арт-терапия
презентация по психологии
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План мастер-класса Немного теории о стрессе Возможности арт-терапии в работе со стрессом (исследования) Практические арт-терапевтические задания Обсуждение, подведение итогов
Художественные материалы для мастер-класса бумага для рисования ц ветные карандаши дополнительно по желанию восковые мелки, пастель или краски
Что такое стресс, каковы причины и факторы его возникновения? Термин «стресс» (в переводе с английского stress ) означает «давление, нажим, напряжение» Большой толковый словарь русского языка «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)» По своей сути стресс – это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемной ситуации, в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемные ситуации и может вызвать серьезные заболевания.
Классификация стрессов Стрессы можно подразделить на: ► Положительные и отрицательные – по степени эмоциональной окраски ► Кратковременные и долгосрочные (или острые и хронические) – по продолжительности ► Физиологические и психологические – последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные – по причине возникновения
Источники стресса Внешние – переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием Внутренние – пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п .
Причины и факторы (стрессоры) Перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, р азвод и т.д.); Любая сильная эмоция; Усталость; Физическая травма, операция, заболевание; Шум; Резкие изменения температуры и т.д.; Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией; Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше будет уровень стресса.
Три стадии развития стресса Защитная реакция организма при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит через три определенных стадии: В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), приходит активизация всех систем организма Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора, используя внутренние ресурсы Третья стадия – стадия истощения , наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходом.
Симптомы стресса и возможные последствия от него Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно. К симптомам также можно отнести мышечное напряженное, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д. Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного теракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета. К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение также может приводить к заболеваниям.
Базовые принципы преодоления стресса Отвлечение от стрессовой ситуации – если происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанным с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения). Снижение субъективной значимости события , вызвавшего стресс – пересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…» Активное поведение – не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п. Умение расслабляться – стресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы. Позитивное мышление – позитивной способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви и радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.
Способы снятия стресса и поддержания психического здоровья В любой ситуации следует сохранять оптимизм Стремиться к разумной организованности в жизни, работе, быту Научиться говорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей Учиться радоваться жизни Не быть максималистом и перфекционистом Не копаться в своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так Соблюдать правильный режим питания, сна и отдыха Не злоупотреблять алкоголем, воздерживаться от вредных привычек Вести здоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней
Возможности изобразительной деятельности Для преодоления стрессовой ситуации внутреннего конфликта необходима особая поддерживающая среда и отношение со специалистом, с арт-терапевтом В процессе творческой изобразительной работы создаются дополнительные возможности для переработки и трансформации проблемного психологического материала, овладения новыми моделями поведения и мышления В изобразительной деятельности могут проявляться не только скрытые переживания и потребности, но и их внутренние ресурсы Для арт-терапии НЕ важно умение «красиво» рисовать!!!
Рисование снижает уровень гормона стресса Журнал Art Therapy опубликовал исследование, в котором 39 участникам измеряли уровень кортизола до и после занятия исследованием Само занятие длилось 45 минут. Результаты показали, что за время рисования уровень кортизола снизился в среднем с 18 до 15 единиц, что считается значительным Снижение слабо зависело от пола и возраста участников, времени дня и опыта в рисовании Кроме научных результатов, участники написали свои собственные впечатления от занятия. Они поучаствовали расслабление, освобождение от ограничений, а со временем пришло чувство «потока» – полного погружения, «потери себя» в изобразительной работе Некоторые участники отметили, что, порисовав совсем немного, им захотелось заниматься искусством в будущем
Практические арт-терапевтические задания: «В моем имени сила!» «Отпускание негативных эмоций»
Обсуждение Что показалось сложным? Неприятным? Что показалось интересным? Неожиданным? С чем вы уйдете с этого мастер-класса? Какой опыт возьмете с собой?
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...