Семинар-практикум «Арт- терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
план-конспект занятия на тему
Работа с педколлективом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар-практикум Арт-терапия | 32.59 КБ |
семинарн Педагог и ребенок | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35 г. Балаково Саратовской области
413855, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12
Тел.: 8 (8453) 62-71-80
Семинар-практикум
«Арт- терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Подготовила
педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
26.04. 2018г.
Цель:
познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
1.Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2.Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Ход семинара-практикума:
Переживания детей и взрослых можно сравнить с переполненным сосудом (по В.Сатир), или с кувшин эмоций, которые выплескиваются через край (по модификации Ю.Б. Гиппенрейтер)
Попробуем разобраться в причинах эмоций. Начнём с самых неприятных – гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека его психику, здоровье, взаимоотношения с другими людьми, они - постоянные причины конфликтов. Но гнев – это чувство вторичное, оно порождается переживаниями совсем другого рода, такими как боль, страх, обида. Все чувства второго слоя страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому, их нелегко высказать, о них умалчивают, или скрывают из–за боязни унизиться, показаться слабым. Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей. За любыми негативными переживаниями мы всегда найдём нереализованные потребности.
Каждый человек стремиться, чтобы его любили, понимали и принимали: чтобы он был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех – в делах, чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Положительное отношение к себе – это основа психологического выживания.
Многие свои чувства, эмоции мы умалчиваем, избегаем их, прячем их от самих себя, затуманиваем. Однако организм сохраняет эти чувства, не избавляется от них. Что сказывается на психосаматике человека.
Психосоматика – это телесное отражение душевной жизни человека, его чувственной эмоциональной сферы. (М. Сандомирский)
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
1.Упражнение «Рисунок на спине».
Цель: активизировать участников, создать положительный эмоциональный настрой.
Все участники встают в круг друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
П.-пс.: Сейчас я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жила-была девочка (рисуют пальцем человечка). Она очень любила гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды пошла она на прогулку (пальцами изображают идущие ноги), везде были большие сугробы, ноги проваливались в снег (поднимают высоко пальцы-ноги). Выглянуло яркое солнце (рисуют солнце). Солнечные лучи начали пригревать ее спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный снегопад и град (показывают, как падает снег). Подул ветер (волнообразные движения руками по спине). Снег и ветер стихли. Сугробы стали еще выше, а на деревьях появились «ледяные зеркала» (рисуются сосульки). Любимым занятием девочки было смотреть на свое отражение в сосульку и улыбаться ему (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).
2.Упражнение «История из жизни цветов».
Участники разбиваются на пары. Каждая пара берет альбомный лист, краски и две кисточки.
П.-пс.: сегодня я расскажу вам историю из жизни цветов, а вы попробуете рисовать сказку по моим словам. Для начала рисуем ассоциацию с цветом, условно деля лист на две половины.
Жили-были два цвета: Желтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом. Но как-то случайно они встретились… ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший. Желтый говорил: «Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый. Я цвет солнца. Я цвет песка в летний день. Я цвет, который приносит радость и тепло.» синий же отвечал: «Ну и что! А я цвет неба. Я цвет морей и океанов. Я цвет, который дарит покой.» - «Нет! Все равно я самый лучший!»- спорил Желтый.- «Нет, лучший это я!»- не сдавался Синий.
И так они спорили и спорили… спорили и спорили… пока не услышал их пролетающий мимо ветер. Тогда он ка-а-ак дунул. Все кругом закружилось, перемешалось. Перемешались и эти два спорщика… Желтый цвет и синий… а когда ветер стих, то Желтый и Синий увидели рядом с собой еще один цвет- Зеленый! А тот смотрел на них и улыбался. «Друзья!- обратился он к ним.- Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов. Цвет деревьев. Это же настоящее чудо!» Желтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ, и сказали: «Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссориться. Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему. И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение. Благодаря нам весь мир становится ярким, интересным, разноцветным!»
3.Упражнение «Пластилиновый цветок»
Цель: сосредоточение внимания, применяется в работе с гиперактивными детьми.
А сейчас я вас попрошу определиться на какой цветок похожа ваша группа и с помощью пластилина на картоне изобразить этот цветок.
4.Упражнение «Зеркало»
Первый вариант — один участник исполняет роль лидера, другой — ведомого. Задача последнего — повторять движения лидера как можно точнее, в том же темпе. После обсуждения партнерами чувств и переживаний происходит обмен ролями. В конце упражнения выясняется, в какой роли каждый из участников чувствовал себя увереннее, комфортнее и т.д. Второй вариант — использование тактильного контакта рук. Участникам необходимо встать друг напротив друга, соединить кончики пальцев и попробовать совершать руками синхронные движения. Далее обсуждается, насколько гармоничны были действия каждого в паре. Проявились ли в этом упражнении лидерские позиции? При повторении упражнения тактильный контакт можно усилить (соединить ладони).
5.Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
6.Упражнение «Цветное королевство».
Цель: развитие у участников умений и навыков социальной перцепции при использовании невербальных средств общения.
В сказочном мире существовали два королевства – Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями, в столице каждого из них стоял дворец, в каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог.
Легко догадаться, что в синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом – зеленые, да и другие вещи в этих королевствах были соответствующих цветов в остальном же никаких различий. Даже внешне король синего королевства был похож на короля Зеленого королевства. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру, когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком они из королевств – Синем или Зеленом – они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета, поскольку все оказалось покрыто толстым слоем пыли. страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали, однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям, ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве он жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств, давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему, каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытяните карточку и узнаете, какая роль досталась вам в вашей игре – повара, или скажем главного министра, цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.
Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь, одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано и сразу снова положите их «рубашкой» вверх, слева от меня будет располагаться одно королевство, а справа другое. я не знаю, какое из них окажется - Синим, а какое – Зеленым. ваша задача навести порядок в королевствах. вам нужно выстроиться в одну шеренгу – каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.
Какие вы молодцы! Сегодня мы увидели, как наш коллектив может на невербальном уровне почувствовать и понять друг друга, а для этого просто необходимо вслушиваться и стараться услышать окружающих себя людей.
7.Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
Текст к упражнению «Дождь в лесу»
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.
(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами) .
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.
(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног) .
-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.
(усиливаем движение пальцев по спине)
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(проводим ладонями по спине стоящего впереди) .
-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
8.Упражнение «Загадки»
Цели: Развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Участникам предлагается отгадать загадку или предмет (животное, птицу и т.д.) по наводящим фразам. Не произнося ответ вслух, отгадку рисуют песком на световом столе.
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам к тому же, есть он даже и у лужи.(Берег)
Там, где корни вьются на лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве.
Каждый, кто проходит,
Подойдет, нагнется,
И опять в дорогу силы наберется. (Родник)
- Это фрукт;
- Растет на дереве;
- Бывает зеленым, желтым, красным;
- Бывает кислым, сладким;
- Можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог. (Яблоко)
- У всех на лицах улыбки;
- Слышен смех и топот ног;
- Звучит веселая музыка;
- Все держаться за руки, водят хоровод;
- Слышны залпы фейерверков;
- Детей ждут подарки;
- Чувствуется запах ели и мандаринов. (Новый год)
Два братца через дорожку живут,
А никогда не видятся. (Глаза)
Сложишь- клин,
Развернешь- блин. (Зонт)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
На окошке пруд.
В нем рыбки живут. (Аквариум)
9.Рисование руками (ладошками)
Цели: Способствует раскрепощению, снижению уровня тревожности у детей; развивает сотворчество, проживание цвета, формы, и навыки общения детей; развивает уверенность в себе, успешность, т.к. всегда дети получают позитивный результат.
На ладони наносится краска или ладонь окунается в лоток с пальчиковой краской (гуашь смешивают с зубной пастой), ребёнок отпечатывает на листе ладонь или кулачёк, а затем пальчиками дорисовывает изображение. Это упражнение можно делать на световом столе с песком.
10.Релаксация «Цветок в ладошках» .
А сейчас я вас попрошу удобно сесть, закрыть глаза и представить, что вы на зеленом лугу (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
«Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться»
Какие ощущения вы испытали?
11.Упражнение «Прекрасный сад»
Предлагает вспомнить какой цветок детства в ладошках вы представляли в предыдущем упражнении . Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки, клей. Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть в окружении каких разных, непохожих на других растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
12.Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 35 г. Балаково Саратовской области
413855, Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная 50 лет ВЛКСМ, 12
Тел.: 8 (8453) 62-71-80
Семинар-практикум
«Педагог и ребенок»
Подготовила
педагог-психолог
Абдурашитова Л.И.
Январь 2018г.
Цели:
- Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
- Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
- Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
- Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.
Задачи:
- формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова;
- слушать и понимать ребенка;
- взаимодействовать с ребенком без борьбы;
- научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;
- побудить его на положительные поступки.
Ход семинара - практикума
1.Приветствие «Доброе слово»
Цели: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу; развивать умение слушать и слышать говорящего человека, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.
Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы.
Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.
2.Игра «Робот»
Цель: развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а так же навыки эмпатического взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.
На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. Каждый робот должен побывать в роли «оператора».
По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?
3.Игра «Ручеек»
Цели:
- провокация переживаний, связанных с оцениванием;
- анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
- найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
- карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Психолог дает инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Психолог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
4.Беседа «Самооценка ребенка»
Цели:
- информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей;
- проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.
Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—8 лет. Этот возраст
связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.
Проблема неприятия ребенка окружающими (родителями, педагогами и т. д.) отражается не только на самооценке, она становится почти универсальной причиной формирования неврозов и личностных нарушений. В случаях, когда и родитель, и окружающие ребенка люди относятся к нему жестоко, издеваются, обзывают, кричат, у детей включается механизм саморазрушения. Для того что бы ребенку выжить и стать полноценным человеком в такой ситуации, судьба посылает кого-то, кто может восполнить дефицит родительской любви. Носителем тепла, внимания, хорошего отношения, как раз может стать воспитатель.
5.Упражнение «Доверительное падение»
Цель — приобрести опыт взаимного доверия между участниками группы.
Психолог дает инструкцию: «Предлагаю игру „Доверие и поддержка“. В этой игре очень важно, чтобы все могли положиться друг на друга. Один член группы будет плавно опускаться (или падать) на руки коллег, а все члены группы — поддерживать (или ловить) его. Тот, кто будет падать, встает спиной к членам групп, он стоит очень прямо и как бы затвердевает. Те, кто ловят, расставляют ноги, чтобы занять самое устойчивое положение, и держат руки перед собой. Когда человек начинает падать назад, остальные должны как можно скорее подставить свои руки, чтобы затормозить его падение, и затем медленно вернуть человека в исходное положение. Все ли понятно? Хорошо, тогда попробуйте показать нам, как это происходит. Давайте еще раз…
Начиная играть, соблюдайте два правила: тот, кто падает, должен довериться членам коллектива и плавно опуститься на их рук, а те, кто ловят, должны очень внимательно следить за тем, чтобы подхватить его.
Затем поменяйтесь местами так, чтобы каждый мог попробовать упасть.
Нет ничего страшного в том, что сегодня кому-то не захочется участвовать в игре. Возможно, у него появится желание потом, когда мы будем повторять игру».
Проводится анализ упражнения. Что вы чувствовали, когда ловили коллегу? Были ли вы уверены, что сможете удержать падающего? Что вы чувствовали при падении? Хорошо ли вас ловили?
6.Коммуникативная игра «Найди пару»
Цели:
ранжирование на пары;
способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.
Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом.
На прогулку косолапый вышел мишка погулять.
Участники расходятся по комнате.
По тропинке громко топал, друга он пошел искать.
«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»
Двигаются по комнате произвольно.
Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить».
Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.
Мишка с другом покружился…
Кружатся.
Он в лесу устроил бал.
А потом остановился,
По головке гладить стал.
Гладят друг друга по голове.
Спины звери почесали…
Поворачиваются друг к другу спинами.
Вправо, влево, вверх и вниз.
Трутся спинами.
И немного потолкались.
Слегка толкаются.
Крепко-крепко обнялись.
Обнимают друг друга.
7.Игра «Противостояние»
Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает
собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.
Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в
воображаемый спор. Первый — «обвинитель »: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно)!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.
После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?»
8.Упражнение «Диктат»
Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.
- Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
- Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
- Если ребенок разбегался, мешает Вам, что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
- Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Во время обсуждения нужно добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Упражнение 2. Техника «глубокого дыхания» Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
И, напоследок, я расскажу вам притчу:
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил мудрый наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя — милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один — единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя. После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик. Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги. С этим вопросом он пришел к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличии от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит».
Мальчик повернулся и ушел, ничего не поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, мудрец сказал: «Эта история — не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь, она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
В любом возрасте ребенок в своем становлении ориентируется, прежде всего на окружающих его значимых взрослых: родителей и педагогов. Поэтому когда мы предъявляем ребенку какие-либо претензии и ищем причины отклонений в его поведении необходимо посмотреть и на себя тоже.
От того, насколько ребенку и педагогу комфортно вместе, зависит качество образования и психологическое здоровье и учащихся, и нас, педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....
"Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Материал для педагогического совета...
Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...
Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».
Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов детского сада с различными видами арт-терапии, ис...
Семинар – практикум: «Арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт – терапевтических технологий.Огромное количество информации ребенок получает зр...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.Задачи:1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных ос...