиять на ход жизненных событий. Эзотерики сравнивают ее с картой Вселенной, а процесс её создания с очищением разума, души и даже тела.

СЛАЙД 4        Впервые заметил некий лечебный эффект от составления "магического круга" известный швейцарский психолог Карл Юнг. Однажды, переживая сильные эмоции, он стал чертить на бумаге круги. Заметил, что, когда изрисовал весь круг узорами, испытал облегчение. Позже, в своей работе, Карл Юнг советовал пациентам рисовать свои эмоции, чтобы лучше исследовать себя и преодолевать комплексы.

СЛАЙД 5 МандАлы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть ее во всем - в спелом фрукте, цветке и снежинке, паутине, капле воды, в человеческом глазе и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандАла.

СЛАЙД 6  А созданные руками человека, это архитектурные мандАлы: -Пол в центральном зале Царицынского музея Екатерины в Москве.  -ВДНХ павильон Азербайджан. Москва.

-в мечети Тадж Махал в Индии.

-Око Сахары в Мавритании, храм неба в Китае и т.д.

-Татуировка на теле человека,

-вышитый ковер.

СЛАЙД 7   Работа с мандАлой бывает пассивной — созерцательной, или активной — сам процесс создания.                                                    

Пассивная-это созерцание готового рисунка. Для использования ее нужно распечатать в реальном цвете. Работа с мандАлой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, остановите взгляд, но не фокусируйте его. Здесь идет работа на подсознательном уровне.

СЛАЙД 8  Прислушайтесь к своим ощущениям, не пытайтесь их оценивать или анализировать, просто сосредоточьте внимание на них, чтобы усилить эффект до максимума, и продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа). Таким образом бессознательно происходит упорядочивание и гармонизация увиденного. Одновременно это же происходит и в подсознании: приходят в порядок мысли, чувства, эмоции. У созерцающего создаётся определённое настроение: приходит умиротворение или, наоборот, желание действовать.

СЛАЙД 9.  Я работаю с детьми с ОВЗ, им больше нравится активный метод. Он бывает 2-х способов: 

1. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными).  Само по себе раскрашивание имеет положительный терапевтический эффект: человек старается украсить и гармонизировать пространство рабочего листа, то же самое происходит и в его внутреннем мире. Это работа на более глубоком уровне, чем в случае пассивного созерцания. Главная задача такой техники: вырисовать, выплеснуть непроявленные эмоции, избыточные волнения, тревоги, вывести наружу все, что лишает внутреннего спокойствия и гармонии.

2. Рисование и создание собственных мандал из камней Марблз, природного материала, различных круп, цветов, веточек, конструктора и т.д.

Мандалу можно рисовать сразу в цвете, постепенно усложняя её узор. Создавая, ребенок не просто передаёт свои переживания — он создает модель своего внутреннего мира.

СЛАЙД10: Чем полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать, строить?

В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ мандалы можно использовать в следующих целях:

  • развитие мелкой моторики руки, творческого мышления и воображения.

СЛАЙД 11:

  • воспитание терпеливости и аккуратности,
  • снятия внутреннего напряжения, тревожности, агрессии (особенно у детей с эмоционально волевой неустойчивостью). На слайде вы можете увидеть работы в начале, затем, и как стало – то, над чем девочки работают. Капризный, вспыльчивый ребенок постепенно успокаивается.

 СЛАЙД 12: 

  • развитие концентрации и устойчивости внимания,
  • в целях диагностики и коррекции актуального настроения ребенка,
  • для стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения,
  • тренируется чувство гармонии, ритма, чувство порядка.

СЛАЙД 13: Я работаю с детьми с ОВЗ в детском саду с мандалами так. Сначала необходим внутренний настрой, мы проводим с детьми релаксацию, чтобы ребенок мог погрузиться в себя, настроиться. Затем дети сами выбирают, какую мандАлу они хотят сделать: берут или готовую и раскрашивают ее, или нарисованный круг и заполняют его содержимое по своему усмотрению. Дети берут самую красивую краску и, начиная от центра круга, рисуют все, что им хочется, работая от центра к краям круга. До тех пор, пока весь круг не будет заполнен. (Примечание: взрослые и подростки рисуют от краев к центру). Не надо останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что-то за пределами круга.

СЛАЙД 14.  Работаем с мандалой интуитивно, в максимально расслабленном состоянии, рука должна сама двигаться по кругу, не задумываясь над тем, что рисуешь. Мне удобно использовать технику мандАлы в сочетании с другими приемами арт-терапии: с музыкой и сказкотерапией. Дети творят под музыку.

Необходимо избегать комментарии по поводу работы, можно только поддерживать и поощрять (хвалить: «Молодец, у тебя отлично получается!»).

В конце ребенок рассказывает, что изобразил на мандале. Может сочинить сказку, рассказ о своем рисунке, дать название. И в конце рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и его отношении к результату.

СЛАЙД 15: Детям очень нравится раскрашивать мандалы и создавать свои.

Все имеет значение в любой арт терапии, мандалотерапия не исключение: цвет, форма, фигуры, животные, узоры, заполнен или остался пустым центр круга, есть ли внешние границы круга или расплывчаты, вышел ли ребенок за границы круга – все это имеет значение, все имеет смысл.

СЛАЙД 16: Итак, МандАлотерапия - это естественный и легкий способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.  

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"

Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....

Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет

Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....

Работа педагога-психолога с агрессивными детьми

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.

Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...

Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность.

Опыт работы по теме «Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми через игровую деятельность» формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения ...