Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога в детском саду
проект по психологии
Цель коррекционно-развивающей работы педагога-психолога-оказание своевременной психологической помощи в процессе психического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Основные задачи
Обучение взаимодействию детей друг с другом и со взрослым
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrek-razviv_rabota_psihologa_dou.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Цель коррекционно-развивающей работы педагога-психолога-оказание своевременной психологической помощи в процессе психического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Основные задачи Развивать психические процессы у детей. Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка. Профилактика вторичный отклонений в развитии. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей. Развитие эмоционально-волевой сферы. Обучение взаимодействию детей друг с другом и со взрослым.
Коррекционно-развивающая работа включает: выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями; организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно– развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения; обеспечивает социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Дети Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития Обучающиеся с ООП: с ОВЗ и инвалидностью По индивидуальному плану на основании медицинского заключения, часто болеющие дети Обучающиеся испытывающие трудности в освоении ОП Одаренные дети В трудной жизненной ситуации В социально опасном положении «группа риска»
Проблемы с которыми работает педагог- психолог ДОУ Смерть кого-то из близких для ребенка. Развод родителей. Появление нового члена семьи (ревность). Случаи сексуального или психологического насилия над ребенком. Серьезная болезнь ребенка или кого-то из близких людей. Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство и т.д. Страхи и тревожность ребенка. Проблемы адаптации. Патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов и т.д. Проблемы общения со сверстниками. Уровень психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие) не соответствует возрасту ребенка. Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.
Психокоррекционная и развивающая работа подразделяется на: Прямое, непосредственное воздействие педагога-психолога на ребенка в процессе различных форм работы с ним (индивидуальная), подгрупповая (3-6 человек) и групповая (22-25 человек). Косвенное воздействие на ребенка через сверстников, педработников , членов семьи. Виды психокоррекционной и развивающей работы педагога-психолога с детьми: Индивидуальные комплексные занятия психолога с ребенком. Индивидуальные занятия воспитателя с ребенком на основе коррекционно-развивающей программы, предложенной психологом. Занятия коррекционной группы в составе детей, требующих коррекции. Групповые фронтальные занятия с целью коррекции отдельных личностных качеств и проявлений конкретного ребенка. Групповые фронтальные занятия с целью коррекции отдельных личностных качеств и проявлений педагогов, родителей.
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию педагога-психолога, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей , а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка. Непрерывность . Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в группы компенсирующей или комбинированной направленности. Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов. Основные принципы коррекционной работы:
1 этап. Постановка проблемы Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ. Организационно-методический Включает в себя подбор детей в группу (КР), определяет индивидуальный образовательный маршрут . Набор детей в группу осуществляется по рекомендации комиссии ППк ДОУ. Диагностический этап. На начало года проводится групповая и индивидуальная диагностика, сбор анамнестических данных, работа с родителями и воспитателями группы, специалистами ДОУ. В результате диагностики выявляются дети : с нарушениями в эмоциональной сфере; отклонениями в поведении; - отклонениями в познавательном развитии и т.д.. Результаты психодиагностики могут привести к разным выводам: - ребенок соответствует общепринятым нормам психического развития (нормотипичный); - ребенок превосходит нормативные показатели развития (способные, одаренные дети); - показатели развития ребенка ниже нормативных. Этапы коррекционно-развивающей работы:
Диагностика как этап коррекционной работы Диагностическая работа обеспечивает: своевременное выявление детей с проблемами; проведение их комплексного обследования; подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения и в условиях поликлиники. Диагностическая работа включает: - раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; - комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля, родителей; - определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника , выявление его резервных возможностей; - изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; - изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей ; - изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; - анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
2 этап. Коррекционно-развивающий этап. Индивидуальные и групповые занятия с психологом Предварительная работа. Выбор направления коррекционного или развивающего воздействия на ребенка (планирование целей и задач на основе проведенной психолого-педагогической диагностики, подбор методов и приемов, технологий). Подбор методов психологического воздействия на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками). Основная работа. Разработка программы и содержания коррекционных занятий, методик и техник работы. Реализация коррекционной или развивающей программы. В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции выделяют такие ее формы, как: симптоматическую или каузальную Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии. Вторая на ликвидацию причин и источников этих отклонений.
Титульный лист (дата утверждения, название , для какой категории, ответственный за реализацию) Пояснительная записка , которая включает: Актуальность - объективное состояние ситуации ( психолого-физиолого-социальная специфика проблемы, группы, ребенка, социальная ситуация – что объективно определило необходимость разработки программы); анализ имеющихся программ и обзор литературы по проблеме (научное обоснование); формулировку проблемы; предмет – что конкретно предлагается изменить; цель (конечный желаемый результат), задачи (конкретизируют цель и соответствуют этапам реализации программы). Организация и особенности реализации программы: участники программы; количество участников; возраст; место проведения; условия (обеспечение); продолжительность работы по программе; периодичность занятий. Требования к оформлению и содержанию психологическим индивидуально-ориентированным, профилактическим и коррекционно-развивающим программам в системе образования
3этап. Заключительный этапы работы: Проведение итоговой диагностики. Подведение итогов, анализ реализации программы. Разработка дальнейшего индивидуального маршрута развития ребенка. Создание рекомендаций для педагогов и родителей .
Программа: «Лесная школа» М.А. Панфилова (коррекционные сказки). Дети подготовительной к школе группы. Объем программы рассчитан на 30 занятий при частоте встреч -2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30-35 минут. Цели: 1.Ввести ребенка в школьную жизнь через сказку. 2.Помочь ребенку выстроить модель возможных отношений с учителем. 3.Опробовать в безопасной форме разные варианты поведения в значимых для детей ситуациях общения. Задачи: 1.Формирование положительного отношения к ДОУ. 2.Тренировка положительной школьной учебной мотивации. 3.Предупреждение и снятие страха перед школой. 4.Создание у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». Примерные рекомендованные программы:
Программа: «Азбука общения» Социально-психологическая, коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста Старшие дошкольники, по 30 минут каждое занятие, 20 занятий, частота встреч-2 раза в неделю (разделены на 5 блоков). Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций. Блок 2. Коррекция тревожностей. Формирование социального доверия. Блок 3. Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать проблемы. Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их познавательному и эмоциональному самочувствию, общению со сверстниками. Задачи по блокам: Снизить эмоциональное напряжение, создать положительное настроение и атмосферу принятия каждого, развить способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое, обучить приемам ауторелаксации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение. Корректировать поведение с помощью ролевых игр, учить распознавать эмоции по внешним сигналам, формировать моральные представления, снять эмоциональное напряжение, тренировать психомоторные функции. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; учить навыкам самораслабления . Корректировать поведение с помощью ролевых игр, формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, работать над выразительностью движений, регулировать поведение в коллективе.
Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк
Вместе у нас все получится!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».
Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...