КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая группа)
В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода:
"младенческий" - с рождения до одного года,
"раннее детство" - от года до трех,
и
"дошкольное детство" - от трех лет до семи.
Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет.
Таким образом, этих кризисов также три. Обойти их невозможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".
Кризис 3 лет.
На этом возрастном этапе ребенок отстаивает свое право на самостоятельность, «завоевывает» некоторую автономию от родителей, которые продолжают еще вести себя с ним по-старому и слишком опекать. Главный лозунг трехлетки - «Я сам!», ведь за первые три года жизни он накопил уже некоторый предметный опыт и навыки общения, теперь его личность хочет самореализовываться.
Маленький упрямец желает принимать активное участие во всем, исполнять свои желания, которые ограничивать и контролировать еще не в силах. В этом и кроется не только внешний конфликт со взрослыми, которые многое запрещают, но и внутренний — в поиске границ дозволенного.
Психическое равновесие нарушается и проявляется известными
симптомами кризиса «3 лет»:
- Упрямством, как реакцией на отказ в его желаниях.
- Строптивостью как отверганием прежнего возрастного этапа.
- Своенравностью, как желанием все и всегда делать самостоятельно.
- Отрицанием всего, как ответом на
требования.
Кризис 5 лет.
Вашему ребенку 5 и из послушного малыша он превратился в неуправляемого капризного демона?
Или наоборот замкнулся в себе и боится простых вещей?
Тогда можно с уверенностью заявить, что это – кризис 5 лет у детей.?
Почему это случилось?
К 5-ти годам дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно
общаться.
Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей и начинают подражать им.
Частенько для этого подглядывая и подслушивая за их жизнью.
Появляется желание самим быть взрослыми и самостоятельными. “Я сделаю сам” – это их любимая фраза в этом возрасте.
Но, естественно, пятилетний малыш не может быть таким же, как взрослый человек.
Поэтому и наступает кризис – желания не совпадают с действительностью.
Ребенок полон разочарования, из-за чего злиться, ведет себя неуравновешенно и агрессивно.
Проявления кризиса 5 лет у детей
- Ребенок становится капризным без особых на то причин.
- По любому поводу устраивает истерики. Например, если не может найти любимую игрушку.
- Резкие изменения поведения, проявление агрессии.
- Не у всех детей, но все же встречается замкнутость во время этого кризиса. Вдруг малыш перестает рассказывать о всех своих событиях, хотя раньше всегда это делал.
- Подражает взрослым, копирует их поведение, кривляется.
- Если раньше малыш ничего не боялся, то теперь могут возникнуть различные страхи, например, боязнь темноты или страх заговорить с незнакомым взрослым человеком.
- Желание быть самостоятельным, хочет все делать сам без помощи взрослых, даже гулять без родителей.
- Придумывает рассказы и фантазирует, выдает это за правду.
- Чрезмерная двигательная активность быстро сменяется усталостью. Повышенная эмоциональность и возбудимость.
- Непослушный характер и отказ подчиняться родителям.
- Частые злость и раздражение, грубости в общении с родителями и сверстниками.
- Совершает поступки назло взрослым и наоборот, даже в том случае если это принесет вред ему самому.
- Все время всем недоволен.
- Проявляет упрямство до последнего и не отступает, настолько важным для него является, чтобы к его мнению прислушивались.
- Строит из себя диктатора – говорит всем, что делать. По его мнению, именно так ведут себя “большие”.
Сколько длится?
Кризис 5 лет по времени может длиться различное время индивидуально у каждого ребенка.
Минимально от нескольких недель до месяцев и даже года.
Стоит также отметить, что начаться он может не строго в пятилетнем возрасте, а раньше или позже.
Зависит это также от индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Некоторые родители даже не замечают наступление критического состояния, настолько легко он проходит.
А некоторые хватаются за голову и не знают, что делать.
И, главное – не паниковать.
Кризис 7 лет.
Кризис 7 лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.
Важный возрастной период характеризуется тем, что дошкольник становится еще более самостоятельным, у него зарождается самооценка. Не всегда она соответствует идеальным представлениям взрослых о нем, их ожиданиям от ребенка. Это дает почву переживаниям, а также приводит к исчезновению детской непосредственности.
Старший дошкольник понимает, что есть внутренний мир, доступный только ему одному, начинает складываться отношение к самому себе, он задумывается о смысле некогда беспрекословных запретов и правил.
Самыми яркими проявлениями кризиса 7 лет являются:
- Умышленное и демонстративное нарушение правил и устоев общения, зачастую дошкольник как бы «не слышит» обращений к нему, но это не игнорирование, а создаваемая им, как бы умышленно, пауза для осмысления запретов и просьб;
- подчеркнутая «взрослость» в поведении, Подчеркнутое манерничанье и кривляние;
- стремление проявлять самостоятельность и иметь некоторые обязанности, при этом спор по любому поводу, бурное возмущение и даже слезы;
- чрезмерно критическое отношение к результатам своего труда.
Ребенок может начать кривляться и хитрить без причины - таким образом он уточняет границы внешнего и внутреннего мира, повторяя ситуации и запоминая реакцию окружающих на них.
Если желание проявить свою волю блокируется тревожностью или косностью родителей и воспитателей, проявляются все доступные ребенку реакции протеста: отказы, обиды, бунтарство, капризы, истерики.
Что делать родителям?
Воспитатели и педагоги также могут помочь родителям в работе с кризисами детей, дав им правильные рекомендации. Ведь им, общающимся с детьми постоянно и наиболее тесно, в кризисные периоды достается неприятностей больше всего. Они оказываются попросту не готовы к принятию новой, повзрослевшей личности своего малыша. Однако, любящие мамы и папы должны понимать, что, устранив отжившие запреты, дав больше разумной самостоятельности ребенку, они смогут построить новые отношения с подросшим дошкольником. При этом не потеряется доверие ребенка к самым близким ему людям.
Несмотря на понятную растерянность от перемен и бестактного порой вмешательства окружающих с замечаниями о поведении ребенка, родителям стоит постараться веси себя так, чтобы кризис миновал быстрее и спокойней.
Для этого желательно:
- Перестать «воевать» с ребенком - он не противник, малышу самому несладко, кризисы - явления временные;
- убрать беспрекословные необоснованные запреты и ослабить чрезмерную опеку;
- поощрять безопасные проявления самостоятельности, при этом уравновешивая приобретаемые права соответствующими обязанностями;
- использовать приемы отвлечения и уговоров (лучше работает с 3-летками), убеждения и совместного обсуждения (для 7-летних);
- перестать ожидать от ребенка рационального поведения — он до него еще не дорос;
- первыми идти на восстановление отношений при конфликте, создавать в семье атмосферу взаимопонимания;
- безусловно поддерживать малыша в любом возрасте, но и не «привязывать» его к себе;
- создать условия для успешной реализации интеллектуального потенциала, но реально оценивать возможности дошкольника и не требовать от него больше, чем может;
- укреплять уверенность ребенка в своих силах;
- постоянно помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример, на собственном примере учить ребенка управлять своими эмоциями.
Выполнять все рекомендации «на отлично» нелегко, но гармоничные отношения со своим подрастающим ребенком того стоят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_krizisy_v_razvitii_rebenka.docx | 74.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода:
"младенческий" - с рождения до одного года,
"раннее детство" - от года до трех,
и
"дошкольное детство" - от трех лет до семи.
Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет.
Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".
Кризис 3 лет.
На этом возрастном этапе ребенок отстаивает свое право на самостоятельность, «завоевывает» некоторую автономию от родителей, которые продолжают еще вести себя с ним по-старому и слишком опекать. Главный лозунг трехлетки - «Я сам!», ведь за первые три года жизни он накопил уже некоторый предметный опыт и навыки общения, теперь его личность хочет самореализовываться.
Маленький упрямец желает принимать активное участие во всем, исполнять свои желания, которые ограничивать и контролировать еще не в силах. В этом и кроется не только внешний конфликт со взрослыми, которые многое запрещают, но и внутренний — в поиске границ дозволенного.
Психическое равновесие нарушается и проявляется известными
симптомами кризиса «3 лет»:
- Упрямством, как реакцией на отказ в его желаниях.
- Строптивостью как отверганием прежнего возрастного этапа.
- Своенравностью, как желанием все и всегда делать самостоятельно.
- Отрицанием всего, как ответом на
требования.
Кризис 7 лет.
Вашему ребенку 5 и из послушного малыша он превратился в неуправляемого капризного демона?
Или наоборот замкнулся в себе и боится простых вещей?
Тогда можно с уверенностью заявить, что это – кризис 5 лет у детей.?
Почему это случилось?
К 5-ти годам дети уже достаточно хорошо осваивают речь и могут свободно
общаться.
Они с большим интересом наблюдают за жизнью взрослых, особенно своих родителей и начинают подражать им.
Частенько для этого подглядывая и подслушивая за их жизнью.
Появляется желание самим быть взрослыми и самостоятельными. “Я сделаю сам” – это их любимая фраза в этом возрасте.
Но, естественно, пятилетний малыш не может быть таким же, как взрослый человек.
Поэтому и наступает кризис – желания не совпадают с действительностью.
Ребенок полон разочарования, из-за чего злиться, ведет себя неуравновешенно и агрессивно.
Проявления кризиса 5 лет у детей
- Ребенок становится капризным без особых на то причин.
- По любому поводу устраивает истерики. Например, если не может найти любимую игрушку.
- Резкие изменения поведения, проявление агрессии.
- Не у всех детей, но все же встречается замкнутость во время этого кризиса. Вдруг малыш перестает рассказывать о всех своих событиях, хотя раньше всегда это делал.
- Подражает взрослым, копирует их поведение, кривляется.
- Если раньше малыш ничего не боялся, то теперь могут возникнуть различные страхи, например, боязнь темноты или страх заговорить с незнакомым взрослым человеком.
- Желание быть самостоятельным, хочет все делать сам без помощи взрослых, даже гулять без родителей.
- Придумывает рассказы и фантазирует, выдает это за правду.
- Чрезмерная двигательная активность быстро сменяется усталостью. Повышенная эмоциональность и возбудимость.
- Непослушный характер и отказ подчиняться родителям.
- Частые злость и раздражение, грубости в общении с родителями и сверстниками.
- Совершает поступки назло взрослым и наоборот, даже в том случае если это принесет вред ему самому.
- Все время всем недоволен.
- Проявляет упрямство до последнего и не отступает, настолько важным для него является, чтобы к его мнению прислушивались.
- Строит из себя диктатора – говорит всем, что делать. По его мнению, именно так ведут себя “большие”.
Сколько длится?
Кризис 5 лет по времени может длиться различное время индивидуально у каждого ребенка.
Минимально от нескольких недель до месяцев и даже года.
Стоит также отметить, что начаться он может не строго в пятилетнем возрасте, а раньше или позже.
Зависит это также от индивидуальных особенностей конкретного малыша.
Некоторые родители даже не замечают наступление критического состояния, настолько легко он проходит.
А некоторые хватаются за голову и не знают, что делать.
И, главное – не паниковать.
Кризис 7 лет.
Кризис 7 лет происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста.
Важный возрастной период характеризуется тем, что дошкольник становится еще более самостоятельным, у него зарождается самооценка. Не всегда она соответствует идеальным представлениям взрослых о нем, их ожиданиям от ребенка. Это дает почву переживаниям, а также приводит к исчезновению детской непосредственности.
Старший дошкольник понимает, что есть внутренний мир, доступный только ему одному, начинает складываться отношение к самому себе, он задумывается о смысле некогда беспрекословных запретов и правил.
Самыми яркими проявлениями кризиса 7 лет являются:
- Умышленное и демонстративное нарушение правил и устоев общения, зачастую дошкольник как бы «не слышит» обращений к нему, но это не игнорирование, а создаваемая им, как бы умышленно, пауза для осмысления запретов и просьб;
- подчеркнутая «взрослость» в поведении, Подчеркнутое манерничанье и кривляние;
- стремление проявлять самостоятельность и иметь некоторые обязанности, при этом спор по любому поводу, бурное возмущение и даже слезы;
- чрезмерно критическое отношение к результатам своего труда.
Ребенок может начать кривляться и хитрить без причины - таким образом он уточняет границы внешнего и внутреннего мира, повторяя ситуации и запоминая реакцию окружающих на них.
Если желание проявить свою волю блокируется тревожностью или косностью родителей и воспитателей, проявляются все доступные ребенку реакции протеста: отказы, обиды, бунтарство, капризы, истерики.
Что делать родителям?
Воспитатели и педагоги также могут помочь родителям в работе с кризисами детей, дав им правильные рекомендации. Ведь им, общающимся с детьми постоянно и наиболее тесно, в кризисные периоды достается неприятностей больше всего. Они оказываются попросту не готовы к принятию новой, повзрослевшей личности своего малыша. Однако, любящие мамы и папы должны понимать, что, устранив отжившие запреты, дав больше разумной самостоятельности ребенку, они смогут построить новые отношения с подросшим дошкольником. При этом не потеряется доверие ребенка к самым близким ему людям.
Несмотря на понятную растерянность от перемен и бестактного порой вмешательства окружающих с замечаниями о поведении ребенка, родителям стоит постараться веси себя так, чтобы кризис миновал быстрее и спокойней.
Для этого желательно:
- Перестать «воевать» с ребенком - он не противник, малышу самому несладко, кризисы - явления временные;
- убрать беспрекословные необоснованные запреты и ослабить чрезмерную опеку;
- поощрять безопасные проявления самостоятельности, при этом уравновешивая приобретаемые права соответствующими обязанностями;
- использовать приемы отвлечения и уговоров (лучше работает с 3-летками), убеждения и совместного обсуждения (для 7-летних);
- перестать ожидать от ребенка рационального поведения — он до него еще не дорос;
- первыми идти на восстановление отношений при конфликте, создавать в семье атмосферу взаимопонимания;
- безусловно поддерживать малыша в любом возрасте, но и не «привязывать» его к себе;
- создать условия для успешной реализации интеллектуального потенциала, но реально оценивать возможности дошкольника и не требовать от него больше, чем может;
- укреплять уверенность ребенка в своих силах;
- постоянно помнить, что ребенок в своем поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример, на собственном примере учить ребенка управлять своими эмоциями.
Выполнять все рекомендации «на отлично» нелегко, но гармоничные отношения со своим подрастающим ребенком того стоят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка
Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, челов...
Консультация для родителей "Кризисы в развитии ребенка"
В консультации представлено описание возрастных кризисов развития детей и приемы общения с ребенком в эти периоды....
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет»
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл...