Семинар-практикум для педагогов " Формирование психо-эмоционального здоровья детей"
методическая разработка по психологии
Период дошкольного детства очень важен в развитии психоэмоционального здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_seminara-praktikuma_dlya_pedagogov.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Формирование психо-эмоционального здоровья детей»
Материал подготовил:
Педагог-психолог
Воробьева О.А.
Цель: Систематизация знания педагогов о психологическом здоровье, создание условий в учреждении для охраны психологического здоровья детей.
Задачи:
• познакомить педагогов с некоторыми здоровьесберегающими технологиями: релаксация, речевые настройки, коммуникативные игры.
• овладеть приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
• сформировать у педагогов навыки саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
• снять психоэмоциональное напряжение.
- Ознакомление с эмоциональными уголками и уголками приветствия.
Здравствуйте, уважаемые педагоги.
Приветствие.
Психодинамическое упражнение разминочного типа «Друг к дружке».
Для этого встаньте в круг. Любое общение начинается с приветствия. Приветствовать мы будем друг друга разными частями тела сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки по моим командам. Итак, поприветствуем друг друга внутренней стороной ладоней. А теперь тыльной стороной ладоней. Поприветствуем друг друга локтями, а теперь плечами.
Поприветствуем друг друга спинами. Молодцы! Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.
Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?
Это упражнение из теории «поглаживаний» Эрика Берна. Слово «поглаживание» отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость.
Основная часть:
Период дошкольного детства очень важен в развитии психоэмоционального здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме.
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.
Что характеризует, по-вашему, психологически здорового человека? (Участники делятся на две группы, 1 группа записывает качества взрослого человека, 2 группа записывает на шаблоне качества ребенка).
Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим:
- спонтанного,
-творческого,
-жизнерадостного,
- веселого,
- открытого,
- познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией.
-хорошая адаптация к быстро изменяющимся условиям жизни;
- Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.
- Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.
- Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.
Портрет психологически здорового ребенка:
- Веселый
- Активный
- Самостоятельный и доброжелательный
- Помогающий и любознательный
- Инициативный и уверенный в себе
- Открытый и сопереживающий
- С хорошим самоконтролем
У каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность. Это может приводить к ухудшению здоровья детей – психического, физического и социального.
Факторы риска психологического здоровья детей. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
Практическая часть:
Мы уже говорили о том, что такое психологическое здоровье. Теперь хочу немного рассказать о том, как можно сохранить и укрепить психическое здоровье дошкольников с помощью некоторых здоровьесберегающих технологий.
К таким технологиям относятся:
-речевые настройки;
- релаксационные методы;
- коммуникативные игры;
- психогимнастика;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- игры на расслабление:
- игра для развития эмоционального интеллекта детей
- уголки уединения;
- дыхательные упражнения;
- элементы сказкотерапии;
- элементы песочной терапии;
- элементы арттерапии;
- элементы куклотерапии;
- элементы фототерапии.
Хочу предложить вам некоторые из них
• Начну с речевых настроек - это очень важные, маленькие стихотворения с движениями или текстовые заготовки, которые помогут показать детям, что их рады видеть, помогут настроить на доброжелательные отношения со взрослым и сверстниками. Они могут проводиться утром, после приема детей. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.
- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть в нашем детском саду. Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас все получалось, и целый день было хорошее настроение.
- Ребята, а что нас согревает и улучшает наше настроение?
Конечно, солнышко! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. (делают на местах). Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова)
Солнышко, солнышко,
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Или такой вариант!
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы с вами будем чаще улыбаться друг другу. Давайте улыбнемся друг другу начиная справа налево. (показать откуда куда кивают)
Или так!
- Ребята, хотите, я подарю вам огромное «здравствуйте». А тебе отложить маленький кусочек? Я насыплю тебе в кармашек горсть «здравствуйте» сладкого, как сахар. А тебе, сегодня, какое хочется «здравствуйте»? «Возьмите в ладошку «здравствуйте» - тёплое, ласковое, солнечное, светлое и передайте тепло своих сердец своим друзьям.
«Карусель комплиментов».
Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной — «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.
Вы знаете, что в течение дня или даже на занятии, дети часто сильно возбуждаются, становятся неуправляемыми, теряют интерес к происходящему, вертятся на стуле или начинают толкать, щипать соседа. Для профилактики возникновения таких состояний можно и нужно использовать релаксационные игры и упражнения.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Цель релаксационных игр – снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон. В результате релаксации у детей нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается сон.
- релаксационные игры:
"Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
Такие игры выполняют одну из важных ролей в жизни каждого ребенка. В игре каждый участник проживает «маленькую жизнь», позволяет получить детям опыт настоящей жизни. С помощью таких игр можно легко и не травматично осознать негативные установки, проработать проблемные вопросы, увидеть возможные решения, развить самостоятельность и повысить уверенность ребёнка в себе. А это и есть показатели психологического комфорта детей.
Эмоциональные уголки и визуальные приветствия в презентации.
Формирование у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.
Упражнения на саморегуляцию для педагогов:
1. Экспресс-прием снятия эмоционального напряжения: дыхание по йоге. Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь
2. Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.
Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.
«Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения»
Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения». Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.
Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться». Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!
Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!
Рефлексия
Пожелания |
Тебе сегодня особенно повезет! |
Жизнь готовит тебе приятный сюрприз! |
Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь! |
Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой! |
Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь! |
Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие! |
Сегодня твой день, успехов тебе! |
Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! |
Не знай унынья, будь счастливой! |
Любимой быть в любое время года! |
У тебя все получится! |
Всегда жить богато, купаясь в комфорте! |
От дум, забот не надо хмурить брови, |
Купи себе украшения с бриллиантами. Тебе это очень подойдет! |
Сегодня к тебе прискачет принц на белом? коне. Ты готова |
Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой! |
Приложение № 1
Рекомендации педагогам по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:
• Способствовать созданию в группе спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
• В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
• Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
• Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Аспекты формирования звуковой культуры речи детей"
Семинар состоит из двух частей. Цель первой части семинара: помочь в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Рассмотрен теоретический вопрос артикуляционной ги...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ТЕМА: «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста».
Семинар-практикум для родителей "Формирование познавательной деятельности у детей дошколногот возраста"...
Семинар-практикум «Арт- терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Работа с педколлективом...
Семинар-практикум "Лепбук - как средство формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
quot;Никто не может стать сыном своего народа, проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа"В. В. Зеньковский...
Семинар- практикум "Роль образовательного учреждения в сохранении физического здоровья детей дошкольного возраста"
Цель: Донести современные идеи обеспечения физисеского развития детей.Задачи: Обогащение и совершенствование знаний и умений педагогов о современных технологиях развития физической и двигательной акти...
Семинар – практикум: «Арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт – терапевтических технологий.Огромное количество информации ребенок получает зр...