Консультация для родителей "Гиперопека - благо или зло?"
материал по психологии

Кожина Ирина Петровна

Главная цель родительства — вырастить из ребенка самостоятельного человека, который не боится принимать решения и несет ответственность за свой выбор.

Гиперопека — это стремление родителей чрезмерно заботиться о детях. В таких отношениях взрослые не просто окружают ребенка повышенным вниманием, но и защищают от мнимых опасностей, а также выстраивают его жизнь по безопасному,  с точки зрения родителей,  сценарию.

Это логично, в первые годы жизни ребенка, когда он действительно нуждается в усиленной заботе и внимании. Но по мере его взросления опеки должно становиться меньше, а свободы — больше.

Главный признак гиперопеки — тотальный пошаговый контроль за ребенком и его действиями. Гиперопекающий родитель постоянно говорит, что нужно сделать или переделать — если, по его мнению, получилось «не так, как надо».

Опека — это удовлетворение реальных потребностей ребенка. А гиперопека — забота о вымышленном или своем внутреннем ребенке. Гиперопека смещает ориентиры и имеет скрытую подоплеку — помочь родителю справиться со своими личными страхами и тревогами с помощью ребенка.

Как понять разницу между заботой и гиперопекой. Понятия очень похожи: гиперопека — это гипертрофированная, чрезмерная забота. Она превышает реальный запрос ребенка на помощь, в некоторых случаях даже предвосхищает или вовсе не опирается на него. Иногда такую помощь еще называют причинением добра средней степени тяжести.

 

Обычно выделяют два основных вида гиперопеки:

  1. Доминирующий тип — ему присущ авторитарный стиль общения родителя с ребенком, беспрекословное следование указаниям мамы или папы. В таких взаимоотношениях у ребенка нет права голоса, ему всегда говорят, куда идти, чем заняться, что чувствовать. Родители контролируют каждый шаг.
  2. Потворствующий тип характеризуется потаканием абсолютно всем капризам, удовлетворением даже сиюминутных нужд. Ребенка ограждают от любых сложностей и даже маленьких выборов, поэтому зачастую он не знает, что такое личные границы. Такие дети вырастают крайне требовательными и капризными.

Если речь заходит о гиперопеке, то причины всегда кроются в психологических особенностях родителя:

  •   Повышенная тревожность взрослого. Причем зачастую для переживаний бывают не реальные, а надуманные поводы. Но страх и тревога настолько сильны, что излишняя забота позволяет родителю хоть как-то снизить градус напряжения.
  •   Нежелание осознавать, что ребенок вырос. Иногда родители не хотят, а иногда и не успевают заметить, что сын уже перерос папу, а дочь начала краситься. В глазах взрослых даже подросток может оставаться малышом, которому всегда и во всем нужна помощь.
  •   Зацикленность на ребенке и его интересах. Это тот случай, когда дети становятся смыслом жизни родителей, а воспитание — единственной деятельностью, которой посвящено все время.

Чаще всего к этому приводят:

  •  Установки и стереотипы: например, женщина должна заботиться о доме и детях — это ее единственная обязанность.
  •  Неудачи в других сферах. Человек отказывается от возможности реализовать себя вне семьи, поскольку это слишком страшно.
  • Перфекционизм. Родитель считает, что ни у него, ни у ребенка нет права на ошибку — все и всегда должно быть сделано идеально.
  • Чувство вины. Иногда мама или папа становятся гиперопекающими родителями из-за ситуации в прошлом: например, не уследили за ребенком в раннем детстве и он тяжело заболел или получил травму. Движимые чувством вины, родители дают себе обещание, что в будущем не спустят с ребенка глаз, и начинают оберегать его от всего на свете. Похожая установка включается и по отношению к детям, которые родились с пороками развития или отклонениями.
  • Повторение родительских сценариев. У человека, который вырос под гиперопекой, есть все шансы в будущем превратиться в такого же гиперопекающего родителя — просто потому, что ему близок и понятен этот жизненный сценарий.

 

Последствия гиперопеки для детей и родителей

Для детей последствия различаются в зависимости от того, какой тип гиперопеки присутствовал в жизни семьи. Так, если родители контролировали каждый шаг, то в будущем ребенок может столкнуться с низкой самооценкой, непониманием, чего он хочет и к чему стремится.

Если родители постоянно потакали детским желаниям, то взрослый ребенок по-прежнему будет думать, что он центр вселенной. Такие взрослые уверены, что им все вокруг должны и их желания всегда и везде в приоритете. Самооценка завышена, а реакция на отказы может быть бурной, вплоть до истерики.

К общим последствиям гиперопеки можно отнести:

  • неуверенность в себе;
  • зависимость от чужого мнения;
  • чрезмерный стресс при принятии решений;
  • безынициативность;
  • отсутствие навыка критического мышления.
  • зачастую в будущем чрезмерная забота помешает выстраивать отношения с противоположным полом и создавать семью.

 

Как перестать опекать: советы родителям

Прежде всего нужно разобраться в себе и понять, какие внутренние проблемы вы пытаетесь решить гиперопекой. Для этого лучше обратиться к психологу — особенно когда мучает излишняя тревожность по любому поводу, связанному с ребенком. Но первые шаги можно сделать самостоятельно, следуя простым правилам.

  1. Развивайте у ребенка навык самостоятельности. Не надо делать за него то, что он уже умеет. Так, если дошкольник научился одеваться, то теперь он всегда должен делать это самостоятельно. Добавляйте к сборам лишние 10—15 минут, если боитесь опоздать, но не берите детские обязанности на себя.
  2. Делегируйте часть обязанностей. Выпишите все, что вы делаете за ребенка либо с чем активно помогаете. Пройдитесь по каждому пункту и проанализируйте, чего недостает для того, чтобы полностью делегировать конкретную обязанность. Для ребенка почти любого возраста можно найти что-то подходящее, передать ребенку  какой-то объем домашних дел, за результат которых он будет отвечать сам.

Важный нюанс: сядьте и обговорите новые правила внутри семьи. Это нужно, чтобы каждый понял и принял грядущие перемены. Не ждите мгновенного понимания, на перестройку нужно время.

  1. Разрешите ребенку ошибаться. Ни у кого не получается идеально с первого раза — это нормально, и эту «неидеальность» надо научиться переживать. Если тревожитесь, что ребенок «не справится, обязательно ошибется и вообще не умеет», то рекомендую выполнить следующее упражнение.

Вспомните моменты, когда ребенок делал что-то сам — пусть даже мелкое поручение — и у него получилось достаточно хорошо. Выпишите все подобные ситуации, которые всплывут в памяти. Регулярно пополняйте и перечитывайте этот список: он поможет осознать, что ребенок способен на многое, главное — помогать ему и верить в него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperopeka.docx109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Главная цель родительства — вырастить из ребенка самостоятельного человека, который не боится принимать решения и несет ответственность за свой выбор.

Гиперопека — это стремление родителей чрезмерно заботиться о детях. В таких отношениях взрослые не просто окружают ребенка повышенным вниманием, но и защищают от мнимых опасностей, а также выстраивают его жизнь по безопасному,  с точки зрения родителей,  сценарию.

Это логично, в первые годы жизни ребенка, когда он действительно нуждается в усиленной заботе и внимании. Но по мере его взросления опеки должно становиться меньше, а свободы — больше.

Главный признак гиперопеки — тотальный пошаговый контроль за ребенком и его действиями. Гиперопекающий родитель постоянно говорит, что нужно сделать или переделать — если, по его мнению, получилось «не так, как надо».

Опека — это удовлетворение реальных потребностей ребенка. А гиперопека — забота о вымышленном или своем внутреннем ребенке. Гиперопека смещает ориентиры и имеет скрытую подоплеку — помочь родителю справиться со своими личными страхами и тревогами с помощью ребенка.

Как понять разницу между заботой и гиперопекой. Понятия очень похожи: гиперопека — это гипертрофированная, чрезмерная забота. Она превышает реальный запрос ребенка на помощь, в некоторых случаях даже предвосхищает или вовсе не опирается на него. Иногда такую помощь еще называют причинением добра средней степени тяжести.

Обычно выделяют два основных вида гиперопеки:

  1. Доминирующий тип — ему присущ авторитарный стиль общения родителя с ребенком, беспрекословное следование указаниям мамы или папы. В таких взаимоотношениях у ребенка нет права голоса, ему всегда говорят, куда идти, чем заняться, что чувствовать. Родители контролируют каждый шаг.
  2. Потворствующий тип характеризуется потаканием абсолютно всем капризам, удовлетворением даже сиюминутных нужд. Ребенка ограждают от любых сложностей и даже маленьких выборов, поэтому зачастую он не знает, что такое личные границы. Такие дети вырастают крайне требовательными и капризными.

Если речь заходит о гиперопеке, то причины всегда кроются в психологических особенностях родителя:

  •   Повышенная тревожность взрослого. Причем зачастую для переживаний бывают не реальные, а надуманные поводы. Но страх и тревога настолько сильны, что излишняя забота позволяет родителю хоть как-то снизить градус напряжения.
  •   Нежелание осознавать, что ребенок вырос. Иногда родители не хотят, а иногда и не успевают заметить, что сын уже перерос папу, а дочь начала краситься. В глазах взрослых даже подросток может оставаться малышом, которому всегда и во всем нужна помощь.
  •   Зацикленность на ребенке и его интересах. Это тот случай, когда дети становятся смыслом жизни родителей, а воспитание — единственной деятельностью, которой посвящено все время.

Чаще всего к этому приводят:

  •  Установки и стереотипы: например, женщина должна заботиться о доме и детях — это ее единственная обязанность.
  •  Неудачи в других сферах. Человек отказывается от возможности реализовать себя вне семьи, поскольку это слишком страшно.
  • Перфекционизм. Родитель считает, что ни у него, ни у ребенка нет права на ошибку — все и всегда должно быть сделано идеально.
  • Чувство вины. Иногда мама или папа становятся гиперопекающими родителями из-за ситуации в прошлом: например, не уследили за ребенком в раннем детстве и он тяжело заболел или получил травму. Движимые чувством вины, родители дают себе обещание, что в будущем не спустят с ребенка глаз, и начинают оберегать его от всего на свете. Похожая установка включается и по отношению к детям, которые родились с пороками развития или отклонениями.
  • Повторение родительских сценариев. У человека, который вырос под гиперопекой, есть все шансы в будущем превратиться в такого же гиперопекающего родителя — просто потому, что ему близок и понятен этот жизненный сценарий.

Последствия гиперопеки для детей и родителей

Для детей последствия различаются в зависимости от того, какой тип гиперопеки присутствовал в жизни семьи. Так, если родители контролировали каждый шаг, то в будущем ребенок может столкнуться с низкой самооценкой, непониманием, чего он хочет и к чему стремится.

Если родители постоянно потакали детским желаниям, то взрослый ребенок по-прежнему будет думать, что он центр вселенной. Такие взрослые уверены, что им все вокруг должны и их желания всегда и везде в приоритете. Самооценка завышена, а реакция на отказы может быть бурной, вплоть до истерики.

К общим последствиям гиперопеки можно отнести:

  • неуверенность в себе;
  • зависимость от чужого мнения;
  • чрезмерный стресс при принятии решений;
  • безынициативность;
  • отсутствие навыка критического мышления.
  • зачастую в будущем чрезмерная забота помешает выстраивать отношения с противоположным полом и создавать семью.

Как перестать опекать: советы родителям

Прежде всего нужно разобраться в себе и понять, какие внутренние проблемы вы пытаетесь решить гиперопекой. Для этого лучше обратиться к психологу — особенно когда мучает излишняя тревожность по любому поводу, связанному с ребенком. Но первые шаги можно сделать самостоятельно, следуя простым правилам.

  1. Развивайте у ребенка навык самостоятельности. Не надо делать за него то, что он уже умеет. Так, если дошкольник научился одеваться, то теперь он всегда должен делать это самостоятельно. Добавляйте к сборам лишние 10—15 минут, если боитесь опоздать, но не берите детские обязанности на себя.
  2. Делегируйте часть обязанностей. Выпишите все, что вы делаете за ребенка либо с чем активно помогаете. Пройдитесь по каждому пункту и проанализируйте, чего недостает для того, чтобы полностью делегировать конкретную обязанность. Для ребенка почти любого возраста можно найти что-то подходящее, передать ребенку  какой-то объем домашних дел, за результат которых он будет отвечать сам.

Важный нюанс: сядьте и обговорите новые правила внутри семьи. Это нужно, чтобы каждый понял и принял грядущие перемены. Не ждите мгновенного понимания, на перестройку нужно время.

  1. Разрешите ребенку ошибаться. Ни у кого не получается идеально с первого раза — это нормально, и эту «неидеальность» надо научиться переживать. Если тревожитесь, что ребенок «не справится, обязательно ошибется и вообще не умеет», то рекомендую выполнить следующее упражнение.

Вспомните моменты, когда ребенок делал что-то сам — пусть даже мелкое поручение — и у него получилось достаточно хорошо. Выпишите все подобные ситуации, которые всплывут в памяти. Регулярно пополняйте и перечитывайте этот список: он поможет осознать, что ребенок способен на многое, главное — помогать ему и верить в него.

D:\Users\User\Desktop\photo_2024-11-18_10-43-36.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Леворкуость у ребенка: беда или благо?

Проблема леворукости остаётся одной из серьёзных проблем в педагогике. Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее чем правой и в том числе пишут ею, необходимо си...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ на тему: «Уклонись от зла и сотвори благо»

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем...

" Твори добро другим во благо"

Статья содержит материал из опыта работы с дошкольниками, повествующий о приёмах воспитания в детях добра и умении наставника развить в ребёнке это чувство....

Программа духовно-нравственного воспитания детей на основе православных традиций. ,,Сотвори благо".

Программа «Сотвори благо» даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.В первой части обосновываются цель и задачи курса, его содержание и формы организ...

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...

Консультация для родителей " Здоровье - это главное жизненное благо"

онсультация для родителей " Здоровье - это главное жизненное благо"...